Ребёнок перешёл во второй класс, ему начали ставить оценки и то, что ещё недавно казалось не таким уж и страшным, приняло масштабы бедствия: в дневнике появились двойки. И чем дальше, тем больше.  Ну, или не так, учился себе ребёнок более-менее, но вдруг стал приносить плохие отметки по какому-то одному предмету или ряду предметов. Как быть в этой ситуации, чем помочь ребёнку?

Конечно, всем родителям хочется, чтобы дети учились хорошо (положа руку на сердце — даже тем, кто сам в школе звёзд с неба не хватал). А как приятно ходить на родительские собрания, если ребёнок отличник или хорошист! Но, увы, так везёт далеко не всем. Что же можно посоветовать родителям «неотличников»?

Как помочь ребенку, который плохо учится

Из личных наблюдений

Для начала немного о личном. Восемь лет я была школьным учителем, потом перешла в государственный вуз. И везде сталкивалась как с блестящими учениками или студентами, так и со слабыми. И все они были разными. Попадались отличники, которые вызывали восхищение своим трудолюбием, умением и желанием добиваться поставленных целей, воспитанностью и доброжелательностью. Встречались и те, кто хотя и учился прекрасно, но были настолько неприятными людьми, что просто оторопь брала. То же и с не самыми лучшими учениками: со многими троечниками мы до сих пор нежно дружим и постоянно общаемся, а о некоторых отличниках и даже «медалистах» и вспоминать не хочется.

Была, например, в одном из моих классов такая пара закадычных друзей: красавец, словно с советского пропагандистского плаката, учившийся почти на одни «пятёрки», и слегка заикавшийся худенький неприметный мальчик-троечник. Долгое время я думала, что дружба их настоящая, а потом случайно увидела, как «гордость школы» обращается со своим приятелем, когда думает, что их никто не видит. Увиденное оставило ощущение гадливости: столько надменной презрительной снисходительности и незавуалированной жестокости было в словах красивого успешного парня, адресованных «другу». После этого я стала специально наблюдать за отношениями этих мальчиков (их классным руководителем я не была, просто учителем-предметником, поэтому видела ребят не очень часто, но и остаться равнодушной не могла), и убедилась, что «дружба» там в одни ворота. Поэтому обрадовалась, когда жизнь развела мальчиков: я перешла работать в другую школу, и со мной ещё десять моих учеников, тихий троечник среди них.

В новой школе я стала его классным руководителем и благодаря этому имела возможность наблюдать за его взрослением. Тесно общаясь с ним, я окончательно убедилась, что за неприметной внешностью скрывается, как бы пафосно это ни звучало, нежная, добрая и благородная душа. Ему и его родителям школа давалась нелегко, но они все вместе упорно «сражались» с уроками, нехваткой времени и многими другими проблемами. И победили. В старших классах бывший троечник стал учиться гораздо лучше и в итоге поступил в хороший вуз. Кстати, и друзья у него появились настоящие, с большинством из них он дружит до сих пор.

Сейчас этот мальчик уже взрослый мужчина (кстати, высокий, крепкий и очень симпатичный), отец двоих детей и прекрасный специалист в своей области. А отличник, к несчастью, погиб в пьяной драке несколько лет назад. Мне очень жаль его родителей, и я ни в коем случае не злорадствую. Историю эту рассказываю не для того, чтобы морализировать, а для тех родителей слабых учеников, которым «неуспешность» детей  отравляет жизнь. Не опускайте рук и обязательно боритесь за своих детей!

И второй момент: я не только учитель, но и мама троих мальчиков. И одному из моих сыновей учёба даётся очень тяжело. Всё, что двое других делают играючи, лихим кавалерийским наскоком, ему достаётся большим трудом, многодневной и, увы, не всегда успешной осадой. Поэтому всё, о чём написано в этой статье — взгляд одновременно с двух сторон (учителя и мамы), выводы, сделанные в результате многолетней работы с детьми и подростками.

А теперь несколько советов родителям тех детей, у кого нелады с учёбой:

Совет 1. Держите руку на пульсе

Это первое и непреложное правило. Родители должны знать, что происходит с их ребёнком в школе. Для этого есть множество путей. Прекрасно, если у вас доверительные отношения с ребёнком, и он сам обо всём рассказывает. Но всегда полезно иметь несколько источников информации:

  • Обязательно любую непонятную ситуацию обсуждайте не только со своим школьником, но и учителями, воспитателями группы продлённого дня (если ребёнок туда ходит), тренерами спортивных секций, руководителями кружков и т.д.
  • Общайтесь с родителями одноклассников своего чада. От них вы сможете узнать много нового и неожиданного (ведь их дети тоже делятся с ними школьными новостями).

Наладив контакт со многими людьми из окружения вашего ребёнка, вы не только будете иметь более полную информацию, но и сможете взглянуть на ситуацию с разных сторон. И вполне вероятно, услышите от воспитателя ГПД, что ваш не слишком успешный в учёбе ребёнок – прекрасный товарищ или чуткий, внимательный, неравнодушный ученик, а тренер вам расскажет о его успехах в спорте или тех особенностях характера, которые вы не разглядели. Конечно, это не поможет ребёнку лучше учиться, но это поддержит вас, вы поймёте, что в вашем чаде много хорошего и достойного уважения.

Кроме того, когда учителя видят, что родители активно участвуют в жизни ребёнка, интересуются его проблемами, стараются помочь ему, а не действуют согласно принципам «учить должна школа» и «вы все здесь обязаны», они с большей готовностью войдут в ваше положение, скорее захотят помочь.

Совет 2. Расскажите учителю о ребёнке

Как бы ни банально это звучало, но большинство учителей всё же выбирали будущую профессию по призванию. Да, за годы работы у многих появляются признаки профессиональной деформации, учителя устают и раздражаются, становятся внешне более равнодушными. Но всё же почти все своих учеников искренне любят, переживают за них и стараются помочь им. Если у ребёнка несколько учителей, сначала обратитесь к классному руководителю: он не просто может, но и обязан заботиться о «своих детях», их успехах и душевном комфорте. Поговорите с теми предметниками, с которыми у вашего ребёнка хорошие отношения. Учителя общаются между собой и (открою страшный секрет!) обсуждают учеников и их успехи. Возможно, они смогут донести до того учителя, который по какой-то причине недолюбливает вашего ребёнка или просто слишком строг к нему, что «мальчик-то хороший» или «девочка просто стеснительная». В общем, обращайтесь за помощью буквально ко всем. И ситуация наверняка улучшится.

Помните: учитель, который знает о ребёнке многое из того, что выходит за рамки отношений «учитель-ученик», и относится к нему несколько иначе: теплее, внимательнее. Ведь такие знания позволяют увидеть в ребёнке личность, маленького человека, которому нужны поддержка и помощь, а не просто объект обучения.

О чём рассказать? Если ваш школьник старательно делает домашнее задание и хорошо отвечает дома, а из школы приносит в лучшем случае «тройки», поделитесь этим с учителем, покажите ему черновики или тетради, в которых вы занимаетесь с ребёнком дома, расскажите, как он реагирует на плохие оценки (плачет, злится, грустит, опускает руки или готов бороться и т.д.). Вполне вероятно, во многих проблемах виноваты чрезмерное волнение, стеснительность или медлительность, которые мешают школьнику на уроках, а учитель даже и не догадывается о том, что дома его ученик совсем другой. Дайте педагогу возможность посмотреть на вашего общего ребёнка другими глазами.

Но при этом важно во время беседы не давить на учителя, не забывать, что цель вашего визита — не выйти победителем, не обвинить друг друга во всех проблемах, а достичь взаимопонимания и помочь ребёнку.

Совет 3. Помните о наследственности

Парадоксально, но подавляющее большинство тех родителей, кто и сам не слишком хорошо учился в школе, уверены, что их дети просто обязаны учиться «за себя и за того парня», то есть за своих родителей. И они совершенно забывают о такой штуке, как наследственность. Но если вам самим тяжело давалась математика или вы при письме пропускали буквы, то ребёнок мог унаследовать ваши проблемы с учёбой.

Для начала вспомните себя в детстве, побеседуйте со своими родителями (пусть они освежат вашу память, если сами мало что помните), проконсультируйтесь с учителями, логопедами и нейропсихологами. Возможно, у ребёнка, как и у вас когда-то, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания или другие проблемы. И он рад бы учиться хорошо, но не может. А виновата в том числе и наследственность. В этом случае ругать ребёнка бесполезно. Ему необходима действенная помощь.

Совет 4. Зрите в корень

Если ребёнок вдруг стал гораздо хуже учиться по предмету, который раньше не вызывал у него трудностей, то причин может быть несколько. И далеко не всегда дело в том, что новый учитель (если учителя сменили) хуже предыдущего.  На самом деле вариантов великое множество. Например:

  • ребёнок просто пока не привык,
  • у нового учителя более быстрая (эмоциональная, тихая и т.д.) речь,
  • ребёнок расстроен уходом любимого преподавателя и не учится «из принципа» или от огорчения,
  • ученик влюбился,
  • учебный материал стал сложнее и ребёнку труднее усваивать его,
  • у ребёнка слишком много дополнительных занятий, секций, кружков и т. д.,
  • ребёнок не высыпается.

Чтобы разобраться в причине, необходимо вспомнить Совет 1 и отправиться в школу. Лично пообщавшись с учителями, вы скорее сможете понять, в чём же дело. Ведь они проводят с детьми по несколько часов в день, иногда даже больше, чем работающие дни напролёт родители. Именно поэтому учителя видят и понимают многое.

Ребенок стал получать двойки, что делать

Совет 5. Реагируйте быстро

Если плохие оценки появились у ранее сильного ученика, то родители должны реагировать молниеносно. Если проблема в пропусках уроков и образовавшихся в результате этого пробелах в знаниях, то чем быстрее вы выясните это и начнёте действовать, тем проще будет ликвидировать пробелы и наверстать упущенное. Если успеваемость ухудшилась из-за смены учителя, напряжённых отношений в классе, внезапно накрывшей с головой любви и т.п., то ребёнку нужно помочь, пока не слишком сильно пострадала его самооценка, пока он не опустил руки и не разуверился в собственных силах.

Совет 6. Найдите сильные стороны ребёнка

Выясните, как проще отвечать вашему ребёнку, устно или письменно. Конечно, школьная программа предполагает, что дети должны в равной мере владеть и устной, и письменной речью, но всё же учителя, как правило, готовы пойти навстречу излишне стеснительному ребёнку, или ученику-дисграфику. Определите, как ребёнок лучше усваивает информацию: на слух, или визуально (в Интернете есть много тестов, помогающих определить, аудиал или визуал ребёнок). Дома используйте именно тот канал восприятия, который развит сильнее. Например, если ваше чадо – явный аудиал, то даже если ему задали прочитать сказку, не поленитесь и прочтите её повторно вслух. Так ребёнок запомнит и поймёт гораздо больше.

Совет 7. Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах

Даже если вы были круглым отличником, наверняка и у вас случались не только взлёты, но и падения. Почаще рассказывайте детям о своих школьных годах, удачах и неудачах, недоразумениях и ошибках, о том, как вы справлялись с проблемами. Так вы будете выглядеть в их глазах не недостижимыми слегка забронзовевшими идеалами, а реальными людьми. В этом случае детям будет проще поделиться с вами своими бедами и переживаниями. А вы сможете узнавать о событиях их жизни не спустя годы, а сразу же, и вовремя помогать своим детям.

Совет 8. Не думайте, что только у вас такие проблемы

Если ребёнок учится плохо и для вас это настоящая проблема, в первую очередь, поймите, что вы такие не одни. И трудности в обучении у вашего ребёнка вовсе не делают вас плохими или невнимательными родителями. Даже если вам не повезло с учителями, и они во всём винят вас, просто делайте всё, чтобы помочь ребёнку, не оставляйте его один на один с неудачами и поменьше переживайте.

 

Совет 9. Обратитесь за помощью к специалистам

Если ребёнок плохо учится по объективным причинам (например, у него минимальная мозговая дисфункция или синдром дефицита внимания):

  • Во-первых, не давите на него. Как уже было сказано выше, он бы и рад учиться лучше, но не может.
  • Во-вторых, найдите возможность проконсультироваться с неврологами, психологами, логопедами и нейропсихологами. Существуют вполне действенные методики коррекции, которые способствуют развитию мозга ребёнка и положительно влияют на его успеваемость. Не думайте, что специалисты «навесят» на ребёнка ярлыки. Это не так. А вот помочь школьнику они могут.

Важно! Обратите внимание, что перед визитом к нейропсихологу необходимо сделать ребёнку энцефалограмму головного мозга. Нейропсихологическую коррекцию опасно проводить детям с эпинапряжённостью (судорожной готовностью головного мозга).

Совет 10. Ищите таланты

Если ребенку, несмотря на ваши совместные усилия, категорически не даётся учёба, направьте усилия на то, чтобы найти у него талант. Дайте чаду возможность попробовать себя в самых разных видах деятельности. И вы наверняка подберёте то, в чём он будет успешнее других ребят, одарённее и интереснее их. Ребёнок, который знает, что и он в чём-то талантлив, нередко и учиться начинает лучше.

И почаще читайте вдохновляющее стихотворение Дугласа Мэллока:

Раз тебе не дано стать сосной на холме,

Стань кустом у подножья холма,

Стань листком — самым лучшим листком на траве,

Чтоб тобою гордилась трава.

Раз тебе не дано стать большим осетром,

Не горюй — в этом нету греха!

Стань форелью, но лучшей форелью при том,

Чтоб тобою гордилась река.

Кто-нибудь в этом мире стоит у руля,

Кто-то варит похлёбку в ковше.

Всюду масса работы — и вся для тебя,

Выбирай, что тебе по душе!

Не дано стать дорогой — стань горной тропой,

Не Луною — так яркой звездой.

Сделай так, чтобы люди гордились тобой,

Стань собой, самым лучшим собой!

Фото - фотобанк Лори