Говоря об Иерихоне, можно было бы начать с того, что это один из древнейших, если не самый древний, из непрерывно населенных городов мира (хотя Иисус Навин, овладев городом и разрушив его до основания, наложил проклятие на всякого, кто заново отстроит Иерихон).

 

Древнейшие археологические находки в Иерихоне относят к восьмому тысячелетию до Р.Х., он многократно упоминается в Библии, но для нас, христиан, наиболее важны события, происходившие в самом Иерихоне и вблизи него в период земной жизни Спасителя. Поэтому рассказ об Иерихоне я размещаю именно в этой части повествования о нашем паломничестве.

 

Но обо всем по порядку.

 

Вид на Иерихон с горы Искушений

 

 

Иерихон в Ветхом Завете

 

В Библии Иерихон именуется также «городом пальм». Пальмы сохранились тут и в наши дни.

 

 

Город расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Крылатое выражение "труба иерихонская" связана с историей взятия Иерихона евреями под предводительством Иисуса Навина после исхода из Египта.

 

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.
 И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами. Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните. Таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
[На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня; и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами. Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. 

В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.
(Иис.Нав.6:1-19)

 

 

 

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (8400—7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о взятии города Иисусом Навином, руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами.


У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, о котором рассказывается в 4-ой книге Царств:

 

И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
(4Цар.2:19-22)

 

 

Иерихон в Новом Завете

 

В Евангелии точно не указано, в каком именно месте пустыни постился Господь наш Иисус Христос после Своего Крещения, но традиция связывает это место с горами, возвышающимися над Иерихоном. Это связано с уточнением, которое дает Евангелист Иоанн: "А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды" (Иоан.3:23).

 

Место, где крестил Иоанн, находится вблизи от Иерихона

 

Сразу же после Крещения, как сообщают евангелисты, Иисус Христос был приведен Духом в пустыню.

 

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Матф.4:1-11)

 

На горе к западу от Иерихона расположен греческий православный монастырь Искушения. Уже с IV века на Сорокадневной горе селились подвижники. Пещеры, вырубленные ими в отвесных скалах, сохранились по сей день.

 

 

 

 

Храм монастыря, по преданию, находится на месте пещеры, в которой укрывался Господь во время Своего поста.

 

 

И. Н. Крамской "Христос в пустыне"

 

 

 

 

 

Подъем к монастырю для многих труден, но нам он дался легко: мы шли по благословению духовника с Иисусовой молитвой, читая ее неспешно и вдумчиво, по слову на каждую ступеньку, и готовы были идти так еще выше, до вершины горы. Но монастырь расположен на середине склона и дальше пути нет.

 

 

 

 

 

Постройки тесно прилепились к скале.

 

 

 

 
Монастырский храм освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
 
 
 
Нам очень понравились необычные кронштейны для лампад - в виде руки, держащей за хвост птицу.
 
 
Эта редкая икона изображает искушение Христа дьяволом.
 
 
Еще одна икона искушения - на стене пещеры напротив иконостаса.
 
 
У камня, где, по преданию, Господь был искушаем от дьявола, мы прочитали Евангелие, а затем приложились к камню искушения.
 
 
Окружающие горы настолько крутые и отвесные, что страшно подумать, как сюда издавна поднимались отшельники. На балкончике, висящем над пропастью, даже находиться страшно.
 
 
 
 
 

Дерево Закхея

 
В Иерихоне Господь бывал неоднократно, проходя из Галилеи в Иерусалим. Здесь Он совершил несколько исцелений.
 
Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни].
Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
(Мар.10:46-52)
 
В Иерихоне жил начальник мытарей по имени Закхей, который, несмотря на свое высокое положение в обществе, не постыдился забраться на дерево, чтобы увидеть Иисуса Христа. За это рвение Господь оказал ему честь, придя в его дом.
 
Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лук.19:1-10)
 
 
Относительно дерева Закхея существует несколько версий. Греки показывают его на своем участке, но возможно, оно находилось на участке Русской Духовной миссии.
 
 
Греческий православный храм в Иерихоне
 
 
 
Закхей, по преданию, впоследствии стал первым епископом церкви Кесарии Палестинской. Он прославлен в лике святых Русской Православной церкви как Закхей Праведный, бывший мытарь (память 3 мая н.с.). А в греческом храме он изображен на иконе в святительском облачении.
 
 
Икона, изображающая Закхея на дереве.
 
Архимандрит Никодим (Ротов) в "Истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме" передает сведения о том, как был приобретен русский участок в Иерихоне.
 

"В 1874 году, о. Антонин Капустин купил участок в Иерихоне. На участке был разведен сад и построен дом для проходящих через Иерихон на Иордан паломников. Размер участка 15.126 кв.м. Нет сведений о том, за сколько куплена была земля. При покупке земли был совершен вакуфный акт. На этой территории о.Антонин сделал раскопки, он нашел 5 колонн, по-видимому, какой-то древней базилики. Позднее еще были найдены 6 камней с живописными изображениями святых, гранитный розовый камень и фрагменты колонн и мозаики.

 

Покупка в Иерихоне была тоже замечательна по своим последствиям. "Эта часть долины Иордана в древнее время была известна своим плодородием. Прежние Иерихоны находились поблизости нашего сада. Первый из них, построенный вокруг источника Пророка Елисея, был в 1/2 часа пути к северу от нашего сада. Разрушенный евреями за 14 веков до Р. X., он никогда не терял вполне своего значения. Он только отступил на 1/2 часа пути к югу от нашего сада. За 500 лет до Р. X. Ирод Великий так украсил его великолепными дворцами и постройками, что город вновь сделался знаменитым. Благодаря искусному орошению (длина его каналов была около 20 километров), его сады пальм были так известны и вместе с тем доходны, что триумвир Марк-Антоний не посовестился подарить доходы с них капризной красавице Клеопатре. Разрушенный Веспасианом (в 70 году по Р. X.), он вновь был возобновлен императором Адрианом во II веке. Этот третий Иерихон был опять разрушен в VII веке арабами. Но в XII веке Крестоносцы вновь восстановили его, и он сделался опять почти столь же знаменитым, как и второй Иерихон при Ироде. После их изгнания из Святой Земли город опять был разрушен.

 

 

Русский странноприимный дом для паломников в Иерихоне 

 

 

В 1874 году, когда наш знаменитый архимандрит Антонин, не боясь набегов бедуинов, выстроил здесь странноприимный дом для русских паломников, то этот дом был единственным европейским жилищем. Близ него было 150 мазанок, в которых жили арабы-мусульмане. Дом и наши паломники были причиною появления безопасности в этих местах, и они вновь возвращаются к жизни. Скоро вслед за о.Антонином Православной Патриархией были выстроены дом и церковь и еще дом — одной русской поклонницей. Ныне здесь уже три каменных дома и около 10, сделанных из земляных кирпичей, в большинстве коих помещаются порядочные гостиницы, усердно посещаемые зимой и весной туристами. Эти места вновь станут знаменитыми и, несомненно, что зарождающийся (пятый по счету) Иерихон имеет будущность".

 

Писавший так в конце XIX века оказался прав. Сейчас Иерихон довольно приличный город".

 

Читать дальше »»

 

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб Хайфа и гора Кармилдом Иоакима и Анны. Место Рождества БогородицыНазаретГорненский монастырьЭйн Карем. Пещера Иоанна КрестителяВифлеемПоле ПастушковИорданИерихон. Гора ИскушенийКана ГалилейскаяГенисаретское озеро. Капернаумрыба апостола ПетраМагдала и гора Блаженствгора Фавор и долина Изреельвода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальниВифания. Гробница ЛазаряГорница Тайной Вечери. ГефсиманияГефсимания. Монастырь Марии МагдалиныКрестный путь Спасителяпорог Судных ВратГолгофа и Гроб Господеньистория храма Гроба Господняструктура храма Гроба ГосподняЕлеонская гора – место Вознесения ГосподняЯффо, Иоппия. Проповедь апостола ПетраУспение Божией Матери. Гефсиманская гробницаЛидда. Храм Георгия ПобедоносцаЛавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.