Еще пять минут назад это был совершенно спокойный малыш, и вдруг он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, залезать на стол, хватать кошку за хвост или задевать младшего брата. Что случилось? Почему он так себя ведет? И где кнопка, на которую нужно нажать, чтобы превратить его обратно, из бесенка в милого ангелочка?

«Плохое поведение детей — это всегда сигнал о помощи», — говорит Евгения Шлома в книге «Где у него кнопка? Простые советы родителям для разрешения непростых ситуаций с детьми». Припомните: возможно, за некоторое время до этого всплеска ребенок подходил к вам с вопросом, разговором или просьбой поиграть. Добиться внимания не удалось, и он перешел к плохому поведению. Это верный способ переключить маму на себя, и он работает.

В книге Евгения Шлома рассказывает, как сделать так, чтобы у ребенка не возникало потребности в плохом поведении. Евгения — сертифицированный специалист по детской психологии и позитивному родительству, основатель онлайн-школы для осознанных родителей, автор развивающих пособий и популярного блога. Ее посты в соцсетях читают 140 тысяч подписчиков. Эту книгу она превратила в справочник, где каждый родитель сможет найти ответ на свой вопрос «Что делать, когда ребенок…»

Евгения рассказывает об основах позитивного родительства, которое помогает растить ребенка без конфликтов, слез и истерик с обеих сторон. Вы научитесь правильно хвалить детей, узнаете о вреде гиперопеки, подготовитесь к возрастным кризисам, поймете, как реагировать на отказы ребенка и поможете ему выстроить личные границы. Одна из самых важных глав содержит 18 золотых правил воспитания. Среди них:

  • Не воспитывайте детей! Они все равно будут похожи на вас.
  • Будьте последовательны в требованиях, запретах и разрешениях.
  • Не воспитывайте детей через страх.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Никогда.
  • Живите не ради ребенка, живите вместе с ним.

Но самое важное — книга подсказывает, где найти ресурс для себя. Она напоминает про базовые вещи — такие, как сон и еда, учит находить каналы утечки энергии и подсказывает, как превратить семью в источник энергии, а не черную дыру, высасывающую все силы. Потому что если ресурсы есть у нас, то они есть и у наших детей.

«Ребенок, как резервуар: мы его или наполняем, или нет. Если нет, то малыш начинает испытывать неудовлетворенность, тревогу, а проявляется это в виде истерик, капризов, агрессивного поведения, когда все как будто назло. А если ребенок наполнен, то свои силы он будет тратить не на то, чтобы добиться вашего внимания, а на свои более важные дела— игры, забавы, изучение окружающего мира. Наполненные детки более спокойны, уверены в себе, они хорошо едят, спят, у них даже иммунитет крепче».

Ниже мы публикуем фрагмент из книги.

***

Не знаю, как вы, а я раньше и подумать не могла о том, что хвалить детей тоже надо уметь. Казалось бы, хвалишь — уже хорошо. Однако, если делать это неправильно, можно на всю жизнь создать у ребенка зависимость от похвалы. Первое, с  чего стоит начать, — это отказаться от условной любви. Любви за достижения.

«Правильная» похвала бывает разной:

  • Иногда достаточно просто заметить и  сказать что-то в таком духе: «Ты сделал это!», «Ты уже сам оделся!», «Здорово, что ты все сам убрал», «Какая красивая аппликация у  тебя получилась», «Твоя пластилиновая черепаха— просто огонь»
  • Ребенок нарисовал картину. Хвалим его не просто словом «молодец», а описываем то, что видим на его произведении: «Ты нарисовал море, какие красивые волны, почти как настоящие», «Какая симпатичная кошечка у тебя получилась! Она на солнышке греется?»
  • Благодарим. «Спасибо, что убрал свои игрушки», «Благодарю за то, что помог мне разобрать продукты», «С  твоей помощью мы сделали все намного быстрее».
  • Обращаем внимание на положительные последствия: «Как здорово, что ты помог мне убрать со стола, теперь мы успеем почитать».
  • Хвалим не ребенка, а его поступки. «Ты очень красиво, с выражением прочитал это стихотворение», «Ты так аккуратно разложил свои вещи в шкафу!»
  • Задаем вопросы вместо того, чтобы просто похвалить: «Как у тебя это получилось? Было сложно?»
  • Невербальная похвала. Обнять, улыбнуться, пожать руку, поднять большой палец вверх, одобрительно кивнуть.
  • Если что-то не получилось, хвалим за усилия: «Я вижу, ты старался», «Ты не сдался, хотя это было непросто».
  • Сравнивайте ребенка с  самим собой в  прошлом: «Смотри, пару недель назад ты еще не мог сам завязывать шнурки, а теперь вон как быстро справляешься».

Как правильно хвалить ребенка Photo by Mike Fox on Unsplash

Одним словом, «молодец»— это НЕправильная похвала и очень важно научиться это делать по-другому.

И вот вам 33 способа похвалить ребенка:

1. Так держать!

2. Хорошая работа!

3. Это твоя победа.

4. Красиво сказано.

5. Это успех!

6. Такого я еще не видел.

7. Мощный прорыв.

8. Твоя работа принесла мне много радости.

9. Я никогда не видела ничего более прекрасного.

10. Ты сегодня превзошел сам себя.

11. Большое тебе спасибо.

12. Я очень горжусь тобой.

13. Мне нравится ход твоих мыслей.

14. Я очень люблю наблюдать за тем, как ты рисуешь.

15. Ты сегодня сделал очень много.

16. Ты прав.

17. Поздравляю.

18. Ты действительно сделал лучше.

19. Ты делаешь так красиво.

20. Фантастика.

21. Сегодня получилось намного круче.

22. Замечательно.

23. Прекрасная работа.

24. Ты сделал это так быстро.

25. У тебя так легко получилось.

26. Я не смог бы сделать лучше.

27. Ты быстро учишься.

28. Я знал, что ты сможешь сделать это.

29. Это то что надо.

30. Я счастлив видеть, как здорово у тебя получается.

31. Это хорошо.

32. Ты все делаешь правильно.

33. Я В ТЕБЯ ВЕРЮ! У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Теперь предлагаю поговорить о плохом поведении детей.

Пару лет назад я впервые услышала эту мысль и она во мне очень отозвалась: «Плохое поведение детей — это всегда сигнал о помощи».

Ребенок просит у  нас помощи. Вот таким странным, может быть, способом, но иначе он просто не умеет. Да что там говорить— даже взрослые не всегда могут объяснить, что с  ними происходит, а  уж маленький человек и  подавно. И  зачастую единственная возможность обратить внимание на свое положение, которая есть у ребенка,— это слезы, капризы и плохое поведение.

А вот задача взрослого — постараться понять причину. Понять, что происходит с малышом, и подумать о том, как я могу помочь ему прямо сейчас.

Вы удивитесь, но если начать смотреть на «плохое» поведение детей именно под этим углом, то сразу становится легче воспринимать слезы и капризы, а поведение улучшается.

И  наоборот, если вы будете считать, что ребенок все делает вам назло, и в ответ раздражаться и злиться, он станет еще больше капризничать и ныть.

Это именно так и работает.