Иерусалим расположен на горах, на высоте 762 м над уровнем моря. С давних времен водоснабжение города полностью зависело от потайных скважин и подземных цистерн – резервуаров для хранения воды. Иудеи были одним из первых народов, религиозные представления которых содержали идеи гигиены и чистоты. Во время религиозных обрядов священнослужители омывали руки и ноги, а также жертву; в обыденной жизни иудеям предписывалось соблюдать личную гигиену.

Водоснабжение Иерусалима начало развиваться с древнейших времен. Дренажные системы строились для осуществления стока из домов и с улиц, в то время как твердые отходы вывозились на телегах через специальные ворота.
Храму требовалась особая «чистая вода», поэтому в городе существовали две отдельные системы водоснабжения. Это требовало дополнительных расходов, но древние водопроводчики разработали систему, позволявшую использовать сточную воду. Эта вода поступала по специальным каналам в коллекторы, где она хранилась, а затем использовалась для поливки полей. Любой излишек воды применялся для разведения садов.

Купальня Вифезда, Овчая купель
Купальня Вифезда, Овчая купель

В западной части Иерусалима, недалеко от Овчих (Львиных) ворот издавна существовало водохранилище. Простая плотина собирала воду, текущую через долину, в естественное озеро. Позже оно было преобразовано в искусственный резервуар 40 x 50 м., глубиной 6 м. Потом была построена широкая дамба. В конце III-го века до н.э. рядом был построен второй резервуар. Вода из водохранилища подводилась в Храм и использовалась для мытья жертвенных животных.

Между 150 г. до н.э. и 70 г. н.э. к востоку от водохранилища устроено место исцелений. Купель, ванны и гроты использовались для медицинских и религиозных целей. Множество больных, направленных из Храма ожидали здесь избавления от болезней.
Именно здесь произошло исцеление расслабленного.



Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.
(Иоан.5:2-9)


Столбы, служившие основанием византийской базилики
Столбы, служившие основанием византийской базилики

После строительства ближе к Храму большего водоема, Биркат Израэль (в 1-ом веке н.э), купель Вифезда перестали использовать для Храмовых целей. А новая городская стена, построенная севернее Иродом Агриппой в 144 н.э., почти прекратила доступ воды в водохранилище.

На этом месте в IV веке была возведена базилика, высокие столбы, служившие ее основанием, сохранились до наших дней. Дно котлована соответствует уровню евангельской купальни Вифезды.

Развалины церкви крестоносцев
Развалины церкви крестоносцев

Базилика была разрушена персами в 614 году; а в 1130 крестоносцы построили небольшую церковь, посвященную св. праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы. Дело в том, что в непосредственной близости от Вифезды находится дом, где жили родители Божией Матери.

Цистерна под крепостью Антония
Цистерна под крепостью Антония

Цистерны для воды имелись под многими жилыми домами, и конечно, царскими дворцами. Сохранились огромные цистерны под крепостью Антония, построенной Иродом Великим к северу от Храма в 36 году до н.э. Впоследствии именно в этом дворце римляне устроили Преторию - резиденцию Понтия Пилата. До сих пор эти цистерны в период дождей наполняются водой.

Спуск в цистерну под крепостью Антония Своды цистерны
Спуск и своды цистерны под крепостью Антония

В такой же заброшенной цистерне, давно засыпанной землей и мусором, в нескольких десятках метров позади Голгофы, святая царица Елена в 326 году нашла Животворящий Крест Господень.

По стенам цистерны сочится вода Место, где был найдет Животворящий Крест Господень
Вода, стекающая по сводам цистерны
Место, где был найден Животворящий Крест Господень


Вспомним еще одну историю об исцелении, связанную с омовением в воде. Это единственное в Евангелиях исцеление человека с врожденным заболеванием. Недаром фарисеи возмущались: «От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Иоанн 9:32). Не мог поверить в чудо и сам слепой, привыкший сидеть у Храма и жить подаянием. Поэтому, чтобы заставить его поверить, Иисус смазал брением его глаза, велел подняться на ноги и сходить умыться в «священной» воде Силоама.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
(Иоан.9:1-7)


Купальня Силоам
Купальня Силоам

В евангельском рассказе интересна игра слов. Христос говорит: «Мне должно делать дела Пославшего Меня», а затем Иоанн подчеркивает, что Силоам означает «посланный». Царь Езекия направил воду Гихона в Силоам, а Господь послал на землю Своего Сына, чтобы Он, в Свою очередь, послал больного умыться в Силоамской купальне. Получается удивительное подобие спасательного круга, в центре которого наш единственный Спаситель Иисус Христос, совершивший великое чудо исцеления слепорожденного.

В честь этого чуда византийская царица Евдокия построила в 5 веке церковь, о которой напоминают остатки колонн, совсем немного возвышающиеся над водой, да минарет мечети, воздвигнутый мусульманами на месте церкви.

Недалеко от купальни среди развалин стен города Давида проглядывает круглое основание какого-то сооружения. Что было на этом месте во времена Христа? За ответом обратимся к Евангелию от Луки: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лука 13:4-5).

Нам неизвестна причина падения Силоамской башни. Может быть, это произошло во время землетрясения, а может быть, она была построена бракоделами. Но оставшееся от башни круглое основание напоминание всем неверующим людям о мимолетности человеческой жизни. Увы, это особенно актуально в наше время, когда каждый день узнаешь о новых терактах и катастрофах. Иисус призывает всех людей: «Если не покаетесь, все так же погибнете». Только покаяние и вера в Него даруют нам Божье прощение, только так мы можем обрести покой и не бояться физической смерти.

Слепорожденный после своего чудесного исцеления в Силоаме проделал этот единственно верный путь к спасению. Вначале он назвал Христа человеком, затем пророком, а после: «Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Иоанн 9:38). У тех, кто не произносил этих слов, все еще есть такая возможность.

По материалам сайтов:
http://www.elshalom.net
http://www.krotov.info/libr_min/from_1/0054.html
http://aquapex.com.ua/articles/folder/12.php

Читать дальше »»

 

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб Хайфа и гора Кармилдом Иоакима и Анны. Место Рождества БогородицыНазаретГорненский монастырьЭйн Карем. Пещера Иоанна КрестителяВифлеемПоле ПастушковИорданИерихон. Гора ИскушенийКана ГалилейскаяГенисаретское озеро. Капернаумрыба апостола ПетраМагдала и гора Блаженствгора Фавор и долина Изреельвода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальниВифания. Гробница ЛазаряГорница Тайной Вечери. ГефсиманияГефсимания. Монастырь Марии МагдалиныКрестный путь Спасителяпорог Судных ВратГолгофа и Гроб Господеньистория храма Гроба Господняструктура храма Гроба ГосподняЕлеонская гора – место Вознесения ГосподняЯффо, Иоппия. Проповедь апостола ПетраУспение Божией Матери. Гефсиманская гробницаЛидда. Храм Георгия ПобедоносцаЛавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.