Японские отцы работают больше, чем где-либо ещё в мире, и чаще всего видят своего ребёнка уже спящим. У них есть всего один день в неделю, чтобы полноценно общаться с ребёнком. Книга «Самый лучший папа» в оригинале называется «Воспитание за 3 минуты». В ней Тосимаса Оота даёт советы японским отцам, что можно успеть сделать ребёнком за 3 минуты в день. «Для японцев 3 минуты – это очень много, особенно для мужчин!» - убеждён господин Оота.

Тосимаса Оота служил в редакции туристического журнала, и как все японцы очень много работал. Но когда у него родился сын, он задумался.

Тосимаса Оота с книгой о японских папах

Тосимаса Оота: Рано уходя и поздно возвращаясь, я видел своего ребенка только спящим. Лишь один день – воскресенье – он мог проводить с сыном. А ведь детство очень быстро заканчивается. К 6 годам, когда ребенок подрастет и начнет отдаляться от меня, сколько дней я проведу с ним? Около 300 дней. А сколько длится человеческая жизнь? Примерно 30 тысяч дней. Выходит, я смогу провести с сыном 1% своей жизни. Я понял, что мне это не нравится. Я принял решение уйти с работы и стать фрилансером – писателем.

Оота написал около 60 книг, в основном о воспитании и образовании, которые переведены на корейский, тайский, а теперь и русский языки. Он считает себя журналистом, поскольку сам ничего не сочиняет – он собирает информацию и излагает ее в виде книги.

В ходе своей работы Тосимаса Оота заметил, что в Японии возникает все больше вопросов о том, как отцам воспитывать детей. Он получил квалификацию психолога-консультанта (в Японии не нужно получать академическое образование, чтобы получить лицензию практикующего психолога) и открыл бесплатную онлайн-консультацию для отцов.

Тосимаса Оота: Обращений поступает много. Проблемы японских пап можно разделить на четыре категории:

1) Мужчины не могут справиться с критикой со стороны жён.

2) Разные мнения папы и мамы по вопросам воспитания вызывают ссоры.

3) Мужчины прикладывают усилия, стараются изо всех сил, а их вклад не признается.

4) Папа хочет принимать участие в воспитании, а мама отстраняет его от этого.

Как видим, все проблемы связаны с взаимоотношениями между супругами. Это неудивительно – остальные вопросы они решают сообща.

Женщинам, которые бы хотели большей помощи от мужа, полезно посмотреть на этот список и задать себе вопрос: а не происходит ли в моей семье что-нибудь подобное?

Тосимаса Оота также рассказал, каким видят идеального мужа японские женщины.

  1. Много работает, но вовремя приходит домой
  2. Занимается домашним хозяйством с удовольствием
  3. Сам не жалуется, но спокойно выслушивает жалобы
  4. Находит время проявлять любовь к жене
  5. Иногда строго ругает ребенка, но никогда не критикует жену
  6. Всегда аккуратно одет, но не смотрит на других женщин

Такое обилие требований, конечно, вызывает улыбку – едва ли в мире существует настолько идеальный муж.

Тосимаса Оота советует женщинам не забывать благодарить мужа за помощь, а если он сделал что-то неправильно – закрыть на это глаза.

Роль мужчины в японской семье

В 2010 году в Японии на конкурсе популярных новых слов победило слово «икумен» (от «икуджи» - воспитание детей и «мен» - мужчина). Чем это отличается от понятия «отец»? Дело в том, что мужчины в Японии не занимались воспитанием детей очень давно.

В эпоху Эдо (1603—1868 годы), насколько можно судить по литературным источникам, отцы много внимания уделяли воспитанию детей. Именно отцы часто водили детей в баню. Европейские путешественники описывали Японию как рай для детей: «Отцы очень любят своих детей, в семьях любого статуса. Отцы хорошо заботятся о детях и одновременно дают им свободу. Дети босые бегают по дорогам, и как бы они ни шалили, мы не видели, чтобы их наказывали. Нигде мы не видели таких счастливых детей».

В XVII веке европейцы писали: «Японцы никогда не воспитывают детей с помощью кнута. Они пользуются словом».

Японская семья на прогулке. Гравюра эпохи Эдо

Японские отцы перестали воспитывать детей в эпоху Мэйдзи (Мэйдзи в переводе означает «просвещённое правление» - время правления императора Муцухито - 25 января 1868 г. – 30 июля 1912 г.). Это был период европеизации Японии. Страна во всем подражала Европе, и в области воспитания в том числе. Так появились строгие отцы.

В 1950-е мужчина был абсолютным авторитетом, главой семьи. Он не готовил, не убирался, не стирал, не следил за детьми.

В 1970-1980-е начался период бурного экономического роста. Чем больше человек работал, тем больше получал. Отцов стали называть «воинами компаний». Женщины чаще всего оставались дома и обеспечивали быт: они идеально стирали, убирали и готовили блюда любой кухни мира. Это были профессиональные домохозяйки, которые занимались также и воспитанием детей. Воины компаний и домохозяйки-профи идеально дополняли друг друга.

В 1990-е экономический рост останавливается. Постепенно воины перестали побеждать. И тут японские женщины начинают работать. Мужчины потихоньку начинают уделять время воспитанию и домашнему хозяйству. Но образы мужчины-добытчика и женщины-домохозяйки укоренились в сознании и не спешили меняться.

Сейчас в большинстве японских семей работают и муж, и жена. При этом женщины уделяют домашнему хозяйству в 5 раз больше времени, чем мужчины. Во всем мире женщины больше занимаются домашними делами, но среднемировая разница гораздо меньше – всего лишь в два раза.

На диаграмме показано, сколько минут в день уделяют домашнему хозяйству мужчины и женщины в Японии и в среднем в мире. Правда, есть две страны, где мужчины занимаются домашним хозяйством еще меньше – это Индия и Южная Корея.

На этой диаграмме хорошо видно, что японские мужчины тратят на работу больше времени, чем среднемировые мужчины тратят суммарно на работу и домашнее хозяйство. А между тем, у японцев в сутках все те же 24 часа.

Нынешняя эпоха – ренессанс японских отцов. Кроме уже упоминавшегося икумена, в словаре появилось слово «икубосс». Это начальник, который входит в положение родителей, отпускает пораньше домой, понимает, что отцов нельзя задерживать на работе, но при этом нельзя и урезать в деньгах.

В 2017 году японское правительство приступило к трудовой реформе, цель которой – чтобы мужчины и женщины могли поровну работать и поровну воспитывать детей. Но это законодательство наталкивается на противодействие бизнеса, которому такое положение вещей невыгодно.

На данный момент женщина может находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком на протяжении года (в крупных компаниях – до трех лет). Отцы тоже могут брать декретный отпуск, но пользуются этим правом лишь около 3% японских семей.

Современный японский папа очень занят, и поэтому воспитание ребёнка целиком ложится на мать. Есть даже термин «ванопеикуджи» - воспитание ребенка только мамой.

Как же отцу оставаться в сердце ребенка, если он постоянно на работе? Тосимаса Оота предлагает донести до ребенка три идеи:

  1. Я рад тому, что ты есть
  2. Даже если меня нет рядом, я постоянно о тебе думаю
  3. И последнее – это очень важно – я очень люблю твою маму

Ну и конечно тут важна роль мамы. Если она много рассказывает ребенку про папу, ребенок будет чувствовать значимость этого человека в своей жизни.

«Зато время, которые отцы проводят с детьми в выходные, в Японии больше, чем в других странах. Но есть одна проблема – большинство отцов не могут поменять памперс с какашками. Запахло – сразу ребенка маме», - смеется Тосимаса Оота.

Японские дети Photo by AC De Leon on Unsplash

В Японии детей не воспитывают?

В российском сознании укоренён стереотип, что японцы до пяти лет детей не воспитывают. На самом деле это не совсем так. Японские мамы и папы очень переживают по поводу того, что ребёнок мешает окружающим. У них вовсе нет желания разрешать ребёнку все.

Часто бывает, когда ребенок что-то делает, то он не понимает, что он делает что-то плохое. Плохое с точки зрения взрослых. Поэтому японцы считают, что вдруг повышать голос, начинать ребёнка ругать – это плохо. Сначала надо понять его настроение, его мысли, почему он это делает. Если так делать нельзя, надо объяснить ему это, научить его, что это делать нельзя. То есть с одной стороны не считается, что можно разрешать ребенку все, но с другой внезапно начинать кричать – нельзя. Подумать, почему он это делает, поговорите с ним об этом, и он успокоится. Японцы считают, что важно развивать в ребенке инициативу, его собственные порывы.

«Когда я был ребенком, случалось, что дедушка меня бил», -  рассказывает Тосимаса Оота. – «Меня выгоняли из дома, но я не просил прощения. Сейчас мама или папа не ударит кулаком ребёнка. Если кто-то увидел, что с ребёнком жестоко обращаются, надо позвонить в специальную службу. Дело в том, что в Японии это серьезная социальная проблема. В последнее время часто бывают сообщения, что дети погибают от жестокого обращения родителей».

Материнство.ру: А какие наказания приемлемы для японских родителей?

Тосимаса Оота: У нас нет культа наказаний. Бывало, я забирал айфон у своего ребёнка на неделю. Я не считаю это наказанием. Если он не выполняет то, что обещал, я забираю айфон, даю возможность подумать. Если он мне объяснит, для чего ему нужен айфон, и я с этим соглашусь, я отдам. Для того чтобы дети не ушли в какую-то неправильную сторону, иногда нужно их остановить. Но это не наказание.

Поначалу я был строгим отцом, но однажды мать моего друга дала мне совет быть помягче с ребенком. Я попробовал, и у меня получилось. И тогда мой взгляд на воспитание значительно изменился. Если вы спускаетесь на уровень ребенка, то вы можете говорить с ним на равных, и он вас понимает. Это дает чувство спокойствия и чувство доверия. Для ребенка очень важно, что его поддерживают. И тогда он будет вести себя хорошо не потому, что его поругали и он больше не будет, а потому, что он хочет быть хорошим ребенком.

У японских детей очень низкая самооценка. Педагоги утверждают, что эту ситуацию надо менять. Дети делают все, что им скажут родители и учителя.

Раньше в ходу было выражение: «Как ты смеешь перечить отцу?!» Сейчас японские отцы стали прислушиваться к мнению детей, говорить с ними на равных.

Материнство.ру: Вы много говорили о японских отцах. А что бы Вы могли сказать о японских мамах? Они строгие? Мы знаем, что, например, китайские мамы очень требовательны к своим детям, гораздо более чем русские. А каковы японские мамы?

Тосимаса Оота: Да, китайские мамы ого-го. А японские мамы добрые. Если они сильно ругают ребёнка, это означает, что у мамы очень большой стресс.

Система образования в Японии

Материнство.ру: Принято ли у японских родителей помогать детям со школьными заданиями? Российские школы ожидают от родителей строгого контроля (особенно в младших классах), а некоторые задания просто не сделать без помощи родителей (проекты, рефераты). А японские родители вовлечены в учебу детей?

Тосимаса Оота: Да, помогают и мамы, и папы. Желательно, чтобы ребёнок мог делать домашнее задание сам. Это в идеале. Но считается, что важно обсуждать с ребёнком, что нового он выучил. Таким образом, родители сами не обучают ребёнка, но мотивируют его к учебе.

Домашние задания не очень большие, в начальной школе достаточно минут 30.

Но ученики старших классов часто ходят не только в школу, но и в так называемую джукку (аналог наших подготовительных курсов), где проводят ещё 3 часа каждый день.

Материнство.ру: Насколько самостоятельны японские дети? В каком возрасте они начинают ездить на общественном транспорте без взрослых? Если, скажем, живут в таком крупном городе, как Токио?

Тосимаса Оота: В 6 лет дети идут в школу и ездят в школу час на электричке одни. Япония очень безопасная страна, здесь это вполне возможно.

Материнство.ру: Нужно ли готовиться к поступлению в школу?

Тосимаса Оота: Когда поступают в государственную школу, ничего особенного знать не надо. За полгода они учатся читать и писать.

Материнство.ру: Неужели иероглифы?

Тосимаса Оота:  Нет, алфавит. Иероглифы мы учим всю жизнь.

Материнство.ру: Есть ли школы для сильных и отстающих детей?

Тосимаса Оота:  Элитные школы есть, туда конечно есть отбор, попасть трудно.

Если ребёнок отстаёт, его отдают на курсы дополнительного образования, где с ним занимаются в группе или даже индивидуально. Эти школы платные. Таким образом, финансовые различия семей приводят к различиям в образовании. Конечно, в идеале этим должна заниматься обычная школа. Это проблема, поскольку у преподавателей очень большая нагрузка. Если дети с проблемами не пойдут на частные курсы, они не справятся.

Материнство.ру: А дети с особенностями развития? Для них что предусмотрено?

Тосимаса Оота:  Курсы не приспособлены для работы с особыми детьми. Есть специальные бесплатные школы для детей с особенностями развития.

Материнство.ру: Мы сталкивались с крайне слабым уровнем английского языка у некоторых японских студентов. В школах не преподают английский?

Тосимаса Оота:  В школах есть английский, но не всем хватает часов, чтобы хорошо им овладеть. Тем, кто хочет хорошо выучить английский, нужны дополнительные курсы.

Материнство.ру: Совсем как в России. А сталкиваетесь ли вы с проблемой отцов и детей в подростковом возрасте? У нас некоторые родители с опаской ждут времени, когда их ребенок станет подростком.

Тосимаса Оота:  Сейчас учителя больше переживают, что переходный возраст становится не слишком явным. Это естественно, когда в подростковом возрасте возникают столкновения с родителями. А тут или родители слишком хорошие, или дети не могут как следует отделиться. И часто школьный учитель говорит мамам: «Держите своих детей в объятиях без рук». Родители боятся отпустить от себя детей.

Материнство.ру: А как родители воспринимают подростковую субкультуру - каваий, косплей и тому подобное?

Тосимаса Оота:  Родители подростковую субкультуру не понимают, но это есть и есть. Каваий, косплей – это все есть.

Материнство.ру:  Ваши дети увлекались? (Тосимаса Оота – отец мальчика (16 лет) и девочки-подростка – прим. Материнство.ру)

Тосимаса Оота:   (задумывается) Вообще-то не особо. Может я просто этого не знаю… Наверное им это не очень интересно. Они любят спорт.

Материнство.ру:  В каком возрасте японские молодые люди отделяются от родителей, начинают сами себя обеспечивать?

Тосимаса Оота:  Обычно после окончания института. В институт поступает примерно 55% выпускников. Обучение дорогое, платят, как правило, родители. Можно взять кредит на обучение, но это долги, это большое бремя и большая проблема. Целевое обучение мало распространено. Оставшиеся 45% идут работать.

Для примера: стоимость одного семестра обучения в Технологическом Институте Шибаура (одном из наименее престижных в Токио) составляет более 700 000 йен (порядка 450 000 руб.) за семестр. Есть еще вступительный взнос 280 000 йен (около 180 000 руб.). Длительность обучения – 4 года.

Гаджеты опасны

Материнство.ру: Есть ли в Японии проблема с зависимостью детей от гаджетов? Российские подростки буквально не выпускают смартфоны их рук, общаются в основном по интернету, постоянно смотрят картинки и видео в соцсетях. Некоторые дети в 6-7 лет дети приходят в школу уже с сильнейшей зависимостью, им скучно в реальном мире, они хотят только смотреть в экран. Не умеют себя занять, если нет в руках смартфона. А как обстоит с этим дело в Японии? Считается ли это проблемой, пытаются ли родители ограничивать пользование гаджетами?

Тосимаса Оота: Многие родители считают, что не стоит давать детям гаджеты. Но ведь люди эволюционировали, используя многие опасные предметы. Я считаю, что гаджеты опасны и надо держать их на некотором расстоянии, но не исключать полностью.

Некоторые особенности японского воспитания:

  • Японские родители прежде всего хотят научить детей английскому языку, программированию, плаванию и игре на фортепьяно. В токийском университете каждый второй студент играл на фортепьяно.
  • Среди младших школьников самая популярная профессия, которой бы они хотели овладеть – ютубер.
  • Дети в Японии совсем не играют в войну.
  • Если японцы едут путешествовать, то они берут с собой детей и едут в те места, где было бы интересно ребенку. В Японии считают, что пока ребенок еще мал, ему надо дать увидеть как можно больше: море, горы.
  • В Японии нет поговорки «когда я ем, я глух и нем». Семейный ужин – время рассказов о том, что произошло за день. Семья, которая не разговаривает во время еды, вызывает опасения.

Совет японского психолога русским отцам

«В японском обществе очень сильны стереотипы мужественности и женственности. Чтобы изменить сознание людей, потребуется два-три десятка лет. Для этого я и пишу такие книги», - говорит Тосимаса Оота. – «Японские мужчины забыли, как они прилагали усилия к воспитанию детей. Насколько я слышал, русские отцы стараются больше, чем японские. Я хотел бы сказать всем отцам: если вы слишком погружены в получение прибыли, то вы ущемляете своих детей. И когда они вырастут, они столкнутся с теми же проблемами. Я хотел бы, чтобы вы в России сохранили культуру равенства между мужчинами и женщинами, чтобы не было, как у нас».