Начало здесь »»

День восьмой. 30 июля 2019

Пока мы сворачивали палатки, сын приготовил яичницу с овощами и сосисками. Помылись, пользуясь наличием горячей воды – следующая ночь будет без неё. Наполнили канистру водой, выкинули мусор – все, мы готовы к дальнейшему путешествию.

В 10:45 покинули кемпинг. Сначала заехали в соседнюю деревушку. Собственно, до неё можно было бы прогуляться и пешком, кемпинг расположен на окраине. Но погода не располагала к прогулкам, да и планы на день были обширные. Если бы стояли в этом кемпинге дольше, то конечно прошлись бы.

Деревушка совсем маленькая, рыбацкая. Живописные яхты, домики, в целом примечательного мало. Запомнился домик, украшенный скульптурами, но больше впечатлил китовый позвонок, лежащий прямо у дороги в качестве табуретки.

Заглянули в сувенирный магазинчик, переоборудованный из жилого дома. Очень атмосферное место. Элементы кухни хозяева не стали уносить, а оставили в качестве колоритного интерьера. В этом крошечном частном магазинчике было так приятно, что мы не могли уйти, ничего не купив. Хозяйка, поеживаясь, сказала, что такая погода нетипична для конца июля. Через несколько дней ожидалось потепление, но нам пора уже было ехать дальше.

Дальше на нашем пути лежал поселок Хеннигсваг, где находится гавань Нордкаппа. Именно сюда прибывают круизные лайнеры, здесь туристов сажают в автобусы и везут любоваться полуночным солнцем. Здесь же швартуется знаменитый паром Хуртигруттен, на котором можно совершить путешествие вдоль всего побережья Норвегии. Мы как раз застали судно в порту.

Круизники - самые крупные сооружения в поселке

В портовом магазинчике цены оказались пониже, чем в сувенирных лавках Нордкаппа, и мы даже решились купить для мужа куртку и шапку. А дети набрали себе кулёк разноцветных конфет.

Дальнейший путь лежал в Алту. По пути пару раз останавливались: один раз на красивом белом пляже, где просто сделали пару фото, в другой раз у водопада – там нас ждало интересное знакомство.

Река Реппарфьорделва, вдоль которой мы ехали довольно долго, то течёт свободно по равнине, то протискивается между скал, образуя каньон. Вот в таком месте мы и остановились, чтобы немного передохнуть и полюбоваться каскадом водопадов.

Оставили машину на придорожной парковке и спустились по грунтовке к реке. В конце довольно крутого склона стоял Дефендер с немецкими номерами, переоборудованный под кемпер. Возле автомобиля пожилая пара пила из фарфоровых чашечек кофе с тортом «Шололадница». Поздоровавшись с супругами, мы озадаченно остановились. Немцы в Норвегии едят русский вафельный торт. Откуда? Невозможно было не поинтересоваться.

Разговорились. Они оказались прелестными людьми, очень открытыми и общительными. Жена лучше говорила по-английски, а муж с радостью перешёл на немецкий, как только мой супруг, не желая терять возможность попрактиковаться, заговорил на нем.

Оказалось, путешествуют они уже давно, и начали с России, где и распробовали наши вафельные тортики. Побывали в Санкт-Петербурге, потом в Мурманске, после поехали на Нордкапп, и теперь, как и мы, едут к югу. Забегая вперёд скажу, что неделю спустя мы видели их кемпер возле музея Викингов на Лофотенах.

Их автомобиль действительно уникален и привлекает внимание. В стальном кузове Дефендера предусмотрено все необходимое для двоих. Хозяин пригласил нас осмотреть своё походное жилище изнутри, и мы с радостью приняли предложение. Тесновато, но аккуратно и очень продуманно. Маленький столик с двумя сиденьями, куда сесть можно только по очереди, отодвинув столик. Крошечная раковина с тоненьким краном. Плитка на спиртовой горелке. Биотуалет. Шкафчики для посуды, одежды, полотенец и постельного белья. Спальные места образуются над плиткой и шкафчиками, на день они убираются. Душ организуется позади машины: дверца откидывается вверх, задвигается шторка и можно мыться, стоя на земле.

Продумано все, вплоть до вешалок и верёвок для просушки белья. В центре есть люк, который можно приподнять, чтобы стоять в полный рост. Но при сильном ветре его приходится держать закрытым. Тёплая вода нагревается при движении от двигателя, а электричество 220v они получают от аккумулятора, заряжаемого солнечной батареей. Энергии хватает даже на две прикроватные лампочки, чтобы почитать перед сном. Эти люди не пользуются кемпингами, у них машине есть все необходимое.

Распрощавшись с немцами, мы поехали дальше, до Алты было уже недалеко. Первым делом заехали в магазин – пополнить запасы хлеба и сыра, также купили кефир и рыбные котлеты.

В 17:00 приехали в музей петроглифов (наскальных рисунков), где с удовольствием провели два часа (можно было и больше). Часть экспозиции расположена в здании, но самое интересное, конечно, снаружи. В этом музее есть путеводитель на русском языке, очень познавательный, а в конце даже есть викторина по изученному материалу (мы ответили без ошибок почти на все вопросы).

Петроглифы в Алте были открыты в 1970 году. Произошло это случайно: рабочий полез на опору линии электропередач, мох под ногой соскользнул и вдруг на камне обнаружилось что-то необычное. Болт от растяжки был вбит в камень с изображениями каменного века! Но конечно под слоем лишайников, а кое-где мха и земли их не было видно.

Остатки того самого болта

На фотографии видна растяжка и вандальная надпись, которая была сделана кем-то уже после обнаружения бесценных петроглифов

Так очищали от дерна и мха наскальные рисунки

Рисунки выбиты в камне, раскрасили их ученые, чтобы было лучше видно

Вот так во дворе местного крестьянина оказались объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Позже тут открыли музей.

Этот сарай стоит на территории музея. Точнее, музей сделали у кого-то во дворе

К "красной скале" подойти нельзя, это частная территория. Издали рисунки не видны, их можно увидеть только на фото. Во время прилива скала скрывается под водой.

Некоторые рисунки намеренно раскрашены, чтобы их было легче разглядеть. Большинство едва заметны на поверхности камней. Камнерезы трудились тут пять тысячелетий. Самым древним рисункам 7000 лет.

Для ночлега у меня было заготовлено две точки, заранее присмотренные на гугл-картах. Первая нам не очень понравилась, хотя там было оборудованное кострище, но слишком близко бродили олени (оставляя, естественно, следы).

Зато второе местечко нас удовлетворило полностью. Это была ровная площадка недалеко от дороги на вершине холма, где во время войны располагались огневые точки фашистов. Позиция действительно удобная: отсюда во все стороны море просматривается на десятки километров. После войны укрепления были взорваны, но полностью не разрушены. Из бетона торчат куски искореженной арматуры.

Остатки укреплений фашистов времен войны

На площадке при дороге стояла пара кемперов, но мы проехали чуть дальше и оказались совсем одни на полянке с роскошным видом на море. А когда наутро распогодилось, то даже мелькнула мысль остаться тут на две ночи, впрочем, мы от неё отказались.

На ужин ели гречку с тушёнкой. Перед сном я вышла полюбоваться окрестностями и наблюдала паром, который пересёк водную гладь и причалил к деревянной пристани внизу. Это был совсем крошечный паром, не предназначенный для автомобилей, он привёз всего двух человек, вероятно, возвращавшихся с работы.

В 23 часа легли спать.

Пробег за день 279 км.

Продолжение »»