Карта маршрута

Каргополь. Попытка № 1



Первая неудачная попытка добраться до КаргополяВ 15 км от Ферапонтово после Новостройки мы свернули направо и по хорошей асфальтированной дороге поехали в направлении Каргополя, провожаемые взглядами местных жителей. Настроение было прекрасное, ничто не предвещало неприятностей. Промчавшись на хорошей скорости километров 70, мы вдруг оказались на грунтовке. Дорога становилась все более узкой и заросшей, пока совершенно не затерялась в траве. Обескураженные, мы остановились около неведомой деревни, имевшей совершенно нежилой вид. Лишь по скошенной поляне возле одного из домов можно было догадаться о присутствии человека. Этот единственный человек и сообщил нам, что дорога, обозначенная на карте – это зимник, который накатывают только по снегу. Судя по карте, мы были уже в непосредственной близости от границы Архангельской области. Прежде чем повернуть обратно, мы предприняли попытку проехать по ответвлению от грунтовой дороги, и через пару десятков метров оказались в довольно забавном месте. Среди невысокой поросли раскинулся заброшенный карьер, на дне которого стояли жалкие лужи, а на берегу мы обнаружили огромный ржавый якорь. Какими путями он сюда попал – неведомо.

Посмеявшись, мы отправились в обратный путь. Местные жители снова провожали нас удивленными взглядами, но теперь нам была ясна причина их недоумения.

Первая неудачная попытка добраться до Каргополя отняла у нас 140 км и 3 часа времени.

Каргополь. Попытка № 2



Вернувшись на развилку, мы снова оказались на трассе и двинулись в направлении Вытегры. Ребята на ВАЗе уже нервничали, поскольку бензин был на исходе. К счастью удалось дотянуть до заправки в Липином Бору. У встречного Discovery мы осведомились о наличии поворота на Каргополь. Оказалось, таких поворотов два: грунтовый на федеральную трассу Р1, и асфальтированный через Пудож, на 200 км дальше. Дело шло к вечеру и нам совершенно не хотелось делать такой крюк. К тому же федеральная трасса, пусть даже грунтовая, внушала надежду. Поэтому мы смело свернули по указателю на Архангельск.

Федеральная трасса Р1Остановив первый встречный «Бычок», мы задали вопрос о состоянии дороги. Водитель сообщил, что до Каргополя 126 км грунтовки, есть большие лужи, но «Волга» там прошла. Было около 8 часов вечера, и мы надеялись оказаться в Каргополе часам к 11. Мучимые сомнениями о том, сохранится ли до этого времени бронь в гостинице, мы поехали дальше, понимая, что изменить ничего не можем. Время, потраченное на первую неудачную попытку, было бы сейчас очень кстати.

Поначалу ехали довольно резво. Дорога позволяла держать скорость 40 км/ч, только пыль, поднимаемая впереди идущей машиной, заставила увеличить дистанцию метров до 100, но по рации можно было переговариваться и на таком расстоянии.

На закате мы сделали небольшую остановку на деревянном мосту через небольшую речку, где сняли несколько кадров. Смеркалось, и дорога становилась все более ухабистой. Стали встречаться лужи, которые поначалу вызвали у ребят на ВАЗе замешательство. Подбадривая друг друга по рации, мы преодолевали эти препятствия довольно легко. И вдруг посреди дороги раскинулась уже не лужа: прямо через дорогу текла настоящая река шириной метров 15. Трудно описать выражение наших лиц. Конечно, для УАЗа эта речка не была большой проблемой, тем более что нам несколько раз попадались встречные «Жигули», которые явно миновали эти препятствия самостоятельно. Более проходимый УАЗ пошел вперед, после чего городской ВАЗ 21011 решился последовать ее примеру, и, как ни странно, сумел благополучно преодолеть брод, хотя противотуманки оказались под водой. Следующий брод подстерегал еще через 10 метров, но и он оказался вполне проходимым.

После бродов дорога стала уже, но на ней все же можно было держать скорость около 30 км/ч. Вскоре мы миновали импровизированный мост из бревен, но после бродов нас уже мало что могло напугать.

Ночлег на трассе Р1Северная ночь темнела медленно, хотя уже перевалило за одиннадцать. Внезапно дорога разделилась на две почти равноценные, и было решительно непонятно, куда ехать дальше. Встречные машины перестали попадаться. Мы долго всматривались в рисунок протектора, пытаясь понять, откуда пришли легковушки. Влево уходила дорога более ровная, но менее накатанная. Вправо дорога шла сильно разбитая, но, судя по карте, именно она должна была вести к нашей цели. Между двумя экипажами возник спор о направлении движения. Решено было двигаться по правой дороге. Однако легковушка сразу же начала цеплять брюхом, пришлось выходить из машины и рихтовать ее.

Дело осложнялось сгустившейся темнотой. Продвинувшись от развилки от силы на полсотни метров, и видя, что ситуация не улучшается, экипаж легковушки наотрез отказался ехать дальше. Пока они мучительно разворачивались в колее, УАЗ предпринял вылазку на пару километров вперед, но улучшения дороги не предвиделось. Пришлось провести еще одно экспресс-совещание, в результате чего было решено возвратиться обратно на асфальт (около 40 км) и ехать в объезд (еще 360 км).

И тут новая неожиданность: у ВАЗа что-то приключилось со сцеплением, отчего перестала включаться какая-либо передача. Беглый осмотр при свете фонарика ничего не дал. Начинать буксировку по ухабам среди ночи было бы безумием: часы показывали половину первого. Пришлось всем успокоиться и лечь спать, утешая себя тем, что удалось сэкономить на гостинице.

Так мы и провели ночь, скрючившись на сиденьях и отбиваясь от комаров, посреди леса в глубокой колее на федеральной трассе Р1.

День третий. Обратный путь



Светать начало в половине пятого, но мы заставили себя проспать до половины седьмого, несмотря на затекшее тело и озябшие ноги. Дети чувствовали себя совсем неплохо, и проспали даже дольше: ведь места на сиденье им требуется меньше. Мы же с первыми лучами солнца приникли к карте и осознали, что снова находимся на границе Архангельской области, буквально в 10 км от той нежилой деревни, где окончилась наша первая неудачная попытка проехать в Каргополь. Пришлось признать, что и вторая попытка потерпела неудачу. Подцепив ВАЗ на трос, сопровождая его пешком, выбирая дорогу и рихтуя, мы аккуратно двинулись в обратный путь.

Мосты и бродыМиновав первый ухабистый участок, все члены экипажа сели в машины и поехали чуть быстрее. Следующей преградой был мост. Въезд на него с обратной стороны оказался менее удобным, и буксируемая машина, украшенная пластиковым «обвесом» зацепила спойлером за бревно, угодив передними колесами в ямку. Снова покинув машины, мы стали думать, как бы ликвидировать эту ступеньку и сделать въезд на мост более пологим. Тут нас догнало первое транспортное средство в это утро: им оказался мотоцикл с коляской. Две наши машины начисто перегородили ему проезд, но он, недолго думая, съехал с дороги и обогнул препятствие прямо по воде.

Обрадованные, мы решили последовать его примеру. Речка была не очень глубокая, пришлось лишь оттащить несколько бревен. Снова подцепив трос, мы смело двинулись по воде, и – о чудо! – у легковушкина неисправность вдруг исчезла сама собой!

Дальнейший путь был легким и приятным. Броды преодолевали с шутками-прибаутками, а луж вообще не заметили. Около 8 утра мы достигли деревни, находящейся вблизи трассы, где устроили себе великолепный завтрак из двух бутылок парного молока.

Однако эмоциональные переживания и бессонная ночь давали себя знать, поэтому было решено устроить день отдыха. Добравшись до ближайшего города – Вытегры – мы сняли номера в гостинице, сполоснулись под ледяной водой и, вооружившись съестными припасами, отправились на пикник.

Первое упоминание о Вытегорском погосте историки нашли в писцовой книге 1496 года. Неподалеку от погоста, у впадения ручья Вянги в быструю порожистую Вытегру, возникла Вянгинская пристань. Она лежала на торговом пути из западных и северных земель на юг и восток и была знакома не только новгородским, но и заморским купцам. В 1773 году по указу Екатерины II Вянгинская пристань стала городом Вытегрой.

АкуловоВ 18 км от Вытегры в сторону Санкт-Петербурга, в деревне Акулово находится Палтожский погост. На возвышенности в центре села у старых берез стоят бок-о-бок деревянная Богоявленская (1733 г.) и каменная Знаменская (1810 г.) церкви. Холм порос крапивой и лопухами, деревянный храм частично окружен строительными лесами, но следов реставрационной деятельности не заметно.

Через пару километров мы свернули направо, к местечку Голяши на берегу Онежского озера. По дороге пришлось пересечь Онежский канал, являющийся частью Мариинской водной системы, функционировавшей с 1810 до 1964 года. Хотя значение канала утрачено, его вид по-прежнему вызывает уважение.

Голяши – это округлые камни, которыми покрыт берег Онежского озера в этом месте. Начал накрапывать дождик, но было довольно тепло, и пикник удался на славу. В завершение всего мы даже решились искупаться в озере, несмотря на моросящий дождь. Войти в воду по «голяшам» было трудно, но вода, гораздо более теплая, чем в гостинице, вознаградила за неудобства.

Ввиду дождливой погоды мы не догадались захватить с собой купальники, и купаться пришлось голышом. Это обстоятельство наполнило название местечка новым смыслом.

Продолжение »»