Иногда случается, что в воскресный день в толпе причастников раздаётся пронзительный детский визг. Среди людей, с трепетом ожидающих таинства, какой-нибудь малыш брыкается, вырывается из рук матери, плачет и кричит: «Нет! Не хочу! Пойдём домой!»

Раньше таких деток пытались причастить насильно, сейчас чаще всего священник просит маму отойти в сторонку и успокоить малыша. Что же делать в ситуации, когда ребёнок отказывается причащаться?

Причащение детей. Фото с сайта http://www.pavlovskayasloboda.ru

В православии принято крестить новорожденных на сороковой день после рождения. Эта традиция имеет ещё ветхозаветные корни, связанные с днями очищения матери и временем принесения первенца мужского пола в Храм (неслучайно именно на сороковой день после Рождества мы празднуем Сретение Господне). Но в православии не обязательно придерживаться строго именно сорокового дня, иногда детей крестят раньше, если они родились слабыми и есть опасения за их здоровье и жизнь. Может быть выбрана и несколько более поздняя дата, в зависимости от различных обстоятельств. Но, безусловно, люди, живущие церковной жизнью, стараются не откладывать крещение новорожденного надолго.

Столь же естественно для тех, кто регулярно посещает храм, после крещения причащать младенца каждое воскресенье. В этом случае причастие становится важной и неотъемлемой частью его жизни, и никаких проблем, как правило, не возникает.

Впрочем, даже такой воцерковленный с рождения младенец может по мере взросления капризничать в очереди на причастие. Это может быть связано с теснотой, духотой, обилием незнакомых лиц вокруг. В таких случаях маму с плачущим малышом обычно пропускают вперёд (если вас не пропускают, просто попросите, и обязательно пропустят). Другой вариант – постоять с малышом в сторонке, возможно даже на улице, дождаться, пока схлынет толпа, и тогда подойти к Чаше спокойно, в конце очереди.

У одной мамы дочка, которая была приучена к храму и причащалась с рождения, в два годика вдруг категорически отказалась причащаться. Так повторилось и в следующее воскресенье. Мама пробовала подойти второй раз в конце очереди - ребенок упорно отворачивался. Мама смогла найти решение загадки - причина была в рождении маленькой сестрички. Старшей девочке, как это часто бывает в период адаптации, захотелось снова быть маленькой. Когда мама это поняла, то стала подносить девочку к причастию на руках, как малышку, и все наладилось.

Значительно сложнее решить проблему, когда ребёнок уже подрос, но редко бывает в храме и чувствует себя в нем некомфортно. Или когда крестится уже не очень маленький ребёнок, для которого все происходящее чуждо, непонятно и потому страшно. В возрасте от двух до четырёх-пяти лет дети с недоверием относятся к незнакомым взрослым, и конечно же их пугает священник в странной одежде и с длинной бородой, который пытается дать им что-то похожее на лекарство. Некоторые дети при этом начинают так истошно орать, брыкаться и извиваться, что пение слов «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите» замирает в горле у прихожан.

Всем неловко, всем не по себе, а маме крикуна хочется буквально сквозь землю провалиться.

Причащение детей. Фото с сайта http://www.pavlovskayasloboda.ru

Когда-то давно, в начале своей церковной жизни, мне пришлось столкнуться с такой проблемой. Живя в тот момент в стороне от Церкви, бывая в храме раз в году на Пасху, я пребывала в наивном убеждении, что дети должны сначала вырасти, а уж потом выбрать веру, как это произошло со мной самой в 17 лет. При этом мне не приходило в голову, что воспитание есть обязанность матери, и что христианское воспитание есть обязанность матери-христианки. Я не собиралась, например, давать детям свободу выбора между добром и злом, правдой и ложью, добрыми делами и воровством, я собиралась учить их хорошему, и только в вопросе вероисповедания придерживалась какой-то смутной неопределённости. Но вся эта демагогия мгновенно улетучилась, когда я всерьёз испугалась за жизнь своих детей. Отбросив всякую толерантность, я немедленно договорилась о крещении дочерей, а затем постепенно стала воцерковляться сама, заставила себя пойти на исповедь, что было особенно трудно.

Старшей дочери на момент крещения было два с половиной года, а младшей – полтора. С младшей проблем не возникло, а вот старшая боялась священника и отказывалась причащаться, чем дальше, тем активнее. Мне было сложно её удерживать, справляться с двумя сразу, поскольку младшая никак не желала слезать с рук. Так я промучилась около полугода, пока однажды мы не пришли в храм вместе с крестной мамой моих дочек. Она взяла старшую на руки, что-то пошептала ей на ушко, и поднесла к Чаше без единого возражения с дочкиной стороны. С тех пор дочка всегда сама охотно шла к причастию.

К сожалению, я не расспросила крестную, что же она нашептала дочке, но думаю, что она просто нашла верные и понятные ребёнку слова, чтобы объяснить смысл таинства. Когда я через несколько лет спросила об этом, она уже и не помнила такого эпизода. А между тем, именно это - самое важное. Что сказать ребенку, какими словами и с какой интонацией.

На днях я снова видела в храме девочку, которая боялась причащаться. Она не кричала, не брыкалась, но не соглашалась открыть рот. Ее мама явно была из "захожан", в повязанной поверх брюк импровизированной юбке. Девочку все же причастили, и, отойдя пару шагов от Чаши, мама тут же принялась жалостливо гладить ребенка, приговаривая: "Ну вот и все, уже все". И мне подумалось, что в следующий раз эта девочка будет кричать и брыкаться, когда ее понесут к Причастию, потому что мама ясно дает ей понять, что она перенесла что-то тяжелое, страшное, словно это болезненная манипуляция в поликлинике. Вместо этого маме бы следовало поздравлять ребенка и радоваться, показать, что это счастье, что она получила благодатный дар от Господа!

Причащение детей. Фото с сайта http://www.pavlovskayasloboda.ru

Что же делать родителям, если ребёнок отказывается причащаться?

  1. Прежде всего, начните с себя. Дети воспринимают не наши слова, а наш пример. Если мы сами причащаемся очень редко, то и ребёнок не поймёт, зачем ему это надо. Если родители (хотя бы один из родителей) причащается регулярно, то и ребёнок будет уверен, что это неотъемлемая часть жизни, и не будет пугаться.
  2. Постойте в сторонке, пока идёт причастие, покажите малышу, что другие дети подходят к Чаше с радостью. Не настаивайте, чтобы он непременно причастился в этот день.
  3. Не делайте слишком больших перерывов между посещениями храма. Если малыш попадает в храм раз в год или в полгода, он не успевает привыкнуть к дому Божию и почувствовать себя в нем комфортно. Наша христианская обязанность – бывать в храме каждое воскресенье и по всем главным (двунадесятым) праздникам. Именно к такой частоте религиозной жизни следует стремиться.
  4. Расскажите ребёнку о таинстве теми словами, которые он в состоянии понять. К сожалению, порой приходится слышать, как Святые Дары заботливые мамы и бабушки называют «компотиком» или как-то ещё, искажая смысл этого великого таинства и скатываясь чуть ли не к богохульству. Этого не следует делать. Но и пугать совсем маленького ребёнка слишком серьезными и сложными объяснениями тоже не обязательно.

Вот как пишет об этом известный православный педагог Софья Куломзина: «Наступает момент, примерно к двум годам, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое причастие и как приступать к таинству. Мне кажется, что тут не стоит мудрить, достаточно сказать: "Вот батюшка тебе святого хлебца даст, вкусного..." или "Батюшка тебе причастие даст - святое, хорошее, вкусное..." Постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику - как его поздравляют, хвалят, целуют, и потому, что в этот день его стараются одеть по-праздничному, - он начинает понимать, что причащение - радостное, торжественное, святое событие».

Более старшим детям Софья Сергеевна советует рассказывать о причащении более подробно: «Годам к 3-4-м можно и нужно объяснять детям смысл таинства причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они расположились за столом, Он взял хлеб, разломил и раздал им, сказав: "Этот хлеб - Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами". Потом Он взял чашу с вином и сказал им: "В этой чаше Я вам даю самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами". Так Иисус Христос первый раз причастил людей и завещал, чтобы все, кто Его любят, также причащались.

Начав с простого объяснения, подрастающим детям можно рассказывать о Тайной Вечери подробнее и полнее, следуя евангельскому тексту. За литургией они услышат слова: "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" и "Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов". И к этому их надо приготовить. Но как бы мы ни упрощали евангельские рассказы, важно, чтобы не искажался их смысл».

Причащение детей. Фото с сайта http://www.pavlovskayasloboda.ru

Но прежде всего, конечно, нужно самим взрослым прочитать Евангелие, почитать о таинствах Православной Церкви, о содержании Литургии, и постараться понять для себя великий и страшный смысл Святого Причащения. Наша вера и благоговение подскажут верные слова и помогут объяснить происходящее ребёнку.

Большинство наших трудностей и ошибок происходит из-за того, что нас самих никто в детстве не учил основам православия, что мы сами воцерковляемся вместе с детьми, и знаем немногим больше них. Но Господь всегда нам поможет на этом пути, если мы обратимся к Нему с искренней верой.