Когда речь идет о развитии ребенка, всем понятно, что нужно тренировать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие. О вестибулярной системе обычно вспоминают только родители маленьких спортсменов. А еще о ней напоминает ситуация, когда ребенка регулярно укачивает в машине. О важности развития вестибулярной системы рассказывает Виктория Ефимова - психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники "Прогноз" и центра "Логопрогноз", доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.

Возможно, ваше мнение о роли вестибулярной системы изменится, когда вы узнаете, что она является фундаментом для способности ребенка к обучению. Почему? Потому что мы живем в условиях гравитации, а вестибулярная система обеспечивает связь нашего тела с гравитацией. Когда все работает нормально, мы не задумываемся о воздействии на нас этой невидимой силы. Если же вестибулярная система взрослого человека в результате болезни или травмы повреждается, то наступает полная дезориентация. Человек не только не может читать и писать, он не способен оторвать голову от подушки.

При чем тут дети? Способность вестибулярного аппарата реагировать на гравитацию и движения головы формируется еще во время внутриутробной жизни. Вестибулярная система помогает малышу перевернуться вниз головой перед родами и родиться без травм. Делаем выводы: возможно проблемы во время родов были связаны с тем, что вестибулярная система ребенка по каким-то причинам не успела созреть.

Photo by Shlomi Platzman on Unsplash

Ребенок родился, что дальше? Благодаря работе вестибулярной системы он всегда знает, где верх, где низ (даже с закрытыми глазами). Но это не все. Вестибулярная система выполняет две очень важные для развития ребенка функции:

  1. Регуляция мышечного тонуса
  2. Контроль автоматических движений глаз

Вспомните школьников, которые «растекаются» по парте. Это дети, у которых вестибулярная система так и не достигла необходимого уровня функциональной зрелости. Возможно они чуть позже, чем ровесники, начали ходить, плохо жевали твердую еду, у них были (или есть) проблемы с артикуляцией. Все двигательное развитие малыша – это борьба с гравитацией, поэтому каждый этап двигательного развития важен. Мышечный тонус необходим, чтобы научиться удерживать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, а затем ходить. Задержки в двигательном развитии могут быть признаком задержки в развитии вестибулярной системы.

Теперь о движениях глаз. Когда космонавты впервые оказались в условиях невесомости (то есть в условиях минимального воздействия гравитации), оказалось, что в первые дни им было очень сложно выполнять какие-то интеллектуальные задачи. Возникали различные зрительные иллюзии, могла нарушиться способность писать. Это связано с тем, что у вестибулярного аппарата и мышц, которые управляют движениями глаз, очень тесная связь. Без гравитации этот механизм не может работать полноценно.

Школьник, у которого снижена чувствительность вестибулярного аппарата, оказывается в похожей ситуации. Движения его головы и глазных яблок не синхронизированы, как в невесомости. Например, он списывает какое-то задание с доски в тетрадь, поднимая и опуская голову. Если вестибулярная система не выполняет свою работу, ребенок теряет строку и в тетради, и на доске, буквы начинают расплываться. При этом окулист не находит никаких проблем со зрением.

А что с болезнью движения (когда ребенка тошнит в машине)? Вот как раз она считается нормой до 12 лет. Болезнь движения – это результат конфликта между зрительной и вестибулярной системами.

Вестибулярная система не работает одна. Параллельно в мозг всегда поступают сигналы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий. Поэтому мозг может контролировать положение тела. Пока эта задача не решена, мозг не будет заниматься ничем другим (например, прислушиваться к голосу учителя или запоминать таблицу умножения). Сначала он должен убедиться в том, что тело не падает и выстроить внутри тела воображаемую вертикальную линию, которая соответствует вертикали гравитации.

Это можно сравнить с работой навигатора, ведь именно благодаря вестибулярной системе мы можем эффективно действовать в пространстве. А что нужно, чтобы построить маршрут? Определить точку, в которой мы находимся сейчас. Без этого маршрут не построить.

Так как эта задача самая главная, мозг пытается ее решить любой ценой. Например, заставляя тело совершать избыточные движения. Тогда о ребенке говорят, что он гиперактивный. На самом деле, чаще всего у него гипочувствительная вестибулярная система.  Такой ребенок не может заниматься интеллектуальной работой, когда его тело неподвижно.

Вы когда-нибудь шли по навигатору, который не мог точно определить направление вашего движения? В такой ситуации человек начинает метаться, чтобы навигатор поймал сигнал. Тоже самое происходит и со многими детьми, только «навигатор» в голове.

Вестибулярный аппарат находится в голове, во внутреннем ухе и он очень сложно устроен: с каждой стороны 5 органов, которые реагируют на разные движения головы. Незначительные дисфункции в работе вестибулярной системы могут выявить только диагностические приборы. Мы провели такую диагностику более чем 20 000 детей в нашей клинике и получили такие данные: более чем у 85% детей со школьными трудностями, нарушениями речи и другими нарушениями развития снижена чувствительность вестибулярной системы. Отсюда проблемы с вниманием, мышечным тонусом и даже с памятью. Мозг занят поиском точки «где я нахожусь», все остальные задачи откладываются до лучших времен.

Почему это стало такой распространенной проблемой среди современных детей и что делать? Наш мозг устроен очень эффективно: развивается то, чем мы пользуемся. Вестибулярная система развивается тогда, когда мы двигаемся. Не секрет, что сейчас дети двигаются значительно меньше, чем 30 лет назад. И дело не только в тренировках в спортивных секциях, а в свободном движении, дворовых играх, прогулках с родителями в парке. Если ребенок бегает, прыгает, катается с горки, на качелях или просто быстро ходит, он тренирует свой вестибулярный аппарат. Обычному человеку для тренировки совершенно необязательно стоять на голове или крутиться в центрифуге, как космонавту. 

Вывод такой: ребенок будет лучше учиться, если в его жизни ежедневно присутствуют 3 часа двигательной активности. Это необходимо не только для развития вестибулярной системы, но и вообще для нормального функционирования организма ребенка.