В этой заметке я расскажу о пяти музеях Токио. Каждый из них по-своему интересен и дополняет общее представление о Японии. Токийский национальный музей знакомит с произведениями изобразительного искусства. Археологический музей поражает великолепными тканями, которым 1300 лет. Музей Эдо-Токио подробно рассказывает о жизни и быте города в последние пару столетий. Музей Хокусая посвящен творчеству великого мастера гравюры и его последователей. Музей полиции весьма необычен и внушает искреннее уважение к стражам порядка.

Токийский национальный музей

Национальный музей находится в парке Уэно, о котором я упоминала в заметке "Сады и парки Токио", неподалеку от пруда, заросшего лотосами. В парке Уэно можно провести целый день, посетив несколько музеев и зоопарк.

В собрании музея - рисунки, гравюры, ширмы, свитки, доспехи самураев, великолепные старинные кимоно, театральные костюмы и маски, статуэтки.

Билет стоимостью 620 йен (390 руб.) дает право посетить еще четыре музея, расположенных на общей территории с Национальным музеем.

Китагава Утамаро. Восемь видов реки Тама. Река Тама в Койя

Утагава Киниёси. 33 вида Фудзи. Гора Фудзи в ясный день с побережья Цукудадзима

Утагава Хиросиге. Знаменитые места шести провинций. Снежная гора Харуна, провинция Козуке.

Археологический музей

Пока мы осматривали Национальный музей, снаружи начался проливной дождь (в этот день над Японией проходил тайфун). Мы решили переждать непогоду и направились в Археологический музей, благо приобретенный билет давал право и на его осмотр тоже.

Археологический музей совсем небольшой. Нижний этаж демонстрирует огромное количество почти одинаковых буддийских статуэток, которые меня не заинтересовали. А вот экспонаты второго этажа потрясли своей древностью. Это куски дерева, печати и ткани 7-8 веков.

Больше всего меня поразила эта ткань, датированная восьмым столетием. По своему виду и орнаменту она напомнила церковную парчу - виноградные гроздья и листья, и даже прослеживающиеся кресты, золотой оттенок. 

В России это время языческое, дохристианское; в Византии - расцвет. Византийские ткани этого времени вполне могли бы выглядеть так. Предположить контакты между Византией и Японией в 8 веке крайне сложно, тем более потрясает такое перетекание художественных идей через моря и континенты.

Музей Эдо-Токио

Фотографии из этого музея я уже неоднократно показывала в других заметках: про сортировку мусора, про театр кабуки, про сейсмическую устойчивость. Музей Эдо-Токио существенно расширил мои знания о Японии.

Примечательно само здание музея. Напоминает черепаху, или танк, а может быть, сумоиста, тяжелого, но устойчивого. Билет приобретается внизу, а затем на эскалаторе можно подняться в залы музея.

Меня попросили принять участие в опросе посетителей – они интересуются географией своих посетителей и эффективностью рекламы.

В музее Эдо-Токио мне встретилась служба гидов-волонтеров, про которую я читала до поездки. В этой системе работают преимущественно японские пенсионеры, которые получают хорошую пенсию и не нуждаются в деньгах, но испытывают дефицит общения. Поэтому они проводят бесплатные экскурсии для туристов на разных языках.

Мне интересно было попробовать воспользоваться этой услугой. У стойки гидов-волонтеров висела табличка с перечнем доступных языков, в данный момент предлагался только английский. Мне это и было нужно. Скучавшая позади девушек-ресепшионисток пожилая японка с искренней улыбкой поднялась мне навстречу. Она представилась Акико. Мне было легко запомнить это имя, потому что так звали главную героиню фильма, который я посмотрела в самолете.

Акико была очень миниатюрная, ростом доходила мне только до плеча. Она спросила, сколько у меня времени (полно), и сказала, что неспешный осмотр музея займет около двух часов. Примерно так и получилось. Она свободно рассказывала по-английски об экспозиции, но вот с пониманием моих вопросов (когда я хотела уточнить подробности или углубиться в детали) у нее возникали сложности. В целом это был интересный опыт, и я была рада, что решилась.

Экспозиция музея посвящена развитию японской столицы. В первый период своего развития город носил название Эдо, это время феодальной Японии. С 1856 года, после окончания самоизоляции Японии, начинается европейский путь развития. Ему посвящена вторая часть музея, носящего двойное название Эдо-Токио.

Карты, схемы, макеты, фотографии, полноразмерные модели зданий и интерьеров, предметы быта, старинные гравюры – все это сопровождается подробными текстами на японском и английском языках. Есть интерактивные элементы: можно забраться в паланкин, попробовать поднять тяжеленное коромысло с корзинами рыбы, сфотографироваться на татами в традиционном японском доме.

Входная плата скромная: 600 йен (375 рублей).

Традиционная японская повозка для фестивальных шествий

Макет движения фестивальных повозок. В Японии очень любят такие фестивали, в каждом городе 1-2 раза в году проходят фестивальные шествия. Повозки везде разные, они хранятся в особых зданиях (иногда с доступом туристов, чаще - без), и везде имеют свое ритуальное значение.

Корзины торговца рыбой. Можно попробовать приподнять

Переносной киоск торговца приготовленным рисом. Это сооружение очень тяжелое

Традиционный японский дом, в котором можно посидеть на татами

Орнаменты на тканях периода Эдо. Выглядят вполне современно

Огромным спросом в период Эдо пользовались книги. Книжные магазины продавали цветные картинки - оттиски гравюр с изображениями знаменитых актеров, куртизанок и сумоистов. Пейзажный жанр возник несколько позже, и тоже приобрел большую популярность.

Кроме того, продавались книги с черно-белыми иллюстрациями. Многие книги имели остро-сатирическое и политическое содержание, что очень нравилось народу, но не очень нравилось правителям. Поэтому торговцы книгами предпочитали прятать лица под плетеными шляпами, похожими на корзины, чтобы не попасться властям.

Музей Хокусая

Кацусика Хокусай - пожалуй, самый знаменитый и один из самых плодовитых авторов гравюр периода Эдо. Недаром в Токио есть отдельный музей Хокусая, расположенный в пяти минутах ходьбы от музей Эдо-Токио.

Это современное здание смелой архитектуры. Самое знаменитое произведение Хокусая - "Красная Фудзи" - встречает вас прямо на мостовой.

Я шла в этот музей в надежде увидеть наконец-то все 36 знаменитых видову Фудзи - программную серию мастера, представленную в одном зале. Ну хотя бы 18! Но увы. Даже в этом узко специализированном музее гравюр Хокусая едва ли наберется три десятка, из разных серий. Ни одной серии целиком не представлено, даже в репродукциях.

Карта расположения "36 видов Фудзи" представлена в музее Эдо-Токио

Билет стоит довольно дорого - 1200 йен, вдвое дороже, чем в предшествующие музеи. Правда, можно посетить за меньшие деньги только основную экспозицию, но это лишь один маленький зал.

Основная экспозиция рассказывает о творческом пути мастера. Представлены несколько его ранних работ. Но самое интересное - поэтапный процесс изготовления гравюры. Фотографии ниже сделаны в музее Эдо-Токио; в музее Хокусая аналогичным образом показан процесс работы над другой знаменитой гравюрой.

Чтобы получить лист гравюры, по эскизу выполняется несколько деревянных досок к рельефным изображением разных частей рисунка. Для каждого цвета вырезаются отдельные доски.

Следующий этап - нанесение краски на доску. Если мастер хочет добиться эффекта размытия от темного к светлому, он соответствующим образом наносит краску.

Далее один за другим делаются оттиски. Очень важно точное попадание при каждом оттиске: смещение даже в 1 мм приведет к нерезкости изображения.

Вот как выглядит лист после каждого следующего оттиска.

Восковые фигуры Хокусая и его сестры выполнены настолько реалистично, что я с минуту не отрываясь следила за рукой, ожидая, что она дрогнет. Кацусика Хокусай изображен в глубокой старости, но по-прежнему за работой. В глубине комнаты валяются скомканные эскизы: мастер очень критично относился к своей работе.

Помимо основной экспозиции, есть временные. Я застала выставку, посвященную мостам. Тематическая подборка гравюр японских мастеров периода Эдо показывала разнообразие конструкций мостов.

Одна из гравюр называлась "Сто мостов с одной точки". Я не поленилась и пересчитала их все. На фантазийном пейзаже формата А3 (примеро 30х40 см) мне удалось насчитать 96 больших и малых мостов (но возможно, я сбилась, и там их действительно 100).

На другом этаже в продолжении экспозиции были представлены фотографии и чертежи различных мостов, построенных в XX веке. К сожалению, фотографировать на временной экспозиции не разрешается.

Музей Полиции

В последний день перед отъездом из Токио у нас не было четкого плана, собирались просто побродить по улицам. На музей Полиции мы набрели случайно, зашли и не пожалели!

Более всего нас впечатлили четвертый и пятый этажи, где рассказывается об истории полиции в Японии. Фотографировать в этой части экспозиции запрещено.

«Отцом» японской полиции является Тошийоши Кавайи. Через 18 лет после снятия самоизоляции страны он на год ездил в Европу изучать полицейские системы разных стран. Вернувшись, в 1874 основал японскую полицию. Ему было 40 лет. Он очень много работал, спал лишь 4 часа в сутки, и в 46 лет умер от переутомления.

В музее представлен график преступности в Токио с 1926 года по настоящее время. С 2003 кривая без колебаний идёт вниз и число преступлений сократилось вдвое. Упоминается и о наиболее громких делах, часть которых так и не раскрыта. Честно и правдиво.

Показывают фильм про поимку грабителей, от поступления звонка на пульт полиции и дальше по шагам. Классный экшен.

Представлены фотографии токийских полицейских, погибших при исполнении служебного долга. Фотография, имя, звание, краткий рассказ о том, при каких обстоятельствах погиб полицейский.

Смотреть на порезанную ножом или простреленную форму со следами крови довольно жутко. Но зато проникаешься уважением к полиции. Мне кажется, было бы замечательно создать подобный музей у нас.

Третий и второй этажи музея Полиции – специально для детей. Можно, например, заняться чтением следов, или примерить полицейскую форму. Интерактивный макет рассказывает о правилах безопасного поведения. Короткие видеоролики: что делать, если к вам пристают в транспорте, как поступить, если незнакомый взрослый пытается вас увести. Ненавязчиво и полезно.

Тренажер для детей - надо определить, какая обувь оставила следы

Еще одно задание для следопытов: выяснить, на какой машине скрылся подозреваемый

Подобные задания не просто увлекательны, но и популяризируют профессию полицейского среди детей

Витрина про то, как снимают отпечатки пальцев

Криминалистическая лаборатория

Интерактивный макет демонстрирует ситуации, в которые можно попасть в городе

На экранах показывают ролики о правилах поведения в опасной ситуации

На первом этаже представлена подлинная полицейская техника – автомобили, мотоциклы, вертолеты.

Вход в музей бесплатный.