Моё взросление пришлось на то время, когда страну только-только захлестнула мода на всё новое, ультрасовременное и необычное: в школах где надо и где не надо внедряли новаторские программы, всех мало-мальски образованных людей накрыло повальное увлечение различными психологическими тренингами и техниками личностного роста, и казалось, что всё это очень правильно, нужно и полезно. А те, кто ничем таким не занимался, считались людьми косными и отсталыми от жизни.

 

Школа, в которой я училась, представляла собой заведение вполне в духе времени: молодой и рьяный коллектив, охотно бравший на вооружение всё самое новое и, как тогда казалось, передовое, возглавлял двадцатишестилетний директор, учитель химии по образованию и специалист по нейролингвистическому программированию (НЛП) по призванию.

 

Мне и моим одноклассникам тогда было по четырнадцать лет, и именно на нас он «обкатывал» свои познания в психологии и НЛП. Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что и наш директор, и вверенный ему коллектив многое делали неправильно, а то и вовсе зря, что нельзя детям преподавать то, чему учили нас, что в подобных тренингах должны участвовать только взрослые люди, да и то по желанию, а детей, тем более, подростков, к такому времяпрепровождению и близко нельзя подпускать. Но тогда, в ставшие уже притчей во языцех девяностые, мы страшно гордились тем, что учимся в такой необыкновенной школе, участвуем в интересных тренингах и экспериментах, и не понимали одного: для нашего директора мы были подопытными кроликами, хотя, допускаю, он и сам этого не понимал, искренне считая, что приносит нам пользу и помогает познать новое.

 

Как живется слепым? Игра в жмурки

 

 

Час в абсолютной темноте

 

Так нас учили и развивали, что называется, по наитию, на глазок, «творчески».

 

Тем не менее, есть то, за что я искренне благодарна своей школе. Время от времени учеников старших классов вывозили на турбазу, расположенную в бывшей дворянской усадьбе, место очень живописное и уютное. И вот именно там я стала участницей эксперимента, который потряс не только меня, но и моих одноклассников, хотя и был, на первый взгляд, незамысловатым.

 

В одно утро нас разделили на пары и выдали плотные чёрные платки и палки. Один из пары должен был, завязав глаза и взяв в руки палку, прогуливаться по усадьбе вслепую, а второй – выполнять роль его ангела-хранителя. Причём этот второй имел право вмешиваться и обнаруживать своё присутствие только в опасных для жизни подопечного ситуациях. А они, разумеется, могли случиться, ведь по условиям «игры» человек с завязанными глазами должен был двигаться как можно более активно, а не топтаться на месте и бояться сделать лишний шаг.

 

Выслушав правила, вся наша многочисленная компания пришла в неописуемый восторг. Новое развлечение показалось оригинальным, интересным и вполне в духе времени. Мы чувствовали себя очень современными и «продвинутыми», как сказали бы сейчас. А что ещё нужно подросткам?

 

Но весело нам было только первые пару минут.

 

По жребию сначала я выступила в роли «незрячей». Подруга завязала мне глаза и вывела из здания клуба на улицу. Я взяла в руки палку и сделала свой первый шаг в мир, где могла пользоваться слухом, обонянием, осязанием, но не зрением, и в котором мне предстояло провести целый час.

 

Через пару десятков шагов, сделанных довольно быстро и уверенно, стало понятно, что я полностью потеряла представление о том, где нахожусь и куда иду. По доносившимся звукам я пыталась сориентироваться в пространстве, но это мне удавалось плохо.

 

Да, все мы играли в детстве в жмурки. Но эта весёлая игра не идёт ни в какое сравнение с тем, что испытывает человек, который лишается возможности видеть на довольно продолжительное  время и при этом находится на улице (пусть и на территории турбазы). Вокруг бурлила жизнь, которую невозможно было увидеть, ходили люди, ездили машины, накрапывал лёгкий, почти осенний дождик. И очень быстро настроение тоже стало осенним: тоскливым и безнадёжным. Невозможность видеть стала удручать буквально через несколько минут, и нестерпимо хотелось, чтобы условленный час истёк как можно быстрее.

 

Впечатления «ангелов-хранителей» тоже сложно назвать приятными. Да, поначалу многим было весело наблюдать за своими забавными неуклюжими подопечными, робко делающими первые шаги, тыкающимися из стороны в сторону в тщетных попытках найти хоть что-то знакомое, опознать его и уже от этого кусочка привычной жизни двигаться дальше. Кто-то находил эту точку опоры раньше, кто-то позже, но трудно было абсолютно всем. Некоторые даже спотыкались и падали, или а «ангелы-хранители» следовали за спинами у неопытных «незрячих», не имея права ни подсказать, ни направить, ни помочь — непростое испытание.

 

Уже побывав «незрячей», я скользила за моей подругой тенью и боялась отстать. Когда она на моих глазах споткнулась о выступающие из земли корни сосны, и чуть не упала, я только неимоверным усилием воли сдержалась и не только не кинулась поддерживать её, но даже не вскрикнула. Моя подруга устояла на ногах и тихо  спросила: «Ты здесь?» Голос её звучал так испуганно, что пришлось нарушить правила и шепнуть: «Да, не бойся». «Спасибо», - выдохнула она и вновь пошла вперёд, ощупывая путь палкой и слишком высоко поднимая ноги, чтобы не споткнуться.

 

Конечно, люди ко всему привыкают. Привыкали и наши «незрячие». Через полчаса почти каждый чувствовал себя лучше, ходил увереннее и быстрее и вовсю пользовался слухом и другими чувствами. Помню, как я, уловив запах еды, поняла, что нахожусь где-то поблизости от столовой, а проведя рукой по стволу дерева и почувствовав под ладонью мох, сориентировалась в сторонах света и довольно резво направилась к жилому корпусу. Но, тем не менее, снять по истечении часа повязку с глаз и снова обрести возможность видеть было для меня счастьем.

 

Немного статистики:

  • В среднем каждый из нас с помощью зрения получает от 50  до 90 % (по разным источникам) всей информации, которая поступает в наш мозг. Оставшуюся часть делят между собой остальные органы чувств.

  • Из всех людей, живущих на земном шаре, нарушениями зрения страдают от 150 до 245 миллионов человек, а абсолютно слепых из них по разным данным 39 – 45 миллионов. Среди жителей России слабовидящих и полностью незрячих более 280 тысяч.

 

 

Совсем другая жизнь

 

Тот «эксперимент» мы обсуждали долго, а впечатления от него я помню до сих пор. Один из «ангелов-хранителей» делился тем, как не дал вверенному ему «незрячему» попасть под машину, а другой с ужасом рассказывал, как его подруга рвалась на железнодорожные пути. Было, конечно, и много весёлого, о чём вспоминали со смехом. Но каждый понимал, что мы блуждали в темноте по территории, которая была хотя и большой, но всё же не безграничной и которую все хорошо знали, и длилось наше испытание всего час. И каждый задавал себе одни и те же вопросы. А вот каково приходится настоящим незрячим в больших городах? Как тяжело тем, кто никогда не видел ни дома, ни машины, ни деревья — ничего, и не имеет представления ни о их формах, ни о размерах? Как они ориентируются? И как им живётся?

 

С тех пор прошло много лет. Не так давно один из моих сыновей, увидев на улице человека с тросточкой, спросил: «Мама, а как это — не видеть?», я решила дать и ему ощутить на себе, каково это — быть незрячим. Конечно, эксперимент с участием моих детей проходил в гораздо более щадящих условиях: дело было на даче, на огороженных стандартных шести сотках, перед началом «жизни вслепую» я убрала всё, что могло представлять опасность для участников, да и с завязанными глазами мальчики ходили не час, а всего по пятнадцать минут. Но им и этого хватило. Когда я снимала с них платки, видела потрясённые личики и серьёзные глаза. «Мама, я всё понял!» - сказал старший. И было ясно — он тоже не забудет, каково это — жить, не имея возможности различать хотя бы свет и темноту, как помню я об этом опыте по прошествии многих лет.

 

13 ноября – Международный день слепых. История этой даты восходит к 18 веку. 13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи - известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата отмечается как День слепых.

 

Поймите нас

 

Для тех, кто тоже хочет понять, каково это – быть незрячим, кто стремится не развлечься, а лучше почувствовать боль других людей, все тяготы их жизни, сейчас существуют различные программы и даже квесты. В рамках проекта «Мир на ощупь» и других аналогичных программ создаются пространства, в которых видящие люди попадают в условия, где не могут видеть. Причём помогают им адаптироваться в новой реальности  как зрячие, так и невидящие гиды. Вслепую можно не только просто существовать некоторое время (в том числе и довольно продолжительное), но и пытаться выполнить ряд заданий.

 

Если вы решитесь узнать, каково это — жить без зрения, будьте готовы к тому, что это время, проведённое на ощупь, станет для вас откровением или даже потрясением. А если у вас есть дети, и вы хотите, чтобы они росли неравнодушными, чуткими и умеющими ставить себя на место других людей, дайте и им возможность прожить вслепую хотя бы 15 — 20 минут, попросите их выполнить простейшие действия: помыть руки, налить в стакан воды, почистить зубы, донести до стола тарелку с едой. Поверьте, такой немудрёный опыт даст и им, и вам многое. Как минимум — вы научитесь ценить возможность видеть и сможете почувствовать себя хотя бы немного счастливее. А это важно.

 

С ТЦ "Ривьера" в Москве уже больше года действует квест "Прогулка в темноте", который ведут профессиональные незрячие гиды. На протяжении часа все ваши чувства, кроме зрения, подвергнутся серьезной проверке.

 

музей Мир на ощупь

В Санкт-Петербурге в январе 2017 года открылось интерактивное пространство «Мир на ощупь», где каждый желающий может прожить полтора часа из жизни незрячего человека. Кроме экскурсии и квеста «Слепой в городе», здесь проходят мастер-классы по лепке и рисованию в темноте и по шрифту Брайля.

 

Российская школа подготовки собак-поводырей

В Подмосковной Балашихе действует школа подготовки собак-проводников, которая проводит экскурсии для взрослых и детей. На экскурсии можно познакомиться основами дрессировки и попробовать пройти по маршруту под руководством собаки-поводыря.

 

Использованы фото с сайтов: http://sobakaprovodnik.ru, https://vk.com/touchworldspb, фотобанк Лори