Каждый год после эксперты ФИПИ анализируют результаты ЕГЭ по всем предметам и выявляют задания, вызвавшие у выпускников наибольшие трудности. Будущим выпускникам полезно знать ошибки своих предшественников и обратить особе внимание на самые сложные места в заданиях прошлого года. Учиться на чужих ошибках не так больно, как на своих собственных.

Портал Материнство приводит выжимку из описаний результатов экзаменов 2019 года по всем предметам, опубликованных на сайте Рособрнадзора.

Базовая и профильная математика

Заметно снизилась доля участников ЕГЭ, не сдавших экзамен, и повысилась доля выпускников с высокими результатами. Наиболее трудными для участников экзамена как базового, так и профильного уровня остаются задания по геометрии.

Успехи на ЕГЭ по математике

  • Стало меньше технических ошибок в записи ответов и решений
  • Больше ребят довели решение до конца
  • Стало меньше ошибок, связанных с неправильным пониманием условия задачи
  • Выпускники стали лучше справляться с экономическими задачами

Самые трудные задания на профильном ЕГЭ по математике

  • Каждый третий участник экзамена 2019 года не справился со стереометрической задачей 8
  • Столько же не смогли решить текстовую задачу номер 11
  • Последнее задание наиболее сложное и под силу только хорошо подготовленным участникам ЕГЭ
  • Здания по геометрии остаются наиболее трудными для участников экзамена

Самые трудные задания на базовом ЕГЭ по математике

  • Низкий процент выполнения практико-ориентированного стереометрического задания 13
  • Много проблем вызвала задача 14 на наглядное представление о производной
  • Хуже других были выполнены геометрические задачи 15 и 16

Выпускники пишут ЕГЭ Выпускники пишут ЕГЭ. Фото - фотобанк Лори

Русский язык

Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным. Большинство выпускников успешно сдают этот предмет, около четверти участников показывают высокие результаты. При подготовке к экзамену следует уделить больше внимания проведению орфографического и пунктуационного анализа, тренировке умений выделять авторскую мысль и излагать свою точку зрения.

Успехи на ЕГЭ по русскому языку

Большинство экзаменуемых успешно выполняют задания базового уровня сложности.

Трудности на ЕГЭ по русскому языку

На базовом уровне сложности вызывают затруднения задания на орфографию и пунктуацию. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить структуру слова.

Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения.

В экзаменационной работе 2019 года был расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений, расширен языковой материал, предлагаемый для орфографического анализа. Задания по орфографии и пунктуации экзаменуемыми выполнены хуже, чем в предыдущем году.

Как показывает статистика, самой сложной орфограммой для испытуемых 2019 года оказалось правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

В сочинении наибольшие трудности возникают при проведении смыслового анализа художественного и научно-популярного текста, где основная мысль (позиция автора) явно не выражается.

На высоком уровне излагать проблему, поставленную автором, и убедительно комментировать ее умеют только треть экзаменуемых.

Советы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

В школе следует больше внимания уделять совершенствованию умения понимать мысли других людей и выразить свои, учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Эти умения формируются при изучении не только русского языка.

При изучении всех предметов в школе нужно исправлять ошибки лексической сочетаемости слов, избегать употребления слов в несвойственном значении.

Обществознание

Обществознание остается самым популярным предметом ЕГЭ, который выпускники сдают по выбору. Его результаты стабильны. Трудности участники испытывают с выполнением заданий правового блока. Также нередко выпускников подводит невнимательное чтение заданий. 

Самые трудные задания базового уровня:

  • «Налоги»
  • «Понятие и виды юридической ответственности»

Самые трудные задания повышенного уровня сложности:

  • «Постоянные и переменные затраты»
  • «Финансовые институты. Банковская система»
  • «Основные источники финансирования бизнеса»
  • «Избирательные системы»

Самые трудные задания высокого уровня сложности:

  • «Истина и её критерии»
  • «Политическая система общества»
  • «Политический процесс»
  • «Конституционный строй»
  • «Юридические лица»

Приводя примеры социальных фактов, явлений, процессов, выпускники 2019 года практически не привлекали знания из других школьных предметов. Только 23% участников смогли на примере трёх конкретных деятелей науки и их достижений проиллюстрировать тезис, что российская наука обогатила мировую науку.

Отмечено много пробелов в знаниях правового блока, необходимых для социализации выпускников как граждан России, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. Например:

  • около 20% участников ЕГЭ не знают целей деятельности прокуратуры и полиции и считают, что правоохранительные органы принимают законы;
  • 24% уверены, что трудовой договор по желанию сторон может быть заключён в устной форме;
  • 25% не знают о возможной продолжительности и условиях испытательного срока при приеме на работу;
  • 30% не различают уголовное и гражданское право.

У многих возникли трудности с пониманием и выполнением инструкций. Так в 2019 году, чаще, чем год назад, участники ЕГЭ в кратких ответах записывали вместо слова словосочетание и наоборот. Заметное число участников ЕГЭ 2019 года испытывали явные трудности в понимании смысла заданий и давали ответы не на поставленные вопросы.

Английский язык

Участники ЕГЭ по иностранным языкам, в первую очередь, по английскому языку (их абсолютное большинство), в 2019 году сдали экзамен лучше, чем годом ранее. Сложности участники экзамена испытывают с выполнением заданий разделов «Письмо» и «Говорение», а также допускают грамматические ошибки.

Успехи на ЕГЭ по английскому языку

Увеличение доли высокобалльников можно объяснить изменением в разделе «Письмо»: в 2019 году в задании 40 (развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение») предлагалось две темы на выбор.

Наиболее высокие результаты выпускники показали при выполнении заданий по аудированию. Интересно, что раздел «Аудирование» на ранних этапах введения ЕГЭ вызывал наибольшие трудности, сейчас же он выполняется лучше всех других разделов.

Самые трудные задания на ЕГЭ по английскому языку

  • Задания раздела «Письмо»
  • Многие выпускники плохо справляются с заданием 40. Они не понимают и не могут показать проблемный характер предложенных тем, многие не до конца понимают смысл задания в силу недостаточности своего лексического запаса. Заметно стремление выхватить из формулировки темы какое-то знакомое слово либо произвольно и неверно интерпретировать значение незнакомого слова и написать на этой основе некий текст, имеющий мало общего с предложенной темой и поставленной коммуникативной задачей. Чтобы успешно выполнить это задание, важно правильно понять его смысл, спланировать свое письменное высказывание и построить его без нарушений логики.
  • В разделе «Грамматика и лексика» большинство ошибок ежегодно допускают в заданиях базового уровня 19-25 на проверку грамматических навыков. В первую очередь, к ним отнесем ошибки на употребление местоимений, на использование степеней сравнения прилагательных, форм неправильных глаголов. Этот грамматический материал изучается в начальной школе. По-видимому, в основной и средней школе следует уделять больше внимания повторению и отработке базовой грамматики на основе более сложных текстов расширенной тематики.
  • В ряде случаев участники экзамена делают ошибки, потому что не понимают грамматической структуры предложения и не понимают разницы между грамматикой и словообразованием.

География

В 2019 году ЕГЭ по географии в основной период сдавали более 17 тысяч человек, примерно столько же, сколько годом ранее. Участники ЕГЭ успешно справились с решением типовых задач. Сложности у выпускников вызвали задания, требующие объяснить географические процессы и явления, задания по страноведению и географии России.

Успехи на ЕГЭ по географии

Большинство выпускников умеют читать географические карты, определять по ним координаты и расстояния, составлять профиль рельефа местности по топографической карте, анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм.

Самые трудные задания на ЕГЭ по географии

Типичной ошибкой остается неумение сопоставлять ответ с вопросом. Так, до 5% ошибок было связано с тем, что вместо требуемого в вопросе субъекта РФ экзаменуемые в качестве ответа записывают страну и наоборот.

  • понимание географических процессов и явлений в геосферах
  • задания по страноведению, в которых проверялось знание особенностей природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира
  • знание особенностей природы, населения и хозяйства крупных географических районов России, особенностей географии промышленности и сельского хозяйства нашей страны
  • умение использовать географические знания для объяснения различных географических процессов и явлений. Немногие выпускники смогли проследить цепочки причинно-следственных связей географических явлений и процессов
  • климатообразующие процессы и факторы, закономерности изменения климата, особенности и следствия движения Земли

Советы по подготовке к ЕГЭ по географии

  • Отработать планы характеристик географических объектов: рек, климатических поясов, природных зон. При правильном составлении комплексных характеристик, в соответствии с планом, более четко проявляются взаимосвязи и взаимообусловленности всех оболочек Земли.
  • Уделить время упражнениям, нацеленным на отработку физико-географических понятий, установление причинно-следственных и пространственно-временных связей между природными процессами (явлениями) для объяснения особенностей их проявления на определенных территориях.
  • Избежать досадных ошибок, вызванных непониманием текста заданий, поможет их внимательное чтение.

Физика

Сложности с выполнением заданий по физике были связаны с неумением анализировать условие задачи и давать ее полное решение. Отрицательно на результатах экзамена сказывается и недостаток опыта в проведении лабораторных работ и экспериментов.

Успехи на ЕГЭ по физике

  • Улучшились результаты выполнения расчетных задач на законы постоянного тока.
  • Наиболее успешно выполняются задания на определение значения физических величин с использованием различных формул, а также на анализ изменения физических величин в различных процессах.
  • Значительно повысились результаты решения качественных задач и расчетных задач, особенно тех, к решению которых применимы типовые алгоритмы.

Самые трудные задания на ЕГЭ по физике

  • Как и в прошлые годы, наблюдается отставание в освоении элементов содержания квантовой физики.
  • Несколько снизились результаты заданий на проверку методологических умений, в основном за счет заданий на использование метода рядов.
  • Низкие результаты в заданиях, где присутствуют фотографии или рисунки лабораторных работ – по причине отсутствия опыта практических экспериментов.

Советы по подготовке к экзамену по физике

  • Замена реального эксперимента компьютерным моделированием или даже видеосюжетами с записью опытов не дает того обучающего эффекта, как самостоятельное проведение школьниками наиболее важных опытов и обязательных лабораторных работ.
  • Надо тренировать умение анализировать условие задачи. Целесообразно на этапе обучения ввести дополнительный пункт в оформление задачи, в рамках которого, кроме записи «Дано» и рисунка (при необходимости), обучающиеся описывают особенности процессов задачной ситуации и обосновывают выбор физической модели. Интересно, что решения задач в 100-балльных работах отличает как раз наличие таких комментариев в начале решения, которые позволяют судить о понимании экзаменуемым сути рассматриваемых процессов и обоснованности выбранного способа решения.
  • У участников экзамена бытует ошибочное мнение о том, что наличие верного ответа – это гарантия получения максимального балла за решение задачи. При этом некоторые участники используют формулы, которые уже являются производными от основных формул, пропускают логические шаги в математических преобразованиях, не показывают, каким образом был получен числовой ответ. Важно понимать, что на ЕГЭ по физике оценивается вся цепочка рассуждений.

История

Выпускники 2019 года выполнили экзаменационную работу по истории лучше, чем их предшественники годом ранее. Хорошее знание истории – залог успеха на ЕГЭ по этому предмету, однако не менее важны умения рассуждать и аргументировать.

Успехи на ЕГЭ по истории

Участники ЕГЭ 2019 года успешнее выполнили задания на знание исторических фактов, понятий, исторических деятелей, на умение работать с исторической картой и иллюстрациями.

Самые трудные задания на ЕГЭ по истории

  • Наиболее трудным для выпускников 2019 года, как и для выпускников предыдущих лет, оказалось задание 24 на проверку умения аргументировать данную в задании точку зрения.
  • При написании исторического сочинения (задание 25) значительное количество баллов было потеряно выпускниками из-за допущенных фактических ошибок, неумения указать влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России, неправильного указания роли исторической личности в событиях, явлениях и процессах, названных в историческом сочинении, и из-за неумения сформулировать причинно-следственные связи.

Советы по подготовке к ЕГЭ по истории

Хотелось бы предостеречь будущих участников ЕГЭ по истории от заучивания наизусть шаблонов сочинений по всем возможным периодам истории, которые могут быть включены в задание 25. Нередко текст, который заучивается и воспроизводится на экзамене, исходно не соответствует требованиям, предъявляемым к историческому сочинению, содержит ошибки и даже в первоисточнике может быть оценен только низким/нулевым баллом. Подобное заучивание также не способствует полноценному освоению фактического материала и развитию предметных умений. Нужно научиться самостоятельно писать сочинение по предложенному плану.

Чтобы хорошо сдать историю, надо знать историю. Прежде всего, основные даты, исторические факты, в том числе факты из истории развития российской культуры, деятельность выдающихся исторических личностей, основные исторические понятия. Но знание отдельных фактов должно быть встроено в общее понимание исторического процесса. Важно уметь находить в источнике, анализировать и интерпретировать историческую информацию, в том числе карты, таблицы, графики, изображения и тексты.

Информатика

В 2019 году количество участников ЕГЭ по информатике и ИКТ существенно увеличилось по сравнению с прошлым годом, что соответствует тенденции интенсивного развития цифровых технологий в российской экономике и обществе. Результаты экзамена несколько улучшились в 2019 году, однако участники допускают типичные ошибки в некоторых заданиях.

Успехи на ЕГЭ по информатике

Наиболее легко выпускникам даются задания, в которых надо:

  • представить и считать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
  • прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки
  • показать знание позиционных систем счисления и двоичного представления информации в памяти компьютера
  • технологии обработки информации в электронных таблицах
  • основных конструкций языка программирования
  • понятий «переменной» и «оператора присваивания».

Трудности на ЕГЭ по информатике

У участников ЕГЭ 2019 года возникли затруднения в заданиях, для успешного выполнения которых требовались умение:

  • определять объем памяти, необходимый для хранения графической информации
  • строить и преобразовывать логические выражения
  • наиболее распространенной содержательной ошибкой в задании 24 является выявление и исправление только одной допущенной программистом ошибки из двух возможных – той, которая лежит на поверхности
  • в задании 25 распространенной ошибкой является отсутствие изменения значений элементов массива.
  • в задании 26 типичной причиной ошибок в ответе является отсутствие у экзаменуемого представления о выигрышной стратегии игры как наборе правил, в соответствии с которыми выигрывающий игрок должен отвечать на любой допустимый ход противника. Отсюда берутся неверные ответы, представляющие зачастую один или несколько вариантов развития игры без требуемого анализа и обоснования.
  • в ответах на задание 27 часто встречались логические ошибки, связанные с недостаточно полным рассмотрением всех возможных вариантов расположения пар чисел в последовательности.

Советы по подготовке к ЕГЭ по информатике

При выполнении заданий с развернутым ответом значительная часть ошибок экзаменуемых обусловлена недостаточным развитием у них таких навыков, как детальный анализ условия задания, проверка своего ответа с целью поиска и исправления ошибок. Развитие таких навыков на протяжении всего периода обучения в школе будет способствовать существенно более высоким результатам ЕГЭ как по информатике, так и по другим учебным предметам.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ 2020 года следует обратить особое внимание на освоение теоретических основ информатики, в том числе раздела «Основы логики», с учетом тесных межпредметных связей информатики с математикой, а также на развитие метапредметной способности к логическому мышлению.

Биология

Биология является одним из наиболее востребованных экзаменов по выбору. В рамках ЕГЭ проверяется знание следующих разделов курса биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Участники экзамена 2019 года показали хорошие результаты при выполнении заданий базового уровня практически по всем темам.

Трудности на ЕГЭ по биологии

Трудности у экзаменуемых вызвали темы:

  • «Биология как наука, методы познания живой природы»,
  • «Определение числа хромосом и ДНК в соматических и половых клетках»,
  • «Внутренняя среда организма человека, сенсорные системы»,
  • «Среды обитания организмов»,
  • «Разнообразие экосистем (биогеоценозов)».

Среди заданий повышенного уровня сложности наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на проверку умения:

  • характеризовать фазы фотосинтеза,
  • свойства нуклеиновых кислот,
  • двойное оплодотворение у цветковых растений,
  • определять число ДНК в клетках,
  • устанавливать последовательность процесса смены экосистем и соответствия между характеристиками и реакциями матричного синтеза.

Среди заданий с развернутыми ответами наиболее трудными для участников оказались задания, проверявшие умения:

  • анализировать результаты биологического эксперимента по его описанию,
  • делать выводы на основании анализа данных, полученных в результате эксперимента;
  • объяснять действие на организм лекарственного препарата;
  • характеризовать причины и механизмы биологической эволюции;
  • устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции;
  • сравнивать биологические процессы обмена веществ и делать выводы на основе сравнения;
  • объяснять особенности индивидуальное развитие организма.

Все эти задания требуют не просто заучивания определенного объема биологической информации, а умения ее применять для решения поставленных задач, способности интегрировать знания биологии и основ химии, физики.

При изучении биологии в старших классах и подготовке к экзамену целесообразно обратить внимание на развитие умений анализировать биологические объекты, явления, процессы, объяснять обстоятельства их протекания, устанавливать взаимосвязи объектов, процессов, решать биологические задачи, сравнивать различные объекты и процессы.

Химия

Число сдающих ЕГЭ по химии ежегодно увеличивается. Чтобы успешно сдать этот предмет, будущим участникам экзамена стоит потренироваться в решении комбинированных заданий, записи заданий с развернутым ответом и научиться грамотно распределять свое время.

Успехи на ЕГЭ по химии

Наиболее легкие темы для выпускников:

  • строение атомов химических элементов
  • степени окисления атомов
  • принадлежность веществ к классам/группам неорганических и органических веществ
  • классификация химических реакций
  • уравнения реакций ионного обмена и гидролиза
  • зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

Практически все эти умения относятся к содержательным блокам «Теоретические основы химии» и «Химическая реакция» и отрабатываются на уроках на протяжении всех лет изучения химии в школе.

Трудности на ЕГЭ по химии

Ежегодно существенные затруднения у экзаменуемых вызывают следующие задания:

  • о способах получения и областях применения веществ (задание 26)
  • качественных реакциях на вещества (задание 25)

Советы по подготовке к ЕГЭ по химии

Одной из важных составляющих качественной подготовки к ЕГЭ по химии является совершенствование навыков работы с химической информацией, представленной в различной форме: текстов, схем, таблиц, рисунков.

Для повторения изученного материала рекомендуется использовать комбинированные задания, в которых для решения требуется проведение различных типов расчетов и применение знаний из разных тем. Например, это могут быть задания, включающие перечень веществ, для которых нужно определить возможность их взаимодействия и составить соответствующие им химические реакции: молекулярные уравнения, полные и сокращенные ионные для реакций ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции с составлением электронного баланса.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих результат ЕГЭ у конкретного участника, является умение четко записывать решение заданий с развернутым ответом. Поэтому в процессе подготовки к экзамену надо обратить внимание на отработку записи решения задач, в том числе выходящих за рамки ЕГЭ. Для расчетных задач в ряде случаев можно предложить учащимся прописывать в общем виде порядок нахождения физических величин, без арифметических расчетов. Такой подход позволит сформировать у старшеклассников умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения заданий.

Выполнение ряда заданий основывается на опыте проведения реального химического эксперимента. Учитывая распределение данного материала практически по всем темам курса химии, важным моментом при подготовке к экзамену становится составление обобщающих таблиц, в которых фиксируются необходимые сведения о веществах: реактивы для распознавания, области применения, способы получения.

Успех на экзамене связан и с умением выпускников рационально использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы. В процессе предэкзаменационной тренировки важно выработать для себя индивидуальный порядок и темп выполнения заданий экзаменационного варианта.

Литература

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе выпускникам потребуется знание литературоведческих понятий и литературного контекста, умение внимательно читать и анализировать литературные произведения. Грамотное написание сочинения также будет немаловажным фактором успеха.

Трудности на ЕГЭ по литературе

Наибольшую сложность в базовой части вызвали:

  • Задание 4 – знание художественного текста на уровне значимых элементов (система образов, основной сюжет, «говорящие» детали и тому подобное)
  • Задание 13 – знание средств художественной выразительности, использующихся автором в лирическом произведении.

Среди заданий повышенного уровня сложности, требующих написания небольшого развернутого ответа, трудности вызывали:

  • задания 9 и 16 – на умение включать предложенное произведение в литературный контекст, прибегая к межтекстовому сопоставлению. Оценивается уместность выбора контекста и корректность сопоставления. Это требует от выпускника хорошего знания литературного курса в целом, способности рассматривать литературный процесс как непрерывный диалог авторских точек зрения на сходные жизненные явления.

Завершает экзаменационную работу сочинение, являющееся традиционной формой проверки литературных знаний выпускников (экзаменуемому предлагается на выбор четыре темы). Данный вид работы актуализирует навыки многоаспектного анализа и интерпретации художественного текста, умение цитировать и комментировать литературный материал, давать собственную оценку прочитанному. К типичным ошибкам в сочинениях выпускников в ЕГЭ по литературе относятся:

  • недостаточно внимательное прочтение темы,
  • отсутствие необходимой опоры на литературный материал,
  • нарушение логики в рассуждениях,
  • низкий уровень речевого оформления текста.
  • теоретико-литературные понятия не всегда используются пишущим как инструмент анализа, а нередко лишь «вбрасываются» в текст ради придания ему внешней убедительности.

Формат ЕГЭ по литературе в 2020 году не претерпит особых изменений, поэтому при подготовке к экзамену можно сосредоточиться на тех проблемных зонах, которые обозначились при оценке результатов прошлых лет.

Китайский язык

В 2019 году выпускники впервые сдавали ЕГЭ по китайскому языку. Анализ результатов ЕГЭ по китайскому подтверждает общие тенденции результатов по другим иностранным языкам: задания по аудированию и чтению участники ЕГЭ выполнили лучше, чем задания разделов «Грамматика, лексика, иероглифика», «Письмо» и «Говорение».

Трудности на ЕГЭ по китайскому

  • При выполнении заданий раздела «Аудирование» наибольшее количество ошибок было сделано в заданиях формата «верно – неверно – в тексте не сказано»: участникам ЕГЭ не всегда удавалось выявить различия между «неверно» и «в тексте не сказано».
  • Выполняя задания раздела «Чтение», при общих хороших результатах выпускники допускали ошибки, связанные с тем, что они основывали ответ не на информации из прочитанного текста, а на своих представлениях.
  • Наибольшую сложность представляет грамматика китайского языка. У участников ЕГЭ были проблемы со знанием порядка слов в китайском предложении, тонов китайского языка, использования предлогов, наречий, дополнительных элементов результата, направления.
  • Наиболее трудными для участников экзамена стали задания с развернутым ответом письменной части. Незнание базовой лексики и грамматики повлияло на выполнение заданий этого раздела: в текстах работ часто имел место набор слов, грамматически не организованных в предложение.
  • Среди типичных грамматических ошибок: нарушение порядка слов в предложении, использование большей частью простых нераспространенных предложений, неправильное использование глаголов в позиции предлогов, счетных слов (классификаторов), неправильное использование дополнительных элементов оценки (обстоятельство результата), длительности, кратности. Многие экзаменуемые совершали ошибки в связи с выражением состоявшегося действия, а также действия, имевшего место в неопределенное время в прошлом. Нередко при выражении своих мыслей экзаменуемые строили предложения согласно языковой норме русского, а не китайского языка. При этом используемая лексика и грамматика не соответствовали даже базовому уровню сложности.
  • Большое количество ошибок было связано с написанием иероглифики и использованием знаков пунктуации. Среди типичных можно обозначить подмену одних иероглифов другими, сходными по написанию, неправильную запись составных элементов иероглифов и черт иероглифов.
  • Многочисленные ошибки были связаны с записью знаков препинания в одной клетке с иероглифом, что является недопустимым. Также отмечено неправильное использование различных видов запятых.
  • Выполнение заданий устной части выявило две основные проблемы: выпускники не могут производить грамматически правильные предложения, их лексический запас находится на элементарном уровне. Говорение – это сложное умение и необходимо целенаправленно развивать его на уроках китайского языка.

Советы по подготовке к ЕГЭ по китайскому

В процессе подготовки к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» следует обращать внимание на оттенки смыслов, стараться более точно понять, какая именно информация запрашивается в задании и как найти ее в тексте, а также тренироваться, работая с разными по жанру текстами.

В экзаменационную модель ЕГЭ-2020 по китайскому языку планируется внести ряд изменений. Для того, чтобы успешно справиться с новым форматом заданий по аудированию, необходимо внимательно знакомиться с заданием, определять главное в предложенных в письменной форме утверждениях и видеть разницу между ними, при прослушивании игнорировать незнакомые слова, учиться отделять главное от второстепенного.

При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» следует развивать языковую догадку, уделять больше внимания варьированию приемов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения.

В раздел «Письмо» введено задание на создание личного письма в ответ на предложенное письмо-стимул от зарубежного друга по переписке. Экзаменуемым следует развернуто ответить на три вопроса, которые задаются в письме-стимуле. Часто один из вопросов содержит несколько элементов, например: «Что ты и твои друзья делали в свободное время?». В этом случае, чтобы ответ считался полным, недостаточно ответить, что делал автор письма, нужно также ответить, что делали его друзья.

В этом задании надо также задать другу три вопроса по теме, которая упоминается в тексте письма-стимула и четко сформулирована в инструкции после текста письма-стимула. Важно, чтобы вопросы соответствовали заданной теме, были развернутыми и правильно сформулированными.