Повышение утильсбора на автомобили с 1 ноября 2025 года: как это скажется на семьях с детьми
- 19 сентября 10:00
- Дарья Николаева

С 1 ноября 2025 года в России вступят в силу новые правила расчёта утилизационного сбора на автомобили, которые несомненно повлияют на рынок и покупателей. Главное новшество — введение дифференцированной шкалы утильсбора с учётом мощности двигателя. Особенно это коснётся мощных легковых автомобилей свыше 160 лошадиных сил (л.с.), куда нередко попадают семейные минивэны и кроссоверы, популярные среди семей с детьми.
Что такое утилизационный сбор и почему меняются правила?
Утилизационный сбор — это плата, взимаемая при первом вводе автомобиля в эксплуатацию на территории страны. Его цель — покрыть расходы на переработку и утилизацию автомобиля в будущем, а также поддержать отечественный автопром.
До сих пор размер утильсбора зависел от возраста автомобиля и объёма двигателя. Однако за последние годы растёт популярность мощных машин с относительно небольшим объемом двигателя — например, гибридов и электрокаров. Существующая система перестала отражать реальную нагрузку на окружающую среду и рынок.
Поэтому Минпромторг РФ с 1 ноября вводит новый механизм, который учитывает ещё и мощность двигателя, вводя прогрессивный коэффициент. Для автомобилей мощностью до 160 л.с. сохранятся льготные ставки утильсбора, а для мощных — сбор будет повышаться.
Как это затронет семейные автомобили?
Многие семьи с детьми выбирают минивэны, кроссоверы и внедорожники мощностью свыше 160 л.с., поскольку они обеспечивают комфорт, безопасность и достаточное пространство для большой семьи. Однако именно такие машины подпадают под новую категорию с повышенными ставками утильсбора.
Для примера, семейный минивэн с мощностью двигателя 180–220 л.с. теперь потребует уплаты утильсбора на 40% выше, чем по старым правилам. Для некоторых моделей это может означать дополнительные десятки тысяч рублей при покупке.
Следствия для семей с детьми
Повышение утильсбора приведет к удорожанию новых мощных автомобилей, которые традиционно выбирают семьи с несколькими детьми. Это заставит родителей либо искать автомобили с меньшей мощностью, либо выделять больше средств на покупку.
В условиях текущей экономической ситуации и инфляции подобный рост затрат может усложнить вопросы приобретения семейного транспорта, особенно для средних и многодетных семей.
Важные нюансы и исключения
-
Льготный утильсбор остаётся на автомобили мощностью до 160 л.с., что охватывает около 88% новых автомобилей, ввозимых частными лицами, по данным Минпромторга.
-
Новые правила не затрагивают тех, кто уже оплатил утильсбор ранее.
-
Изменения относятся как к новым импортным автомобилям, так и ко всем легковым машинам, впервые вводимым в эксплуатацию в России.
Аналитика и прогнозы экспертов
Автоэксперты и аналитики отмечают, что нововведение — попытка привести сбор в соответствие с реальными экологическими и экономическими показателями. Однако для семей это дополнительно увеличит финансовую нагрузку.
Также прогнозируется, что повышение сборов может стимулировать интерес к автомобилям с меньшей мощностью, а также к электромобилям и гибридам, на которые установлены другие лимиты и скидки.