Идеальных детей не бывает. Рано или поздно всем родителям приходится столкнуться с мыслью о наказании. Как наказывать ребенка? Какие виды наказаний приемлемы, а какие - нет, какие методы лучше действуют? Все это довольно индивидуально. Но и пользоваться наказаниями бездумно тоже нельзя. Важно соотносить силу наказания с серьезностью проступка. И еще: прежде чем наказывать ребенка, нужно поставить себя на его место, понять причину, побудившую его нашкодить. Лишь после этого можно решать, какое должно последовать наказание.
А что думают по поводу наказаний родители? Мнения самые разные, что выбрать для себя - решайте сами.

Яся:

Я считаю, что наказание, раз уж необходимость в нем возникла, должно быть коротким, адекватным возрасту и внятным. Долгим, типа ссылки, оно быть не должно потому что ребенок успевает забыть, за что его наказали и успевает задуматься об отношении к нему родителей. Шлепать - ну, не знаю, у меня рука-молот, я боялась и боюсь убить одним махом. Поэтому я коротко, физически пресекаю неправильное действие, сопровождая суровым "опасно" или "больно". Иногда это переходит в игру, но вообще-то не стоит же цель испортить ребенку настроение на весь день.


Света:

Я иногда "наказываю" малыша углом. В угол он берет любимую игрушку и садится на маленький детский стульчик. Две-три минуты. За это время я убираю наделанные безобразия, а ребенок немного остывает.


По:

Наказываю. Без этого - никак. От лишения "привилегий" - выключения телевизора, например, до шлепков. Обычно наказываю последовательно - сперва предупреждаю тихо, потом грозно, потом выполняю угрозу - выключаю телек или отбираю, к примеру, карандаш. Если орет, отправляю в комнату, потом в кровать, если и это не помогает - мы "уходим" - садимся на кухню и не обращаем никакого внимания.
Иногда могу наподдать, если сильно выведет.


Шимко Ирина:

У нас зависит от "тяжести" проступка. Если просто не хочет что-то сделать, что я ее прошу и что действительно нужно, я Насте говорю, что пока это не будет сделано я не буду с ней читать (играть, обедать и т.д.), отворачиваюсь и занимаюсь своими делами. Чаще всего сразу делает, иногда упрямится, но меня-то не переупрямить :-)
А если специально делает что-то запрещенное, то выгоняю из комнаты (да, наверное, жестоко, но это случается редко, и запоминается).


a_v:

Пример из практики. Сын со злостью бросал игрушки на пол, если чего-нибудь не получалось. Я произнес речь (короткую), что к игрушкам надо относиться бережно. Никакой реакции. Когда еще раз бросил - я сказал, что если это повторится, я заберу эти игрушки. На 3-й раз, я убрал эти игрушки на шкаф, сказал: раз ты бросаешь игрушки, значит они не нужны. И убрал их. Сын походил, похныкал. Больше не бросает.
Главное (на мой взгляд) - выдержка и спокойствие.


Sivka(Ольга):

Удивительное дело, почему многие считают что наказание - это обязательно насилие, шлепки и унижение ребенка??? Битье детей, крики - это плохие и крайне непродуктивные меры наказания, к которым здравомыслящие, чуткие родители не будут прибегать. Но на самом деле, наказание - это просто дисциплинарное воздействие, оно может быть и мягким, но действенным. Тайм-аут - один из способов не унижающего достоинство ребенка дисциплинарного воздействия. Упрек для чувствительного ребенка тоже может быть наказанием. Если ребенок обижает детей, на время вывести его из игры - тоже способ наказания. Лишение привилегий - тоже наказание. Или я что-то путаю? Но в любом случае хочу подсказать еще способы воздействовать на ребенка: Мотивация (ты так бережно относишься к своему гаражу, давай купим еще одну машинку...), Похвала (какой ты молодец, как здорово убрал комнату, сам съел кашу...), Напоминание о последствии плохих поступков (если ты будешь бросать машинку, она может разбиться или кого-то ударить, и мне придется ее отобрать), Отвлечение (ребенок что-то бросает, предложите "пойдем играть в мячик"... или ребенок чем-то заинтересован чем-то нежелательным, отвлеките "посмотри в окошко, там такая большая собака"), Напоминание (ребенок методично что-то забывает сделать, напишите красивую веселую записку или картинку с напоминанием, что ему надо перед сном собрать портфель). Если ему меньше 1,5-2лет, то самый разумный способ - отвлечь от негативного поведения и хвалить его за что-то хорошее, что он делает. Отвлекалки - великая вещь, они и после двух все еще действенны. Лучше не доводите ребенка до плохого поведения.


Эхомама:

Я дочь (год и 11) не наказываю, так как считаю, что еще рано это делать. А главное, это не нужно. Мне понятны причины плохого поведения, и я стараюсь бороться с ними иначе. По-моему, 2-х летний ребенок еще не контролирует себя настолько, чтобы наказание было действенным средством воспитания. А вот повести себя так, чтобы пресечь нежелательные действия - это мама должна уметь, безусловно.


Marie:

Наказание - последнее дело, на мой взгляд. С маленьким ребенком можно иначе строить отношения, чтобы обойтись без наказаний. Неужели они глупее нас, взрослых?! Нет!
Можно с ребенком поговорить, можно строгости в голос добавить, можно и шлепнуть легонько в конце концов - со всеми бывает, увы... Но не использовать наказание КАК МЕРУ ВОСПИТАНИЯ.


ЛаМа:

Очень редко, но приходится. Отвожу в ее комнату: посиди тут и подумай о том, как ты себя ведешь. Обычно заканчивается слезами :( Это когда она действительно преднамеренно она сделала какую-то гадость.
А если просто что-то не то сотворила, не задумавшись, то по мере возможностей пытаюсь объяснить, почему впредь не надо так делать.
Правда, часто после своей дурной работы или долгого сидения с ребенком валерьянку пью. Я в первую очередь считаю, что в моем состоянии сама виновата. Моя работа виновата, мой характер виноват. Дочка тут ни при чем.


Ина:

Пару дней назад на работе у нас большая дискуссия была по этому поводу. И как оказалось большинство наказывает тремя способами: - лишением телевизора, игры; - time-out (посиди - подумай); - шлепание по попе, рукам ...


Ассоль:

Мы практически никак не наказываем, потому что - как ни странно - не за что.
Когда я вижу, что он собирается делать что-то не то, я пытаюсь отвлечь его внимание. Он этот трюк уже прекрасно знает, поэтому тут же хитро улыбается и начинает от меня убегать, не успев нашкодить. Таким образом через игру мы обходим острые углы. Многие вещи, которые он не знает, я ему объясняю - как ни странно, все понимает. Не знаю, как будет дальше - ему пока год и 10 - но пока наказания не требуются.