Карта Израиля. ИорданПродолжение. Начало читайте здесь.

 

Иордан - название, хорошо знакомое любому христианину. С крещения в водах этой реки Спаситель начал Свое служение. Вот как повествуют об этом евангелисты:


"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

(Матф.3:1-6)

Икона Крещение ГосподнеТогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Матф.3:13-17)"


 

Иордан течет с севера на юг, длина его составляет 252 км. Он берет начало на Голанских высотах, протекая по гористой местности, впадает в Тивериадское озеро (оно же Генисаретское, современное название – Кинерет). Вытекая из озера на юге, Иордан течет далее по равнинным землям Иорданской долины, достигая местами ширины до 40 метров, и впадает в Мертвое море. Побережье Мёртвого моря является самым низким участком суши на Земле: оно находится на 420 метров ниже уровня мирового океана.

 

 

Вдоль дороги, спускающейся от Иерусалима в долину Иордана, установлены указатели высот относительно уровня мирового океана.

 

 

 

Пространство между Иорданом и Еерихоном (находящимся у основания гор) - пустынны и безжизненны, и напоминают рельеф морского дна.

 

 

Уровень Мертвого моря продолжает снижаться в среднем на 1 метр в год. Из-за высокого содержания соли в Мертвом море не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан). Игумен Даниил так отзывается о Мертвом море: «исходит из него дух знойный, смердящий, сушит и сжигает всю эту землю».

 

 

Иосиф Флавий в книге "Иудейская война" оставил следующее описание Мертвого моря (которое он именует Асфальтовым озером): «Вода  его, как уже было замечено, горька,  неплодотворна,  но  притом  так  легка,  что удерживает на своей поверхности самые тяжелые предметы, бросаемые на нее,  а человеку при самых  напряженных  усилиях  не  так  легко  окунуться  в  нее. Веспасиан, посетивший озеро для наблюдений над ним, приказал бросить  вглубь несколько человек, не умеющих плавать, со связанными за  спиной  руками,  но все они, точно подхваченные ветром, были подняты вверх и остались плавать на поверхности».


В наши дни из солей и минералов Мертвого моря изготавливают многочисленные лечебные и косметические средства, на его берегах обустроены курортные места. Отношение верующих к нему неоднозначно.

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.



Иудейская пустыня
Иудейская пустыня

Дорога к Иордану
Дорога к Иордану


Проповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – “дом перехода”), как написано «это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн». (Иоан.1:28), неподалеку от современного местечка Бейт-ха-Арава, стоящего на шоссе, соединяющем Иерусалим и Амман. За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома (2 Цар.17:22). В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2:4-15). А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

 

 

Русский Странноприимный дом на другой стороне реки, уже в Иордании

 

 

 

Иордан в 5 км от впадения в Мертвое море. Храм на противоположном берегу находится на территории Иордании

 

 

 

Река очень узкая, всего несколько метров. Посередине - нейтральная полоса, по воде проходит государственная граница Израиля и Иордании

 

 

 

Течение в Иордане быстрое, а вода в нижнем течении очень мутная. Но если отстоять ее на протяжении суток, то ил оседает и она становится прозрачной

 

 

 

Эта фотография из архива ИППО сделана более 100 лет назад. На ней изображено почти то же самое место на Иордане (узнается по скалам на Иорданской стороне). На фото запечатлена паромная переправа.

 

 

 

Это место на Иордане напротив монастыря Иоанна Предтечи. Тут видно, что Иордан 100 лет назад был шире и полноводнее.

 

 

 

На самом деле место крещения Господа Иисуса Христа было на территории нынешней Иордании, в нескольких километрах к западу от современного русла реки. За прошедшие два тысячелетия река изменила место своего течения.

 

 

 

 

Игумен Даниил дает подробное описание Иордана: «Иордан-река течет быстро, берега с той стороны крутые вначале, а затем идут пологие. Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека.
Всем подобен Иордан реке Снови. И шириной, и глубиной, и извилистым течением, и быстротой - всем он похож на реку Сновь. Глубина его в месте купания паломников четыре сажени, я сам измерил и испытал во время переправы на другую сторону Иордана.
На этой стороне Иордана, где купель, растут невысокие деревья, похожие на вербу, выше купели растет лозняк, но не как наша лоза, а как кустарник и тростник; прибрежная равнина напоминает также Сновь-реку.
По той стороне Иордана - горы высокие каменные, они дальше от Иордана. Под теми горами другие горы, ближе к Иордану, эти горы белые».

 

Река Сновь, с которой игумен Даниил сравнивает Иордан, протекает в Брянской области России и Черниговской области Украины, правый приток Десны (современное название - Снов). По-видимому, "игумен земли русской" происходил из тех мест.



Воды Иорданские


Иордан вблизи Тивериадского озера

 

Интересно, что реками в Библии именуются только великие реки, как Евфрат; мелкие реки называются потоками и ручьями; и только об Иордане говорится не иначе, как «воды Иорданские». Несмотря на незначительную ширину, Иордан – основная водная артерия Израиля и Иордании.

 

В 2009 году мы окунались в воды Иордана в его верхнем течении, вблизи Генисаретского (Тивериадского) озера. Здесь вода была прозрачной и слегка зеленоватой, в ней плавало множество рыб.



У входа в купальню на Иордане
У входа в купальню на Иордане

Фрагмент из Евангелия на разных языках
Фрагмент из Евангелия на разных языках


Большинство паломников в наши дни окунается именно здесь - неподалеку от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера. Омовение в священных водах - это не простое купание, погружаться в них следует благоговейно и молитвенно. Паломники окунаются в длинных белых рубашках (под рубашку необходимо надеть плавки или купальник, поскольку ткань при намокании становится прозрачной и липнет к телу). Эти рубашки потом бережно хранят, многие надеются именно в них быть положенными в гроб. 



Омовение в священных водах Иордана

Омовение в священных Иорданских водах
Омовение в священных водах Иордана


Еще в XII веке игумен Даниил отмечал, что «вверху Иордана много рыбы». Действительно, в месте, где устроены купальни для паломников, плавают в большом количестве огромные рыбы, похожие на сомов.



Рыбы в верховьях Иордана

 

Из паломнических впечатлений 2016 года: "В этот раз мы погружались в Иордан на юге, в том месте, которое ближе всего к подлинному месту крещения Спасителя (сейчас это место находится на суше, поскольку река изменила русло). Но прежде омовения наши священники совершили Великое освящение воды - полным чином, как оно совершается в праздник Крещения Господня.

 

 

Все туристы не паломнического вида вскоре после начала богослужения куда-то исчезли.

 

 

Исчезла и шумная компания на иорданском берегу, и мы служили, казалось, в полном одиночестве - только священники и наша группа.

 

 

Потом народ стал собираться вокруг нас, с интересом наблюдая происходящее.

 

 

Наконец, собралась большая толпа снимающих на фотоаппараты и телефоны.

 

 

Среди зрителей было немало мусульман.

 

 

Когда запели тропарь Крещению Господню и дошли до слов "И Дух в виде голубине", с противоположного берега поднялась в небо стая белых голубей! Этого никто не ожидал, и потому сам момент снять не успели, но запечатлели в своих сердцах".

 


Но пора вернуться к Евангельским событиям. Сразу после Своего Крещения, "Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему".
(Матф.4:1-11)

 

Из паломнических впечатлений 2009 года: "Гора около Иерихона носит название Горы Сорокодневного Искушения, на ее склоне можно разглядеть купола монастыря. Иерихон находится на территории автономии, и посещение его, к сожалению, не было включено в нашу программу". (Забегая вперед, скажу, что в 2016 году нам удалось побывать в Иерихоне, об этом посещении рассказ в следующей главе).



Иерихон


Иерихон и Гора Сорокодневного Искушения
 

При игумене Данииле в Иерихоне жили иноверцы (и до сих пор это стопроцентно мусульманский город): «Иерихон был в давние времена великим городом и крепостью, но его взял и разрушил до основания Иисус Навин. Ныне здесь село сарацинское. Здесь был дом Закхея, и пень до ныне стоит от дерева, на которое влезал Закхей, желая видеть Христа. Тут же находился и дом сонамитянки, где Елисей воскресил отрока.

Около Иерихона земля добрая и урожайная, поле красивое и ровное, около города растет много высоких финиковых пальм и разнообразных плодовых деревьев, текут обильные воды по всей этой земле. Эти воды пророк Елисей опреснил».

 

То же можно сказать об этой земле и сейчас: благодаря обилию воды и плодородной почве, цветущая Иорданская долина разительно отличается от находящейся поблизости бесплодной Иудейской пустыни.



Иорданская долина

 

Иорданская долина



Иорданская долина


Галилея

Читать дальше »»

 

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб Хайфа и гора Кармилдом Иоакима и Анны. Место Рождества БогородицыНазаретГорненский монастырьЭйн Карем. Пещера Иоанна КрестителяВифлеемПоле ПастушковИорданИерихон. Гора ИскушенийКана ГалилейскаяГенисаретское озеро. Капернаумрыба апостола ПетраМагдала и гора Блаженствгора Фавор и долина Изреельвода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальниВифания. Гробница ЛазаряГорница Тайной Вечери. ГефсиманияГефсимания. Монастырь Марии МагдалиныКрестный путь Спасителяпорог Судных ВратГолгофа и Гроб Господеньистория храма Гроба Господняструктура храма Гроба ГосподняЕлеонская гора – место Вознесения ГосподняЯффо, Иоппия. Проповедь апостола ПетраУспение Божией Матери. Гефсиманская гробницаЛидда. Храм Георгия ПобедоносцаЛавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.