Многие скажут: «Ну и что? Нашли проблему». Если это ваш образ мыслей, то статья не для вас. Я не хочу спорить и переубеждать. Статья написана для тех мам, которые своей задачей видят воспитать ребенка православным христианином.

Подобно тому, как для всякой матери важно привить ребенку определенные моральные качества, для православной матери важно, чтобы ребенок вырос верующим. Все родители в определенный момент сталкиваются со сложностями подросткового возраста. Негативизм, конфликтность, раздражительность, отрицание родительской власти и так далее. Православные подростки – не исключение.

Подростковый период в наши дни начинается довольно рано, уже в одиннадцать-двенадцать лет. Послушный и покладистый ребенок вдруг отказывается ходить в храм, читать молитвы, перестает соблюдать посты, а в особо тяжелых случаях даже снимает с себя крест.

Кто-то из родителей пытается действовать интуитивно, кто-то опирается на труды святых отцов (например, Феофана Затворника), кто-то пользуется советами своего духовника. Результаты тоже разные: одним детям удаётся благополучно пережить подростковый возраст и остаться в Церкви, другие отходят от неё и погрязают в мирской суете. Увы, единого рецепта нет. Бесспорно одно: воспитание ребёнка в православии – это огромный многолетний труд.

Я не претендую на истину и не дерзаю спорить с мнением священников, которые, безусловно, лучше знают людей. И уж тем более не собираюсь посягать на авторитет святых отцов. Читать их труды по воспитанию конечно нужно. Но вот буквально применять советы, написанные лет 200 назад, к современной жизни не всегда возможно…

Я всего лишь мама троих детей, двое из которых уже переросли подростковый возраст, а младший только вошёл в него. Поэтому у меня есть небольшой опыт, но ещё больше вопросов и сомнений.

Задача родителей сложна: и пускать все на самотёк плохо, и передавить нельзя. Важно найти оптимальное равновесие в процессе воцерковления своих детей. Чувствовать, что ребёнку по силам, а до чего он ещё не дорос. Если допустить полную разболтанность – ребёнок не будет уважать церковные правила и не вырастет достойным христианином. Если передавить – в какой-то момент он все равно выйдет из-под родительской власти и этот выход может оказаться достаточно жестким. Причём чем строже ребёнка загоняют в храм вопреки его желаниям, тем жёстче в какой-то момент окажется протест, вплоть до полного отхода от веры, снятия креста и объявления себя атеистом.

Конечно, это не обязательный сценарий, существует масса вариантов. Ребёнок с мягким послушным характером или с заниженной самооценкой легче поддаётся влиянию родителей, независимый и уверенный в себе – труднее. Если в семье в храм ходит только мать, а отец далёк от веры, это осложняет задачу. А когда у сына или дочери более близкие отношения с отцом, чем с матерью, и при этом отец допускает резкие высказывания против Церкви и веры, то шансы матери близки к нулю.

У одной из моих подруг старший сын с радостью ходит в храм вместе с матерью, а младший с младенчества пытался от этого увильнуть и в 12 лет снял крест. Причина, скорее всего, в авторитете отца-атеиста, с которым у мальчика сложились более близкие отношения, чем с матерью.

Важно понимать, что быть православным христианином трудно. Вера – это труд. Христос не раз говорил, что для того, чтобы быть Его последователем, нужно взвалить на себя крест, от многого отказаться.

Православие – это не святая вода на Крещение и кулич на Пасху, это постоянная жизнь в соответствии с учением Церкви. Жизнь по заповедям, еженедельное посещение богослужений, ежедневная молитва, соблюдение постных дней, духовное чтение.

Но вот тут как раз и кроется сложность, с которой не все родители справляются. Очень важно суметь определить ту меру соблюдения церковных канонов, которая по силам вашему ребёнку в данный конкретный момент. Может ли он выдерживать всю службу целиком, в какой мере способен поститься, сколько молитв может прочитать перед сном?

Если, придя в храм, он сидит в углу, думая о своём и ожидая, когда все это кончится, то был ли смысл приходить?

Любой православный родитель хочет, чтобы ребёнок шёл в храм с радостью, это тот идеал, к которому мы стремимся. И вряд ли его можно достичь, если тащить чадо в храм насильно и держать там до полного изнеможения.

Еще на заре своего воцерковления я где-то читала, что молодых послушников в монастыре не пускают на все службы, чтобы у них сохранялся «голод» по церковной молитве, чтобы не произошло пресыщения. Точно так же родителю важно не «перекормить» ребёнка храмом, чтобы у него не возникало отторжения. Здесь нужна вся родительская мудрость, чтобы найти баланс между реальными возможностями ребенка и потаканием его лени.

В идеале нужно постараться воспитать привычку бывать в храме каждое воскресенье. Если для семьи это железное правило, то проблем обычно не возникает. Личный пример – лучший способ научить чему-либо. Когда вся семья идёт в храм, у ребёнка даже не возникает мысли, что может быть иначе. Сложнее, если один из родителей в храм не ходит, или дома остаются бабушка с дедушкой. Тогда есть соблазн остаться и провести время с меньшими усилиями (как мы уже говорили, быть православным – это труд).

Моя дочь однажды, лет в 16, собиралась на концерт. Это был день Казанской иконы Божией Матери, и она должна была пойти утром в храм, но проспала. Причём проспала и раннюю службу, и позднюю, которая начиналась в 10 часов. Тогда я сказала ей, что на концерт ей тоже идти не следует. Это было жесткое решение, билет пропал, но остался принцип: храм на первом месте, это главное. Если ты не сделал главное, то и не развлекайся.

Уверена, многие меня осудят, но я и не предлагаю всем пользоваться этим методом. Это было конкретное решение для конкретного случая. Проспала она из-за того, что вечером слишком долго сидела с планшетом и не легла вовремя спать. В тот момент я твёрдо знала, что действую правильно. Я считаю, очень важно чувствовать момент и применять то решение, которое с этим конкретным ребёнком может сработать. Это требует чуткости и понимания состояния ребёнка.

Когда детей несколько, задача усложняется, потому что возможности у каждого разные. Хорошо, когда храм близко к дому, и члены семьи могут приходить в разное время. Например, у моих знакомых старшие сыновья приходят до начала службы, чтобы помогать в алтаре, а родители с младшими детьми подходят к началу Литургии. Самых маленьких могут приносить и вовсе только на помазание и причастие.

Еще один важный момент: надо стараться вложить в детей как можно больше, пока они маленькие. Малыши воспринимают уклад семьи как данность, легко впитывают правила, к которым их приучают. А вот в 11-12 лет все попытки установки ограничений и рамок воспринимаются в штыки. К этому возрасту хорошо бы базироваться на уже выработанных привычках, а не начинать с нуля. В частности, традиция посещать храм каждое воскресенье должна уже укорениться. Сбои не исключены, но держать завоёванные позиции всегда легче, чем штурмовать их.

Как-то раз мы с сыном были на богослужении в двунадесятый праздник в пятницу, и я предполагала позволить ему остаться дома в воскресенье. Но по какой-то причине он вовремя не исповедался и не причастился. Я расстроилась и подумала: надо добиться, чтобы в воскресенье он все сделал, как следует. Но пришла в ужас от одной мысли, что посещение храма окажется наказанием за оплошность.

Причащение – это благодать Божия, счастье для христианина, и никак нельзя допустить, чтобы оно воспринималось ребёнком как некая рутинная обязанность.

Когда-то я читала про семью, в которой родители применяли запрет на посещение храма в качестве наказания. «Ты на этой неделе плохо себя вёл, поэтому в храм не пойдёшь, оставайся дома и подумай над своим поведением». Мне трудно представить, чтобы дети воспринимали это именно так, но безусловно, в этой семье поход в храм подавался как праздник. И если дети выросли именно с таким ощущением храма, то родители большие молодцы.

Подросток говорит: «Не пойду в храм». Что делать?

Как действовать, если ребёнок воскресным утром заявляет, что не хочет идти в храм? Тут может быть много решений, зависящих от конкретного ребёнка и конкретной семьи.

  • Родители могут ответить жестко: «Это не обсуждается».
  • Могут применить активное слушание: «Понимаю, мне тоже бывает непросто заставить себя рано подняться в воскресенье».
  • Могут сказать, что эти правила не нами установлены и не нам их отменять, мы православные, и обязаны подчиняться установлениям Церкви.
  • В каких-то случаях можно позволить ребёнку остаться дома, но уж конечно не с телефоном или планшетом, а нагрузить его домашней работой, как поступила с Золушкой злая мачеха. В некотором роде это манипуляция, но она воспринимается ребёнком как логичная и оправданная. Варианта «провести воскресное утро в развлечениях и безделье» не должно существовать в принципе.

Однажды лет в шесть моя дочь не хотела идти в храм. Я решила не бороться и оставила ее дома. В дверях она догнала меня и попросила: «Принеси мне просфорку». Я рассказала об этом духовнику, он не благословил: «Если в храме не была, то и просфорку не получаешь». Дочь видимо осмыслила эту информацию, больше отказов не было.

Если в вашем храме бывает две службы, то прекрасный вариант – предложить ребёнку выбрать, хочет ли он пойти на раннюю или на позднюю Литургию. Это известный приём борьбы с детским упрямством: выбирать приходится не между «хочу» и «надо», а между двумя вариантами, одинаково устраивающими родителя. Если Литургия одна, можно попробовать выбрать между субботой и воскресеньем.

Ребёнок должен понимать, для чего он идёт сегодня в храм. Мало кто из детей сам возьмёт в руки духовную литературу, поэтому родители должны вкратце напомнить суть праздника, рассказать о нем или почитать. Также важно объяснять происходящее в храме, учить наизусть основные молитвы. Если мы сами ленимся это делать, то чего хотим от детей?

Чего делать нельзя

  • Категорически нельзя стыдить подростка за то, что он не хочет ходить в храм. Это верный способ достичь обратного эффекта. Упреки вызывают только раздражение и злость.
  • Нельзя ставить в пример других детей, которые, на ваш взгляд, ведут себя правильнее – это разрушает доверие. Ребёнок слышит: «Ты мне не подходишь, лучше бы у меня был другой ребёнок, а не ты». Потеряете доверие – ребёнок не будет признавать авторитет и не станет вас слушаться.
  • Наказанием вы тоже ничего не добьётесь, кроме стойкой ненависти ко всему, что связано с православием.
Единственный верный путь – действовать в рамках доброй воли ребёнка и его объективных возможностей.

Вам может казаться, что ваш ребёнок уже большой, что у знакомых дочка такого же возраста стоит всю службу как свечечка, а сыночек на два года младше помогает в алтаре. Но это все из области родительских амбиций и ложных ожиданий.

Из житий мы знаем, что некоторые святые с младенчества не брали материнскую грудь по средам и пятницам. Мы читали, что некоторые будущие монахи и священники постоянно стремились в храм и с готовностью выстаивали многочасовые службы. Но это исключения, люди, у которых дар от рождения.

А нам Господь дал именно этого конкретного ребёнка, и наша задача – воспитать именно его в православной вере. Завидовать другим родителям, дети которых нам кажутся гораздо послушнее и воцерковленнее – значит роптать на Бога и не желать нести данный нам крест.

Очень многое зависит от того, какие у нас в целом сложились отношения с подростком. Если наш метод воспитания базируется не на приказах и запретах, а на взаимопонимании и уважении, то и по вопросам соблюдения церковных правил мы сумеем договориться.

Если ничего не помогает

Даже если все усилия не принесли плода и ребенок отошел от Церкви, не отчаивайтесь. Во-первых, можно вспомнить пример святой Моники, матери Блаженного Августина, которая всю жизнь молилась за сына и все-таки отмолила его. Очень давно, не помню где, я прочитала такую формулу: мать должна представить Богу либо достойных православных детей, либо стертые на молитве колени.

А второе утешительное соображение мне встретилось как-то у одного батюшки: если у ребенка в детстве был опыт посещения храма, то в какой-то момент, когда в его жизни возникнут трудности, ему легче будет прийти в храм, чем человеку, который в храм никогда не ходил и ничего не знает о церковной жизни.

Фото - фотобанк Лори