«Вся наша жизнь-игра…»
У. Шекспир


У современных детей нет дефицита игрушек. Мы все хотим, чтобы у наших малышей было все самое лучшее. Но порой игрушек становится слишком много, их уже некуда складывать, а малыш почему-то начинает терять интерес к ним. Многие родители хотели бы знать, какие игрушки принесут истинную радость и пользу их дорогому чаду.

Давайте подумаем, какие игрушки нужны для ребенка. Попробуем понять ребенка и взглянуть на игру его глазами.

 

Папина мечта


Обратите внимание на игрушки своего ребенка. Часто бывает, что у наших детей те самые игрушки, которые занимали наше воображение в детстве. Так, знакомый купил своему пятимесячному сыну железную дорогу, о которой когда-то мечтал в детстве. Понятно, что эта игрушка не по возрасту ребенку и не принесет ему пользы в ближайшее время, зато сбылась давняя мечта его отца. Вначале родитель сам играл с железной дорогой, а когда малыш начал брать паровозик и стучать им по полу, то отец очень расстраивался и вновь и вновь повторял ему, что паровоз нужно возить по рельсам. Так эта игра вызвала неприятные ощущения у ребенка. Отец нервничал, повышал голос, малыш не мог понять, почему тот так не доволен их совместной игрой. Вскоре он возненавидел эту игру и резко отвечал отказом на призыв отца поиграть вместе.

Не стоит так сильно увлекаться своими детскими воспоминаниями и мечтами. У ребенка могут быть отличные от вас интересы. Если вы в детстве увлекались собиранием конструктора, это вовсе не означает, что ваш ребенок будет в восторге от этого занятия. Не давите на ребенка, не навязывайте понравившиеся вам игрушки.

Детское восприятие мира отличается от взрослого

Количество игрушек


Сесиль Лупан в книге «Познай свое дитя» пишет о «кардинальных пунктах» Глена Домана: «Игры и игрушки придуманы взрослыми, чтобы отделаться от детей; дети изобретают инструменты, а не игрушки; дети жаждут познаний, так как думают, что это для них вопрос выживания!». Сильно сказано, не правда ли? В этом есть определенный смысл. Действительно, ребенок не просто проводит время за игрой, чтобы скоротать час-другой, для него игра - это серьезное занятие. Вы наверняка обращали внимание, как малыш, увлекшись игрой, с серьезным видом переворачивает машинку и начинает наблюдать за тем, как крутиться колесо, рассматривать его, крутить и останавливать. Или с большим интересом аккуратно открывает упаковку с мылом. Взрослые не всегда могут понять игру своего малыша, но это занятие может быть очень важным для ребенка. Форма игры, сами игрушки частенько вызывают удивление. Для нас это не имеет никакого смысла.

Так, моему мужу доставляло огромное удовольствие «бурить гречку» внутренней спиралью от мясорубки. Так он добывал нефть. А любимой игрушкой подруги были пустые спичечные коробки. Из этих коробок она делала буквально все- мебель для кукол, игрушечный домик и даже свои первые туфли. Она просто положила по коробку в капроновые носки (коробки выполняли главную деталь – каблуки) и гордо вышагивала в них по комнате. Кто-то одевал на голову колготки, или наволочку и представлял себя принцессой. Мне нравилось, когда бабушка развешивала дома выстиранные простыни. Я забиралась на диван и делала там, за простыней, сказочный домик.

У детей почти безграничная фантазия. Изобилием игрушек мы лишь мешаем им придумывать и изобретать. Действительно, зачем придумывать игрушечный домик, представлять, что ботинок это паровоз или подводная лодка, когда все это уже имеется в наличии. Не стремитесь полностью охватить весь спектр игрушек. Оставляйте место для развития фантазии ребенка. Предлагайте малышу заменить отсутствующую игрушку чем-то другим. Это умение пригодится ребенку во взрослой жизни. Ведь важно знать, что можно найти выход из любой ситуации. Кто ищет, тот найдет.

Подражание взрослым


Малыш каждый день наблюдает за тем, как взрослые готовят еду, разговаривают по телефону, работают на компьютере, управляют техникой при помощи пульта. Все эти занятия вызывают огромный интерес у ребенка. По сути, пульт или телефон-это тоже развивающая игрушка, потому что ребенок задумывается над его устройством, назначением, над тем как им пользоваться. Однако, лучше разделять детские и взрослые вещи. В Японии, стране новейших технологий, заметили, что дети, занимающиеся с раннего детства на компьютере, испытывали проблемы с речью. Они практически не разговаривали. Оказалось, что при использовании клавиатуры, не задействованы те точки руки, которые стимулируют развитие мозговых зон, отвечающих за развитие речи.

Не гонитесь за усвоением взрослых устройств. Используйте проверенные временем занятия с ребенком.

Ребенок стремиться подражать вам - отлично! Воспользуйтесь этой возможностью, купите ему личный веник, щетку, выдайте чистую тряпку и губку для мытья игрушечной посуды, нарисуйте или сделайте из картона плиту для приготовления пищи. Готовьте, кормите игрушек, умывайте их, укладывайте спать. Все эти занятия учат малыша бытовым навыкам, хорошему отношению к игрушкам, усидчивости, терпению, умению доводить начатое до конца. Все это пригодится ему на занятиях в школе.

Управление игрой

«Хорошая игра похожа на хорошую работу,
плохая игра похожа на плохую работу.»
А. С. Макаренко


Во многом игра для ребенка схожа с работой взрослого человека. Игра имеет большое значение для хорошей успеваемости в школе. И хотя она не имеет какой-то конкретной пользы, она готовит ребенка к взрослой жизни. Если ребенок не играет долго с одной игрушкой, переходит от одной вещи к другой, кидает игрушки так и не заинтересовавшись ими, ему сложнее будет сконцентрировать свое внимание на необходимой информации. Он будет скучать, смотреть по сторонам. Соответственно, практически ничего не усвоит. Задачей родителей является привить ребенку привычку к правильной игре. Это не значит, что нужно заставлять ребенка. Наблюдая за ребенком, вы заметите какая область занятий наиболее интересна вашему ребенку. У детей разный темперамент: кому-то нравится листать книжки в тишине, кто-то играет в кубики, рисует, а другой шумно возит машину за веревочку. Подберите подход к ребенку. Для начала предлагайте ему разные занятия: танцы с игрушками под музыку, лепка из пластилина, рисование, дочки-матери, строительство дома для куклы, лечим собачку. Ребенку легче, когда он понимает суть занятия. Если мама готовит папе обед, посадите малыша рядом, дайте пластмассовую посуду, ложку, кусочки овощей, крупы. Предложите вместе приготовить обед. Малыш может рассыпать, испачкать - не расстраивайтесь, главное- вы приучаете его к труду, совместным занятиям, развиваете мелкую моторику, увлекаете его, стимулируете усидчивость и терпение.

Придумывайте игру по ходу узнавания малышом новых слов. Это вызовет у ребенка интерес и поможет ему лучше запомнить это понятие. Вы весело проводите время, да еще и тренируете память, развиваете логическое мышление.

Виды игрушек


Хорошо, когда человек разносторонне развит. Заложить основу этому можно во время игр. У ребенка должны быть разные игрушки для развития разнообразных знаний, представлений. Рассмотрим вариации игрушек.

Специалисты отмечают, что до трехлетнего возраста внешние и психологические отличия у девочек и мальчиков не слишком ярко выражены. То есть не нужно ограничивать ребенка только девичьими или мальчуковыми играми. Мальчик вполне может заботиться о своем зайчике - кормить его, укладывать спать, играть, сажать на горшок. А девочка – играть с мячом, катать машинки и паровозы, изучать их устройство. Разные игры дают ребенку понятие о жизни животных, работе транспорта, о различных видах спорта.

Полезны игрушки, которые призывают к действию: кубики, конструкторы, паззлы, различные развивающие картинки и карточки, сборные модели. Эти игрушки требуют от ребенка усилия. От него требуется выполнить посильную задачу и получить в конце приятный результат. Это тоже своего рода работа. Здесь требуется дисциплина, терпение, абстрактное мышление, логика, понятие процесса преобразования предметов в единую систему.

Отлично развивают фантазию игрушки-материалы. Это песок, бумага, пластилин, снег, дерево, картон, крупа, мелки, карандаши. Из них можно сделать практически все. Предложите малышу сделать своими руками известную ему вещь. Вы увидите, как необычно видит предметы ваш ребенок. Чем чаще вы будете проводить такие занятия, тем лучше для фантазии ребенка.

Игра на пользу


В любой игре важно, чтобы ребенок действовал, а не просто наблюдал за тем, как играют взрослые. Пассивное наблюдение ребенка не учит. Он привыкает к мысли быть в стороне. Стимулируйте ребенка для того, чтобы он творил, сочинял, искал, открывал новые возможности и свойства уже известных ему предметов. Прививайте бережное отношение к игрушкам и вещам. Проводите вместе с ребенком уборку в игрушечном царстве. У каждой игрушки должно быть свое место. Заведите разные коробки и отделения в шкафу, где живет плюшевый мишка, где стоят в гараже машинки и отдыхают куклы. Стремитесь, чтобы малыш доводил дело до логического завершения.