От буллинга и его последствий страдают все: агрессоры, жертвы и свидетели происходящего. О том, как можно остановить травлю и какова роль в этом взрослых и детей, рассказала специалист Московской службы психологической помощи Екатерина Игонина.

Буллинг — регулярное проявление агрессии по отношению к кому-то из членов коллектива со стороны одного ребенка или группы детей.

Свидетелей травли можно условно разделить на три категории:

  • поддерживающие: одобряют поведение агрессора, могут его подбадривать и подначивать;
  • наблюдатели: просто смотрят за происходящим, могут избегать ситуации травли, не вмешиваться, находясь в стороне;
  • сочувствующие: переживают за жертву, считают травлю несправедливой, но боятся выступить с защитой, опасаясь преимуществ агрессора, его лидерства.

«Если подросток поддерживает агрессора, то он выражает готовность поступать так же. Например, в ситуации, когда он захочет превосходства, скорее всего, будет пользоваться теми же методами. Такая позиция закрепляется, вследствие чего у подростка и взрослого формируется равнодушие к любым проявлениям агрессии в обществе», — отметила специалист.

Photo by Damir Spanic on Unsplash

Как помочь ребенку

  • Обстоятельно поговорите с подростком. Узнайте подробнее, что и как происходит в классе, попросите в точности описать то, чему он был свидетелем. И, главное, как он относится к действиям агрессора, поведению жертвы, как видит ситуацию в целом, что считает правильным, а с чем в корне не согласен.

Отдельно и очень подробно поговорите о том, почему он выбрал роль свидетеля (например, боится гнева «лидера») и почему мог утаивать происходящее от взрослых (не хотел быть «стукачом»). Отнеситесь со всей серьезностью к тому, что подросток может думать: внимательно слушайте, не навязывая свой опыт, и узнайте, как с его точки зрения стоит поступить. В случае наличия заблуждений аргументированно возражайте.

  • Дайте однозначное трактование происходящему. Прежде всего стоит объяснить подростку, что буллинг — насилие. Не безобидная игра, не прикол или выражение неприязни. Зачастую детям в силу возраста сложно рассматривать ситуацию системно и в действительности представлять, каково, например, жертве.

Травля часто может выглядеть для них способом стать лидером, завоевать популярность; ужас положения того, кого травят, при этом редко учитывается. Важно подчеркнуть, почему проблема не в жертве (его внешнем виде, фамилии, национальности, успеваемости или социальном положении), а в обидчике. Также донесите, почему важно вмешиваться и прекращать подобное как можно раньше после выявления факта травли.

  • Старайтесь делать упор не на том, кто виноват, а что делать. Определите, каким свидетелем ваш ребенок является — поддерживающим, наблюдателем или сочувствующим, и объясните, почему это проблема не конкретных людей, а всего коллектива.

Нельзя обвинять подростка в молчании или поддержке агрессии — так он почувствует осуждение и отчуждение. Лучше сосредоточьтесь на совместной выработке стратегии. Основное внимание уделяйте мыслям ребенка. Разделите ответственность: подумайте, что способен сделать подросток, а что лучше доверить взрослым — вам или педагогам. В случае возникновения у подростка сомнений и опасений разберите их вместе, развернуто представив последствия тех или иных шагов.

  • Обязательно сообщите подростку о своих намерениях. Если подросток доверился и рассказал о фактах буллинга в классе, объясните, почему вы должны будете поговорить с учителем или администрацией, достигните соглашения по этому поводу. Без их помощи проблему практически невозможно решить. В противном случае (без предупреждения) такой шаг может быть расценен как предательство с вашей стороны. Также убедите дочь или сына в том, что рассказанное не будет известно одноклассникам: информация только для работников школы.
  • Поддержите решение подростка стать «защитником». Так в буллинг-структуре называют детей, выступающих против травли: либо они вступают в противостояние с буллером, открыто становясь на сторону жертвы, либо стараются прекратить сами издевательства (например, обратившись к учителю), либо успокаивают подвергшегося травле, дружат с ним. Согласно данным, если в самые первые моменты травли вмешивается защитник, то она способна тут же завершиться. Поэтому, чувствуя готовность своего ребенка защищать, уверьте его в однозначной пользе такой роли и обсудите, что конкретно он может делать.

«Психологи — одно из важнейших звеньев помощи в борьбе с буллингом. Поэтому во многих ситуациях, связанных с данным явлением, прежде чем начать действовать, стоит проконсультироваться со специалистом», — подчеркнула Екатерина.

Московская служба психологической помощи регулярно проводит вебинары на темы возрастных особенностей, семейных, детско-родительских отношений, направленные на улучшение взаимопонимания и разрешение конфликтных моментов.

Так, 25 марта в 10:30 состоится онлайн-мероприятие «Как вырастить уверенного в себе ребенка». Разговор будет полезен родителям, которые хотят помочь своим детям поверить в свои силы и перестать бояться ошибок.

Еще одна встреча по теме пройдет 26 марта в 19:30 «Подростковый кризис. Пути преодоления». Психолог расскажет об особенностях подросткового периода.

«Проблематика подросткового возраста» — в этом вебинаре вы сможете принять участие 28 марта в 13:30.

Кроме того, работает круглосуточный телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского), +7 (495) 051 (для мобильного), а также чат психологической поддержки. Все подробности — на сайте www.msph.ru.

Также на сайте «Школа.Москва» открыт онлайн-портал «Вместе против буллинга», где собрана вся информация о профилактике травли для детей, родителей и учителей, а также представлены алгоритмы и инструкции по разрешению конфликтных ситуаций.