Как везде, в Финляндии есть дети с особенностями развития. Страна несколько раньше, чем Россия, стала внедрять у себя современное отношение к таким детям. У нас долгое время инвалидов прятали от людских глаз, помещая в закрытые учреждения. Лишь в последнее время начали массовую инклюзию, которая часто проходит с перегибами. В Финляндии система помощи особым детям достаточно хорошо развита, но и в ней есть свои недостатки и упущения.

Маломобильные ученики

Наилучшим образом, пожалуй, дело обстоит с заботой о маломобильных. Если ребёнок передвигается на инвалидной коляске, ему положено от государства бесплатное такси, которое отвезёт его в школу и обратно. Если ребёнок не видит, его обеспечат спецпособиями и приставят персонального тьютора, чтобы он мог учиться в обычной школе.

Фото со страницы школы SYK в Инстаграм

Но это в теории. А на практике далеко не все школы оснащены должным образом для приёма детей-инвалидов. Так, например, в школу SYK (о которой я упоминала в статье «Мифы и правда о финских школах») пару лет назад поступила девочка-колясочница. За лето школу реконструировали, приспособив под особенности передвижения новой ученицы.

В другой школе, которую мы посещали, не было ни лифта для маломобильных, ни какого-либо иного подъемного устройства. В этом здании постройки 1970-х годов большинство учебных кабинетов расположено на втором этаже, а столовая на первом. На первом же и туалет, тоже, кстати, не оборудованный для колясочников. Никаких надписей шрифтом Брайля или направляющих дорожек на полу тоже не было замечено.

Лестница в финской школе. В левой части имеется полустершаяся желтая разметка без рельефа.

К сожалению, мне не удалось побывать в более современных финских школах. Полагаю, они спроектированы и построены с учетом потребностей маломобильных учеников (а также учителей и родителей, ведь они тоже могут относиться к маломобильным группам).

В то же время очень радостное впечатление произвела детсадовская группа, гулявшая в сопровождении воспитателей в одном из городских парков, возле водопада. Среди детей был трехлетний малыш с проблемами опорно-двигательной системы, он не мог нормально ходить. Передвигался, опираясь на специальную конструкцию-ходунки, лишь носочками ботинок касаясь земли. Дети не обращали никакого внимания на его особенности и общались с ним, как с равным. Иначе и быть не может, ведь они привыкли видеть его каждый день, и его ходунки вызывают у них не больше удивления, чем любой предмет одежды. И в дальнейшем они не будут с недоумением смотреть на колясочника – будут общаться с человеком, не обращая внимания на остальное.

А вот в России, несмотря на все усилия по обустройству улиц и общественных пространств, человека на коляске все еще встретишь редко.

Ментальные нарушения

В Финляндии слабо развита ранняя диагностика развития детей. Малыш в год не сидит? Ничего страшного, у него свой темп развития. В 4 года не говорит? Ничего, мальчики вообще поздно начинают говорить. В результате бывает упущено время, когда многие проблемы можно было бы скорректировать.

Коррекция начинается с подготовительного класса (эскари), куда финские дети идут в обязательном порядке в возрасте 6 лет. И продолжается в начальной и средней школе, и даже в профессиональном училище.

Как рассказала редактору Материнства коррекционный педагог Елена Олликайнен, в поддерживающем, или коррекционном обучении в школах есть три ступени:

  1. Помощь оказывается периодически: персональное домашнее задание, повторение материала, дополнительные занятия. Проводить занятия может классный руководитель или коррекционный педагог. Решение принимает учитель.
  2. Помощь на постоянной основе: занятия по одному или нескольким предметам в маленькой группе под руководством коррекционного педагога. Решение принимает учитель.
  3. Индивидуальный план обучения для ребенка, который, несмотря на первые две ступени помощи, не справляется с обычной программой. Решение принимает комиссия после консультации с медицинским учреждением.

Третья ступень применяется в тяжелых случаях, когда, например, ребенок 12 лет по уровню развития соответствует первому-второму классу. Как правило, это дети, имеющие медицинские диагнозы. Даже эти дети имеют возможность получить образование на доступном им уровне и в дальнейшем приобрести специальность.

Для детей с тяжелыми формами ДЦП тоже предусмотрена возможность социализации. Для них есть отдельная группа в обычном детском саду, и даже отдельный класс в школе, где они пребывают, покачиваясь в гамаках. В России такие учреждения только создаются, в основном они частные и стоят довольно дорого.

Книга о детях с СДВГ на финском языке

СДВГ

Проблема СДВГ в Финляндии стоит не менее остро, чем в России. Это дети, которые отвлекаются на уроках и мешают другим, не в состоянии усидеть на месте, слушать учителя и заниматься. Как справляются с такими детьми в финских школах?

Я слышала разные мнения на этот счет. Родители говорили, что на такого ребенка просто не обращают внимания: пусть он шумит, балуется, ползает под партами – учитель пытается вести урок.

Родители других детей не считают это нормой, они, как и в России, выражают недовольство такими детьми, жалуются.

Директор школы говорила другое. Если ребенок плохо себя ведет, ему делают замечания, проводят беседу: почему он так поступает? Если это не помогает, собирают педсовет, решают, что делать. Могут приставить персонального тьютора или перевести в маленький класс.

***

Словом, финская система направлена на то, чтобы максимально помочь, поддержать тех, кто в силу личных особенностей имеет проблемы в школе. Но самая главная задача, которую ставит перед собой школа – сделать молодых людей полноценными членами общества, научить их жить среди людей.

Такую же задачу ставит себе и российская идея инклюзии, но пока у нее, к сожалению, маловато средств, чтобы с этой задачей справиться.