Анна Рязанова, психолог психотерапевтического проекта для родителей детей с особенностями развития «Такой как мы» (Сеть клиник интегративной медицины Дмитрия Раевского), рассказала о том, что нужно учесть, что можно и не нельзя делать в общении с людьми, имеющими расстройство аутического спектра (РАС) или аутизм.

Каждый человек с РАС аутичен по-своему. У каждого присутствует уникальный набор различных симптомов. Они и определяют сложности в общении как с близкими, даже родителями, так и с чужими людьми. Основные факторы, которые необходимо учесть во взаимодействии с такими людьми, следующие:

  1. Скорее всего такие дети и взрослые не будут смотреть в глаза. Прямой зрительный контакт даётся им очень тяжело.
  2. При общении будет возникать впечатление, что человек не слышит вас вообще.
  3. Большинство таких людей либо мало говорит, либо у них отсутствует речь. Это обусловлено задержкой речевого развития.
  4. У кого-то сохранён интеллект, у кого-то нет, у кого-то присутствует задержка умственного и/или психического развития.
  5. Часто наблюдаются большие особенности в питании и сверхчувствительная система пищеварения.

Чего с такими людьми делать нельзя:

  • Говорить в их присутствии об их диагнозе, особенностях, так, как будто их нет в комнате. Эти дети и взрослые наделены гиперчувствительной психикой. Если такой человек не откликается на ваши слова, это не значит, что он не слышит. Если он не смотрит в глаза, это не значит, что он не видит. Ни в коем случае нельзя давать оценки: он странный, посмотри, он не смотрит мне в глаза, когда такой ребёнок или взрослый находится рядом. Подобные высказывания откладываются в копилку их знаний о себе и тормозят движение в направлении реабилитации.
  • Нельзя давить на них и требовать: посмотри мне в глаза, услышь меня в конце концов и подобное.

Аутичный собеседник на самом деле всегда реагирует на внутренний искренний импульс к общению. Нет смысла громко кричать, громко разговаривать, чтобы вас лучше услышали. Эти люди реагируют на внутреннее переключение чувств. Например, когда начинаешь испытывать искреннюю нежность и сострадание к аутичному ребёнку, он через две встречи с тобой начинает вдруг ближе подходить, обнимать, как-то по-своему отвечать на приветствие.

Благодаря богатому опыту общения со взрослыми и детьми с РАС, я могу утверждать, что такие люди всегда отвечают не на громкие заявления и не на показные чувства, а на глубокие внутренние переживания.

Расстройство аутического спектра Photo by Caleb Woods on Unsplash

Часто не помогает даже искренняя заинтересованность тем, чем они заняты. Потому что то, что они делают, они часто хотят делать в одиночестве. Но при этом, если предложить им несколько неэмоциональных игр, где присутствуют поглаживания по руке, очень тонкие, аккуратные взаимодействия, человек начинает отвечать, потому что чувствует, что ты не хочешь ему понравится, а что ты его очень чувствуешь, чувствуешь внутренне его готовность коснуться тебя рукой. Такие игры выводят человека на внешний контакт с миром.

С людьми с расстройством аутического спектра большая часть работы и коммуникации будет происходить внутри. И меньшая часть работы будет заметна внешне. Это глубокий внутренний труд. Если хочешь общаться с аутистом, думай как аутист, действуй как аутист, ешь как аутист. Нужно понять таких людей. Но это невозможно, пока ты не научишься их чувствовать. Каждый аутичный человек – бездна своих собственных реакций, мироощущений, граней мировосприятия.
И здесь нужна глубокая работа родителей, либо других родственников, специалистов, психологов, воспитателей, других людей, взаимодействующих с этим человеком, чтобы его глубинно понять, глубинно ощутить. Они с большой благодарностью на это отвечают. И бывает так, что в большом развивающем центре ребёнок будет всех не замечать, а с одним человеком, даже не глядя ему в глаза, и обниматься, и даже целовать, и даже позволять долго держать себя на руках, пока, например, остеопат проводит терапию. Всем, кто не в курсе проделанной внутренней работы, на удивление. Но чтобы так получилось, необходимо искать подход к каждому человеку с РАС.

Самое болезненное для детей и взрослых с расстройством аутического спектра – это когда кто-то решает их себе подчинить, кто-то решает их «вылечить». Когда есть восприятие такого человека, как будто он сломан. Это люди со сверхчувствительной психикой и с большим уважением к себе, и они его могут продемонстрировать тем, что просто могут замкнуться в своём внутреннем мире, на самом деле они ждут правильного отношения к себе.

Когда появляется такой ребёнок, члены семьи начинают обращаться к глубинным чувствам. И в итоге, чтобы понять такого ребёнка, меняется понимание всех близких. Такие дети часто являются преобразователями целых семей. Не просто так они приходят в этот мир, и чинить их не нужно. Они очень способны к изменениям, если найти правильное отношение к ним.