В первый год жизни малыш активно развивается, каждый день осваивая новые навыки. После трех месяцев количество игр, в которые можно играть с ребенком, значительно расширяется.

Читайте также: Во что играть с ребенком до трех месяцев?

Игры с ребенком в 3 месяца

Зрение ребенка уже заметно улучшилось по сравнению с периодом новорожденности. Малыш способен удерживать взгляд и подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет.

Игры с ребенком в 4 месяца Игры с ребенком в 3-4 месяца. Фото - фотобанк Лори

Подними голову и посмотри на игрушку!

Нужно: красочная звучащая погремушка, колокольчик, барабанчик и т.д. Можно использовать бубен, повернув у малышу яркой боковой стороной.

Вы кладете ребенка на живот на расстоянии 30-40 сантиметров от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждаете ребенка прислушаться, подняв голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как малыш 1-2 раза поднимет голову, чтобы рассмотреть звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дабы удобнее было глядеть на звучащий предмет. Затем игру можно повторить.

На последующих занятиях необходимо менять звучащие игрушки.

Сожми и пощупай

Нужно: твердые, мягкие, пружинящиеся шарики и валики, обшитые или обернутые различной тканью (шарики диаметром 2,5 сантиметра - можно использовать мячики для пинг-понга; валики длиной 7-8 и диаметром 1,5 сантиметра - толстые карандаши, фломастеры, ручки). 

Вы выкладываете шарик в середину ладони сначала правой, затем левой руки ребенка. Валики кладутся поперек ладони так чтобы их можно было обхватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент вы придерживаете предмет в ладони ребенка, побуждая его к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 месяца - 2-3 секунды, в 3 месяца - до 10 секунд). За одно занятие можно вложить поочередно 3-5 предметов в каждую руку малыша, чтобы он мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, тяжесть и т.п.).

Первые путешествия

Нужно: заводная музыкальная игрушка (танцующий мишка; зайчик, бьющий в барабан, и т.д.) или просто звучащая игрушка (ярко-желтая крякающая уточка, звенящая матрешка-неваляшка).

Вы берете ребенка на руки вертикально (но не сажаете его), давая опереться на свое плечо и поддерживая его за спину (другой вариант: плотно прижимаете спину малыша в своему животу и удерживаете его под колени). Подносите малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит одна красочная игрушка (матрешка-неваляшка, или ярко-желтая уточка, или какая-нибудь заводная игрушка) среднего размера (20-25 сантиметров). Поворачиваетесь к полочке так, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и даете ему возможность самостоятельно найти ее глазами. Затем устраиваете малыша в удобной позе (например, на диване) и показываете ему игрушку: встряхиваете ее, заводите (если она заводная), обращаетесь к ребенку со словами: "Посмотри!", "Послушай!", называйте игрушку, выделяя название голосом и чуть замедляя свою речь. Затем, если малыш не устал, можно повторить все действия, удаляя и приближая к нему игрушку. На другой день, в следующем путешествии ребенка должно поджидать на полочке уже новое развлечение.

Бей что есть силы!

Нужно: погремушка, мягкая игрушка или картонная рожица, бельевая резинка, шерстяная нить.

Вы натягиваете бельевую резинку поперек кроватки и с помощью шерстяной нити подвешиваете на ней мягкую игрушку или погремушку, так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее рукой. Несколько раз покажите вашему лежащему на спине чаду, как можно стукнуть по игрушке кулачком, и пусть он упражняется. Будьте, однако, готовы убрать игрушку, если ее движение или звук напугали ребенка. Через некоторое время можно будет вернуться к этому занятию: малыш немного подрастет и, не исключено, войдет во вкус подобной игры.

Игры с ребенком в 4 месяца

Возьмите палочку (наподобие клюшки) и держите ее перед грудью ребенка. Схватившись за нее и сжав поплотнее кулачок, он начнет подтягиваться.

Когда вы рядом, позвольте малышу поиграть с небольшим мотком пряжи, чтобы поработали его пальцы; лучше использовать разные виды пряжи. Намотайте нетуго кусочки пряжи длиной около 6 дюймов на пальцы малыша, чтобы помочь ему осознать, что он может шевелить каждым из них в отдельности. Позже к кусочкам пряжи можно привязать легкие картонные фигурки.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Никогда не оставляйте малыша без присмотра с кусочками веревочек, пряжи иди воздушными шарами. Длина веревочек не должна превышать 8 дюймов (12 см). Сделайте безопасный "клубочек", связав по центру с дюжину 6-дюймовых веревочек.

"Схвати и тряси". Предложите малышу для этой игры погремушку, 4-дюймовые (10 см) кольца, тряпичных кукол, небольшие свернутые салфетки. Он с удовольствием трясет их, зажав в руке.

"Постучи". Можно использовать подходящую игрушку, чтобы она послужила "барабаном". Малыш радостно будет бить по ней кулачком или стараться схватить ее.

Игрушки, которые можно пинать. Мячи, воздушные шары на короткой веревочке, погремушки, пищащие игрушки можно привязать к лодыжке малыша, чтобы он попинал их. Такие игры, конечно же, должны проходить под вашим наблюдением.

Прятки

Нужно: пеленка и цветной платок.

Встаньте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Закройте лицо платком, а потом выгляните из-за него, приговаривая: "Где же мама? Вот я, маленький!" Затем закройте платком лицо ребенка и удивитесь? "Где же малыш?" Сдерните платок: "Да вот же он!" Сначала ребенок будет немного ошарашен подобной игрой, но вскоре начнет весело хохотать при этих "пропажах" и "находках". Так малыш начинает понимать, что кроме реальных вещей и отношений существует еще мир "понарошку" и "не взаправду".

Развиваем пальчики

Нужно: несколько шерстяных ниток (длиной не более 8-10 сантиметров), связанные посередине.

Дайте подобную "метелочку" в руки ребенку, слегка намотайте нитки на его пальцы. Он будет пытаться освободиться от ниток и поймет, что может шевелить каждым пальчиком по отдельности. По окончании игры обязательно уберите нитки подальше от ребенка, иначе вскоре они окажутся у него во рту!

Потряси и попинай

Нужно: легкая погремушка, большой надувной мячик.

К лодыжке малыша привяжите ленточкой или шерстяной нитью погремушку и дайте ему вдоволь потрясти ножкой. Затем привяжите погремушку к другой ножке. Не оставляйте малыша с подобным украшением без вашего присмотра. Зато вы можете положить в ногах ребенка большой надувной мяч, и пусть ваше чадо пинает его в свое удовольствие.

Постучи

Нужно: бубен или барабанчик.

Дайте ребенку музыкальный инструмент и покажите, как можно постучать по нему кулачком и ладошкой. дальше эта игра уже не требует вашего присутствия. Более того, по звукам, доносящимся из кроватки, вы будете знать, что ваш малыш занят делом и доволен жизнью.

Схвати и потрогай

Нужно: валики (длиной 7-8 сантиметров и диаметром 1,5-2 сантиметра), выполненные из различных тканей (джинсовой, ситцевой, махровой, шелковой и т.п.); шарики, различные по весу и материалу (диаметром 2-2,5 сантиметра): полиэтиленовый, деревянный, а также самодельные матерчатые (из ситцевой , махровой, шелковой, джинсовой и других тканей) и обшитые кожей, мехом (к матерчатым шарикам крепятся узкие ленточки длиной 20-30 сантиметров, а шарики из твердых материалов помещают в полиэтиленовые сеточки, к которым пришивают ленточки); палочки короткие (10 сантиметров), круглые, гладкие, ребристые, с резной поверхностью ( в сечении 1 сантиметр) - для вкладывания в каждую руку, палочки длинные (25-30 сантиметров) - для захватывания двумя руками одновременно; кольца (диаметром 5-10 сантиметров) из различных материалов: полиэтиленовое, деревянное, металлическое, а также обшитые мягкой и жесткой тканями, обернутые шнуром (к кольцам крепятся ленточки, на которых они опускаются в манеж); сюжетные и образные игрушки-вкладыши (грибки, огурчики, ягоды, морковки, куколки и др.), выполненные из различных тканей, набитые поролоном и другими материалами (длиной 10-15 сантиметров).

Изготовление игрушек: чтобы изготовить валики, необходимо ткань сложить вдвое, прошить, вывернуть швами внутрь. Затем плотно скатать и закрепить, сшив край с поверхностью валика. Расход ткани определяется ее плотностью и толщиной.

Сюжетные игрушки-вкладыши делают из тканей, соответствующих по цвету натуральным предметам. Вначале заготавливают выкройку, повторяющую очертания объекта (например, для огурчика берется вытянутый овал, для морковки - вытянутый треугольник, для ягоды или яблока - круг). Ткань складывают вдвое, на нее накладывают и очерчивают выкройку. Затем по очерченному контуру прошивают на 2/3. Заготовки вырезают, оставляя кромку не менее 1,5 сантиметров. Получившийся чехольчик выворачивают, плотно набивают гигроскопической ватой. Другой аналогичный экземпляр набивают обрезками поролона. Получается два различных по твердости предмета. Наполненные чехольчики полностью зашивают. К игрушке-самоделке пришивают маленькую петельку. Цветными нитками на игрушке вышивают детали.

При изготовлении круглых предметов за основу берут круг, собирают его на нитку (через край) и затягивают на пальце. Затем его набивают и полностью зашивают.

Грибок изготавливают из двух частей - поролоновой шляпки, обтянутой тканью, и поролоновой ножки, обернутой шелковым шнуром. Куколку делают так же, как валик, к которому пришивают головку в платочке. Сам валик обертывают фартучком и обвязывают тоненьким шнурком. Аналогично изготавливают петрушку с колпачком на голове.

Итак, ребенок лежит на спине. Вы попеременно вкладываете в ладони его рук игрушки: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и более тяжелые. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывание - игрушку помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Вы побуждаете ребенка к сжатию и расслаблению пальчиков, легонько нажимая на тыльную сторону его руки. У малыша развивается чувство осязание.

Затем эти же игрушки используют как подвески, прикрепленные к ленточкам за специальные петельки. Держа игрушку за ленточку, вы задерживаете ее в ладони ребенка, а потом вытягиваете, побуждая малыша схватить и удержать предмет.

Послушай и найди

Нужно: предметы, издающие звуки (колокольчик, погремушка, бубен), а также небольшого размера (10-12 сантиметров) образные игрушки (звери, птицы, машинки, человечки и т.д.), издающие при нажатие или встряхивание писк, свист, гудение, шуршание и т.п.

Вы кладете ребенка на середину кроватки, боковые стороны которой закрыты пленками. На расстоянии не далее 1 метра вы встряхиваете колокольчик (бубен). Вначале извлекаются тихие звуки, чтобы не испугать ребенка. Потом звук усиливается, вызывая слуховую ориентировочную реакцию и поворот головы в сторону звука. Вы продолжаете извлекать звуки, до момента, пока малыш не повернет голову в вашу сторону, то есть определит направление звука. После этого вы отодвигаете пеленку и снова звените колокольчиком, давая возможность увидеть источник звука. Затем приближаете колокольчик в краю кроватки, звените им внутри кроватки. При этом не стоит сильно раскачивать колокольчик - малыш должен сосредоточить взор на звучащем предмете. Когда он зафиксирует взгляд на нем (до 10 секунд), звенящий колокольчик убирается за кроватку, сторона которой закрывается пленкой. После паузы в 10-15 секунд вы переходите к другой стороне кроватки и повторяете первую часть занятия.

Ребенку нужно дать возможность не только рассмотреть колокольчик, но и захватить, а затем и притянуть его к себе. С этой целью колокольчик держат над малышом, приближая его то к одной , то к другой руке ребенка, осторожно касаясь его и побуждая к захватыванию игрушки.

Посмотри и узнай

Нужно: игрушки, знакомые ребенку (шарики, кубики, уточка, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе), и новая игрушка (например, матрешка-неваляшка).

Вы поочередно показываете малышу знакомые игрушки, удаленные от него на расстояние 60-70 сантиметров, перемещая их влево - вправо. Темп перемещения устанавливается индивидуально. Он может несколько убыстряться или замедляться, чтобы ребенок научился активно следить за предметом. Убедившись, что он следит за игрушкой, вы устанавливаете ее так, чтобы она зависла над ребенком. Так малыша учат фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Как только внимание ребенка отвлекается от игрушки, вы опять приводите ее в движение колебательными или вращательными движениями с малой амплитудой. Зрительное сосредоточие на предмете возобновляется 2-3 раза.

Далее вы побуждаете ребенка протянуть руку к игрушке, приближая ее к малышу. Если он не проявляет активности, нужно наложить его ладонь на предмет. То же повторяется и с другой рукой.

Потом вы еще раз проделываете те же действия, но с новой игрушкой. Показ ее должен быть длительным, чтобы малыш смог хорошо рассмотреть незнакомый предмет. Затем надо дать ему возможность разглядеть его из разных положений (например, лежа на животе - не более 2-2,5 минут). В конце занятия полезно еще раз попеременно продемонстрировать ребенку игрушки знакомые и впервые им увиденную. При этом вы должны постоянно разговаривать с малышом, окликать его по имени, эмоционально комментировать его удачные действия ("Молодец, Мишенька! Миша схватил зайчика!"), называть игрушки.

Игры с ребенком в 5 месяцев

Для этого возраста нет лучшей игрушки, чем кубики. Вот какими должны быть кубики:

  • небольшими - около 4 см, чтобы легче было удерживать их в руке
  • яркими и контрастными: красными, желтыми, голубыми, зелеными и т.д.
  • деревянными 

Посадите малыша в детское кресло, обложив с боков подушками, поскольку он еще довольно мал для того, чтобы сидеть прямо без поддержки. Положите кубик на подставку или на стол перед ребенком и понаблюдайте за его очаровательными движениями при игре. Вот он захватывает кубик всей пятерней, ласково поглаживает его, изучает, перекладывает из руки в руку и, наконец, подносит ко рту. Скоро он научится стучать по кубикам, бросать их или складывать. Пока же он снова и снова перекладывает кубик из руки в руку. 

Начинать лучше с одного кубика, чтобы дать ребенку время привыкнуть. Потом положите перед ним еще один и посмотрите, как малыш, держа один кубик в руке, будет стараться схватить новый другой рукой. Он смотрит на руки, в каждой из которых по кубику, и как бы раздумывает, что же делать дальше. Возможно, он начнет стучать ими друг о друга. Через месяц он научится откладывать один кубик, чтобы взять другой. Из игры с кубиками малыш может научиться многому. Ему удается проделать с ним все, что он хочет, и это поощряет его к освоению более сложного навыка - он учится брать предметы с помощью только большого и указательного пальцев. Эта способность будет оттачиваться в течение последующих нескольких месяцев.

Ухвати ленточку

Нужно: атласная лента длиной 20 сантиметров и шнурок с узелками (к концам ленты и шнурка привязаны маленькие колокольчики или погремушки).

Ребенок лежит на спине. Вы держите перед ним ленточку вертикально. Если ребенку не удается самостоятельно схватить ее, помогите ему. Когда ленточка окажется в кулаке малыша, осторожно потяните за нее, давая ребенку возможность ощупать гладкую скользящую поверхность. Затем снова предложите ему схватить ленточку, расположив ее уже горизонтально. Для этого малышу нужно будет развернуть ладонь.

Аналогичное занятие проводится со шнурком с узелками - ребенок изучает другой вид поверхности.

Ухвати колечко

Нужно: кольцо или кольцевая погремушка и лента для подвешивания.

С этой целью в кольцо пропускается лента, на которой оно подвешивается на высоте 10-15 сантиметров над грудью ребенка слева или справа от него. Вначале кольцо подводят к руке малыша, дабы оно коснулось ее. Затем кольцо отодвигается, чтобы побудить малыша потянуться к нему и схватить. Если у ребенка это не получается, закрепите ленточку с кольцом непосредственно над ним и поучите его процессу хватания: медленно ведите руку малыша к кольцу, легонько разожмите ладошку, пропустите четыре пальца внутрь кольца и помогите ребенку сжать его, а затем и встряхнуть.

Во второй части занятия упражнение повторяют из положения лежа на животе.

Аналогичное занятие проводится с другими предметами (цветными трубочками, шариками, вертушками и пр.), расположенными перед ребенком на низко натянутом на уровне его полусогнутых, поднятых вверх рук шнуре. Малыш может не только захватывать предметы, но и смещать их влево и вправо.

Перевернись и схвати

Нужно: музыкальная игрушка (колокольчик, бубен, погремушка) и маленькая картонная ширмочка.

Ребенок лежит на спине. Вы, находясь сбоку от него, закрываете колокольчик ширмочкой и несколько раз встряхиваете его, пока малыш не повернет к вам голову и не начнет искать источник звука. Затем уберите ширму и "подразните" ребенка колокольчиком, поднося его к руке малыша, но не давая ухватиться до тех пор, пока он не перевернется на живот. Помогите ему завершить поворот, если это необходимо, и дайте возможность схватить игрушку.

В следующий раз заставьте ребенка перевернуться уже в другую сторону.

Какие разные игрушки!

Нужно: игрушки для подвешивания - шарики разных цветов, размеров и форм, цилиндры из различных тканей, деревянные или пластмассовые, мягкие игрушки - животные, грибочки, овощи, ягоды и пр.

Ребенок лежит на спине. Поочередно вкладывайте в его руку предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, весом либо материалом (тяжелый или легкий шарик, деревянная или металлическая ложка, зеленый огурчик и красная ягода, разноцветные кубики и т.д.). Называйте игрушки: "Ша-а-рик!", "Ку-у-бик!". Затем подвесьте одну из пар игрушек над кроваткой и дайте ребенку самостоятельно схватить и пощупать их. Если малышу еще трудно это сделать, помогите ему (см. предыдущее упражнение). Повторите это упражнение, когда ребенок лежит на животе, чтобы он научился захватывать предмет из любого положения.

Потряси колечко

Нужно: 2 гладких кольца (например, красного и белого цвета) с прикрепленными к ним маленькими колокольчиками или бубенчиками (можно использовать также шарик-погремушку, укрепленный на кольце).

Ребенок лежит на спине. Вы показываете малышу кольцо, встряхиваете его. Затем осторожно разожмите пальчики ребенка и вложите ему кольцо между большими и четырьмя другими пальцами. Одной рукой помогайте ребенку удерживать колечко, потом встряхните кольцо, продолжая фиксировать своей рукой руку ребенка. Приговаривайте: "Колокольчик звенит - динь-динь!" Убедившись, что малыш держит предмет, постепенно отпускаете его руку, давая возможность действовать самостоятельно. Затем вложите другое кольцо в другую руку ребенка.

При подготовке использованы материалы:

  • Уильям и Марта Сирс "Ваш ребенок от рождения до двух лет"
  • Елена Первушина "Развивающие игры для малышей от рождения до 2 лет"