Мне заранее хочется попросить прощения за количество слов «какашка», «попа» и «пиписька» в этом тексте. Но, начав читать, вы все поймете!

Наверное, на каждую семью, где есть 3-4-летний ребенок, рано или поздно обрушивается лавина «туалетного юмора». Если вы не знаете, что это, значит, ваш ребенок либо еще не дорос до этого возраста, либо уже перерос, либо… проскочил эту стадию, и вам можно только позавидовать!

Туалетный юмор у детей

Фото - фотобанк Лори

Когда самыми близкими детьми в моем окружении были мои племянники, я приходила в гости к сестре и в первые полчаса просто дурела от количества произнесенных «какашек» и «пиписек» в детской. Да, детям было 3 и 5.

- Лена, тебя ждет точно такое же удовольствие в этом возрасте!  - пообещала сестраИ… оказалась права!

Сначала эта тема началась у нас с Максом, который пошел в детский сад в 3 года, и уже через пару недель, когда мы с ним играли в «съедобное-несъедобное» он выкидывал мне варианты – какашка! Попа! - и заливался счастливым смехом. С того момента туалетная тема стала одной из самых популярных в нашей семье. Я совершенно не знала, как к этому относиться.

Сначала я думала, что это – влияние детского сада. Мол, детская 3-4-летняя тусовка сама себе выбирает темы для приколов, в том числе – и такие. Но с дочкой моя теория разбилась в пух и прах.

Она пошла в сад гораздо позже 3-х лет. Сын к тому моменту уже перерос этот туалетный юмор, детские книжки и мультики проходили мою строгую модерацию, мы с мужем шутим более изысканно (хочется надеяться, по крайней мере). Казалось бы, туалетному юмору просто неоткуда было взяться в нашем доме! Однако в 3 года как по волшебству дочка начала эту тему. Шутки, обзывания, дразнилки. Казалось, что само называние этих слов приносит ей несказанное наслаждение. Вот пример нашего диалога того периода.

- Это красивая раскраска?

- Нет, какашечная!

- Ок, а эта?

- Эта – красивая!

Моя мама уверенна, что этого нельзя допускать, и со всеми проявлениями этой темы надо бороться. Исправлять, одергивать и говорить «фу, как некрасиво!» Я честно пробовала.

Тогда наш диалог выше выглядит примерно так:

- Это красивая раскраска?

- Нет, какашечная!

- Марта, так говорить некрасиво!

- Какашечная, какашечная, какашечная!

- Можно сказать – мне эта раскраска не нравится. Она не красивая, неинтересная.

- Я так и говорю – какашечная!

Тут достаточно просто подсчитать, сколько раз это страшное слово на букву «К» прозвучало в первом и во втором варианте. В первом случае я услышала это слово, но не никак не показала своим видом, что оно какое-то особенное, нежелательное, стыдное. Хотя весь дочкин хитрющий вид и лисичкины глаза показывали, что это — явная провокация с ее стороны. Во втором случае  я сделала ровно то, чего от меня ожидали — отреагировала!

Зигмунд Фрейд выделил анальную стадию психосексуального развития ребенка именно в возрасте от 1,5 до 3-х лет. В этот период все внимание ребенка сосредоточенно на его попе, на горшке и, собственно, на том, что в этом горшке остается. Это на самом деле один из главных интересов ребенка в этом возрасте. Отсюда — шутки и разговоры об этом.

Психологи по-разному обосновывают страсть к этой теме у детей в определенном возрасте, но однозначно рекомендуют родителям не подавлять это в детях, не ругать и не высмеивать.

 Кто-то считает, что дети шутят над тем, с чем не могут справиться самостоятельно — поменять себе памперс, вытереть попу после «больших дел». До определенного возраста в этом они беспомощны и полностью зависимы от опекающих их взрослых. И поэтому в этом же возрасте они так активно шутят именно на эту тему! Детская психика как бы очищается через эти шутки.

Еще один важный момент — если родители будут стыдить ребенка за «плохие» слова, то ребенок может перенести это отношение и на сами вполне естественные процессы. А это уже грозит трудностями во взрослой жизни. Ходить в туалет — не стыдно, менять памперсы своим детям – не противно, ухаживать за больными старыми людьми, менять им простыни и судно – нормально. Правильное здоровое отношение к этому будет у того, кого родители в детстве не ругали за «какашки» и «писюльки».

Вот так делать категорически не рекомендуется (взято из Интернета):

«Мой ребенок постоянно говорит, шутит, смеется над всем, что касается какашек, туалета, писи и т.д. и т.п. Я уже не выдерживаю, в какой-то момент хочется задушить любимое чадо, лишь бы оно перестало говорить все эти гадости. Пробовала шлепать по губам — не работает!»

 «Мы сына пугаем тем, что все, кто постоянно обсуждают эту тему, становятся потом сантехниками и всю жизнь моют туалеты».

 

 

Что делать родителям?

 

Не ругать, не стыдить, не акцентировать на этой теме!

Если шуточки про «попы» и «каки» совсем уж не в тему — за общим столом, или в театре, или в гостях, можно сказать — за столом мы на эту тему не шутим. Всячески подчеркивая, что только – за столом.

Полностью «туалетный юмор» лучше не запрещать. И уж, конечно, не  наказывать за него, не ругать и не бить!

Можно подарить ребенку книгу о какашках, чтобы он удовлетворил свой интерес в этой теме. Например, «Маленькую книжку о какашках» Перниллы Стальфельт. Шведская писательница написала целую серию детских книжек – «Книга о смерти», «Книга о любви», «Книга о насилии», «Книга о страшилках» и «Книга о какашках». «Дети обладают способностью принимать то, что происходит в жизни, — говорит Пернилла Стальфельт в одном интервью. — И нередко обнаруживают, что это ужасно интересно. И потому мне кажется, что взрослым следует не пресекать любопытство ребенка, а напротив, поддержать его интерес и ответить на все вопросы, даже если тема у них самих вызывает противоречивые и даже болезненные чувства».

А главное — помнить, что скоро это обязательно пройдет!

P.S. Сейчас моей дочке 4,5. И можно сказать, что тема туалетного юмора уже почти  закрыта. Хотя по-прежнему если кто-то из детей в компании громко пукает (простите) – это именины сердца и дружный детский хохот.

От редакции Материнства: идея покупки  «Маленькой книжки о какашках» не кажется нам удачной, но мы приводим развороты страниц, чтобы читатели смогли составить об этом довольно специфическом издании собственное мнение.