Я никогда не ругала детей за двойки или тройки. Но конечно, огорчалась, и вполне искренно. И так же искренно радовалась пятеркам. Вот четверкам радоваться я научилась не сразу.

Плохие отметки в школе

Как-то раз, классе в пятом, старшая дочь мне сказала: «Мама, ты никогда не ругаешь за плохие отметки, но так расстраиваешься! Это действует гораздо сильнее, чем если бы ругала…» Смысл был такой, хотя за точность цитаты не ручаюсь.

Тут не было какой-то воспитательной хитрости, это было естественно. Мне кажется, плохая оценка сама по себе – это уже наказание для ребёнка, зачем же ещё дополнительно его ругать? А хорошая оценка – это награда и радость, и вполне естественно для матери радоваться вместе с ребёнком.

А вот что касается четвёрок – то тут срабатывал мой собственный школьный стереотип. Я с четвёртого по шестой класс была круглой отличницей, в аттестате имею четыре четверки. Для меня четверка была оценкой «ни о чем», ни рыба, ни мясо. В дневнике – пустым местом. В четверти – разочарованием.

Мне случалось видеть родителей, которые ругали за четверки! Одна мама, по-видимому перфекционистка, всерьез отчитывала дочь-отличницу за четверку (обычную, рядовую, даже не в четверти!) У другой сын-троечник вместо ожидаемой похвалы за четверку получил нагоняй за какую-то вчерашнюю провинность…

Однажды дети спросили: мама, почему ты не хвалишь нас за четверки? И я задумалась. В самом деле, мои дети не так успешны в школе, у них случались и тройки в четверти, чего со мной не было никогда. А значит, и мерить их надо бы другой меркой.

Объективно говоря, я считаю их школьную программу гораздо более сложной, не говоря уже об экзаменах, которые просто заоблачные. Не все мои подруги со мной согласны, но мое мнение таково – нынешние школьные требования, во всяком случае, в старших классах, существенно усложнились. Английский – и рядом не стоял. Алгебра затрагивает темы, которых у нас не было даже в классе с углубленным изучением математики. Количество предметов в целом тоже увеличилось, а равно и часов на них. Поэтому тянуть такую программу, безусловно, сложнее. А оценки остались все те же – система по-прежнему пятибалльная.

Но всерьёз пересмотреть отношение к оценкам меня заставил сын. В первом классе оценок не ставят, и мне казалось, что все идёт хорошо, хотя писал ребёнок крайне неаккуратно и с кучей ошибок. Но вот наступил второй класс и сразу грянул гром. Посыпались тройки и двойки.

Я не буду сейчас рассказывать о том, как мы метались по репетиторам и логопедам, как сидели с прописями и дополнительными заданиями летом. Я хочу сказать лишь о том, что с сыном я поняла ценность четверки и научилась радоваться этой оценке, хотя подсознательно она так и осталась для меня бесцветной, неинтересной.

Кстати, вчера он получил четверку по русскому – итоговую за последнюю четверть и годовую за пятый класс. Заслуженную четверку, не натянутую и не авансом. И я этому очень, очень рада!