Чтобы ребенок писал грамотно, очень важно не запускать темы с самого начала. Объясню по русскому, но на языке цифр.

В первом классе дети знают (должны знать) около 20 орфограмм. Во втором около 30. В третьем классе около 40-50. В четвёртом около 60-80. Пишу примерно, так как, например, тема "Окончания имён прилагательных" делится на 3 подтемы. Если ребёнок выучил только одну подтему, то сядет на остальных двух.

Ребенок пишет с ошибками

Какие 20 орфограмм в первом классе?

  • жи-ши - это РАЗ.
  • чу-щу - это ДВА
  • ча-ща - это ТРИ
  • Большая буква в начале предложения - это ЧЕТЫРЕ
  • Большая буква в именах и фамилиях - это ПЯТЬ
  • Большая буква названиях городов - это ШЕСТЬ
  • Большая буква в географических названиях (города - отдельная тема. Когда начинаем учить названия рек и т.п., многие дети уважительно пишут Одуванчик, Лес, Море и пр. ) - это СЕМЬ
  • Большая буква в кличках животных - это ВОСЕМЬ
  • Чк-чн - это ДЕВЯТЬ
  • НЩ-ЩН - это ДЕСЯТЬ
  • ь знак - показатель мягкости - это ОДИННАДЦАТЬ
  • ь знак разделительный - это ДВЕНАДЦАТЬ
  • проверяемая безударная гласная - это ТРИНАДЦАТЬ
  • непроверяемая безударная гласная (часто она в словарных словах) - это ЧЕТЫРНАДЦАТЬ
  • парная согласная в слабой позиции - это ПЯТНАДЦАТЬ
  • есть чисто первоклассные темы, например слова, которые начинаются с Э - это ШЕСТНАДЦАТЬ
  • Написание йотированных гласных в словах (ЙУра вместо Юра, поЙэдет вместо поедет, и мЙЯчик вместо МЯчик) - это СЕМНАДЦАТЬ
  • Написание точки в конце предложения - это ВОСЕМНАДЦАТЬ (УЧИМ СЛЫШАТЬ, где СТАВИТСЯ точка)
  • Написание восклицательного знака - это ДЕВЯТНАДЦАТЬ (тоже учим слышать, где этот знак ставится)
  • Написание вопросительного знака – это ДВАДЦАТЬ (тоже отдельно УЧИМ слышать)
В любом несложном диктанте есть 60-70% всех пройденных орфограмм. В сложном - почти 100%.

Если ребёнок не выучил, не закрепил орфограмму, то она всплывёт еще не раз в будущем. Переставляете, сколько потенциальных ошибок накопится, если темы запускать? Потом в средней школе хватаются за голову (многие и в начальной).

Ребёнок написал, например: «Лашатка визёт вос дроф.»

Мама в шоке: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Отличие занятий дома с мамой от занятий с сильным репетитором

Объясню разницу подходов мамы и репетитора. Для мамы высший пилотаж – увидеть, что с ребёнком надо отработать орфограммы "Безударная гласная в корне слова" и "Согласная в слабой позиции".

Знаете, с чего начинает репетитор? Шаги репетитора:

1) Он спрашивает у ребёнка, какие ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ малыш знает. Потому что БЕЗ знания ЭТИХ основ, ребёнок не сможет понять и применить алгоритм правил.

Безударные гласные проверяем УДАРЕНИЕМ. Согласные в слабой позиции – подбираем слово, чтобы после стоял ГЛАСНЫЙ или ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ. БЕЗ понимания различий между ГЛАСНЫМИ и СОГЛАСНЫМИ ребёнок уже будет писать неграмотно.

2) Дальше репетитор узнаёт, какие ребенок знает ЗВОНКИЕ согласные (для грамотного подбора проверочного слова и быстрой самопроверки). Какие ПАРНЫЕ (самые ошибкоопасные). Какие ВСЕГДА глухие.

3) Дальше – умеет ли ребёнок грамотно ставить в словах УДАРЕНИЕ. Слышит ли он его чётко и грамотно. Потому что, если НЕ слышит, то орфограмму "Проверяемая безударная гласная в корне слова" он на "5" не выучит.

4) Следующий шаг – репетитор выясняет, видит ли ребёнок КОРЕНЬ в словах. Потому что БЕЗ этого знания – тоже всё впустую, так как корневые орфограммы – самые коварные.

Далее – приставка, окончание, суффикс (всё надо на автомате видеть).

5) Далее - умеет ли отличать части речи. Так как суффиксы и окончания (особенно – окончания) часто зависят от того, КАКАЯ ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ.

Вот такой разный подход у мамы и репетитора.

Я видела детей в 4-ом классе, которые НИКАК не писали грамотно. Я смотрела ребёнка и расписывала маме всё по книжкам по страничкам, начиная с ПЕРВОГО КЛАССА. Более того - с самых ПЕРВЫХ занятий первого класса: С ГЛАСНЫХ и СОГЛАСНЫХ.

Идти с репетитором по всем основным темам, начиная с первого класса. Где пропуск – быстро латаем. МАМЕ не справиться.

Как избежать репетитора?

Если посыпались двойки – подойти как можно быстрее к учителю. Пусть распишет, где засада. ЧТО ИМЕННО надо повторить или выучить.