Многим знакома ситуация: вечер… Мама съедает пять таблеток успокоительного и идёт с детьми делать уроки. Из-за закрытых дверей доносятся крики, угрозы и даже плач. Или другая ситуация: ребенок за каждое свое достижение, будь то сделанные уроки или посещение секции, получает возможность поиграть в телефоне, «вкусняшку» или другой приз. Оба варианта для родителей и детей достаточно мучительны. А самое главное, что дети без кнута, пряника, постоянного вложения сил и нервов родителя не работают.

О том, как выстроить процесс совершенно иначе и научить ребенка добиваться результата самостоятельно, а также о том, насколько в этом вопросе помогает желание родителя воспитать послушного ребенка, рассказывает психолог сети клиник интегративной медицины Дмитрия Раевского Дарья Кожевникова.

Одна из сложных задач в воспитании – это  возможность привить ребёнку такие качества как трудолюбие, усидчивость, способность доводить дела до результата, готовность преодолевать препятствия. Много об этом написано, и на бумаге всё просто, но в жизни совсем не так. Согласны? 

Предлагаю рассмотреть причинно-следственные связи в этой области, чтобы каждый родитель мог понять «слепые зоны» своего ребёнка. Давайте поймём, что является некоей вершиной качеств, благодаря которым ребёнок действительно может приложить усилия и достичь результата. Что позволяет, переключившись на отдых, снова вернуться в рабочий строй? Какое качество, побуждает двигаться дальше, несмотря на промахи и неудачи? Можно сказать, что это волевое усилие внутри человека, которое он совершает и побуждает себя действовать.

Photo by Annie Spratt on Unsplash

Есть известное выражение, что воля воспитывается с детства. И это действительно так, если мы не ставим во главу воспитания желание получить послушного ребенка. Мы готовы растить волю и её проявления в маленьком человеке? Или стремимся к тому, чтобы он нас безоговорочно слушался, тем самым подчиняя, а порой и ломая, волю ребёнка?

Конечно, и послушный ребёнок может достигать успехов, преодолевать препятствия и идти к результату. Но что в таком случае будет собственной мотивацией ребенка ради таких преодолений? В большинстве случаев ребенок с отсутствием возможности опереться на свою собственную волю, которого поставили в необходимость быть прилежным, будет двигаться к преодолениям в двух случаях: ради похвалы или ради избегания негативной оценки и наказания. В обоих случаях у него нет своей собственной мотивации, а есть лишь созависимость со взрослым, к чьей воле он прислушивается. Конечно, до поры до времени это удобно любому родителю, но что говорить о ребёнке, который входит в возраст самостоятельных решений и сепарации от родителя?

Если первый элемент для достижения  результата, – воля и способность её проявлять, то второй – это возможность найти собственную мотивацию. Не за конфетку/игрушку/гаджет, предложенные родителем, а СВОЁ. В коучинге есть такой термин, как самомотивация – то есть способность ребенка найти свою собственную мотивацию приложить усилия, преодолеть свою лень или пойти в конкуренцию. 

В обучении и сопровождении детей я часто применяю методику, которая называется кидс-коучинг. Например, благодаря ей старшая дочь на онлайн-обучении перестала перед каждым новым учебным днём страдальчески спрашивать: «Ну зачееееем мне это учить?». А нашла свою мотивацию и свое виденье пути вперед.

Чтобы у ребёнка была возможность проявить свою волю – важно создать условия для самомотивации. Тогда в ситуации ошибки, борьбы мотивов, осмыслений своих действий – у него будет возможность довериться себе и проявить свою силу, а не смалодушничать.

Здесь есть важный критерий: не родитель задаёт цель, мотивацию и отвечает за ребёнка на вопрос «зачем?», а сам ребёнок. Ему намного перспективнее найти свой мотив действия или цели, чтобы двигаться к нему. Тогда его волевое усилие будет подкреплено его желанием, что в конечном счете более стабильно психологически и долговременно в плане перспективы.

Как помочь этому реализоваться? Попробуйте взять за правило: давать свободу выбора (что делать) и помогать ребенку внедрять дисциплинированные действия (закрепить процесс). Например: вы даете свободу выбрать кружок или секцию, но помогаете внедрить это мероприятие в ежедневную рутину ребёнка. А сталкиваясь с его сопротивлением (терять мотивацию – это нормально!), помогаете ребенку найти его собственный стимул продолжать. Секрет здесь состоит в том, чтобы вспомнить, что его вдохновило выбрать себе это занятие: какие эмоции, результаты, ситуации ребёнку хотелось прожить. Таким образом родитель помогает ребёнку закрепить его собственную мотивацию, а также работает наперёд: к периоду более глобальных выборов, таких как профессия или трудовая деятельность, у ребёнка сформируется навык самостоятельного выбора и возможности приложить волю.