В цивилизованном обществе родителям отведена роль “церберов”, которые следят за каждым шагом ребенка и должны запрещать ему все, что он так любит делать: сосать палец нельзя, ходить голым нельзя, ковырять в носу нельзя, шуметь тоже нельзя. С малышами цивилизованный мир поступает жестоко: вместо материнской груди предлагает бутылочку с соской, вместо теплых мокрых пеленок - холодный горшок и необходимость “потерпеть”.

Знакомство с некоторыми ограничениями, конечно, необходимо, ведь ребенок тоже член общества. Однако родители не должны слишком входить в роль “стражей цивилизации”, иначе это вызовет у детей отрицательную реакцию, враждебность.

Пробуждение

Мать не должна будить своего сына (или дочь). Ребенок может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его по утрам, стаскивает с него одеяло, заставляет вставать. Он заранее дрожит, когда она входит в комнату, крича: “Вставай, опоздаешь!” Гораздо лучше будет, если ребенок научится пользоваться будильником.

Восьмилетняя Инна с трудом просыпалась по утрам, любила поваляться в кровати. Эти лишние “минутки” растягивались надолго... Мама упрашивала дочку, ругала, торопила, но не могла ничего добиться: Инна вставала нехотя, сидела за завтраком хмурая, в школу приходила с опозданием.

Дело пошло на лад лишь тогда, когда мама неожиданно подарила девочке электрический будильник, положив в коробку записку: “Инне, которая не любит, чтобы ее будили по утрам. Теперь ты сама себе хозяйка. Целую, мама”. Инна была приятно удивлена. Она спросила:

- Мам, а откуда ты знаешь, что я не люблю, чтобы меня будили?

Мама улыбнулась и ответила:

- Догадалась!

Когда на следующее утро будильник громко зазвенел, мама сказала Инне:

- Полежи немножко, еще так рано. Но девочка сразу же встала:

- Что ты, я ведь в школу опоздаю.

Если ребенок встает с трудом, не стоит дразнить его “лежебокой”. Не нужно вступать с ним в спор по поводу последних “минуток” сна, этот вопрос проще решить по-другому - поставить стрелку звонка на десять минут раньше, чем нужно. Комментарии взрослых должны выражать лишь сочувствие, а не досаду:

- Сегодня вставать не хочется, да?

- Хорошо бы подремать еще немножко.

- Полежи еще минут пять.

Такие слова оживляют настроение, создают атмосферу теплоты, доброты. Напротив, эти окрики говорят о приближении неприятностей:

- Ну-ка, вставай, лежебока!

- Быстро вылезай из кровати!

- Тоже мне, спящая красавица!

А вот такие вопросы - выражение “нежности”:

- Почему ты валяешься в постели? Ты что, заболел? Болит что-нибудь? Голова? Живот? Ну-ка, покажи язык!

Ребенок может поверить, что единственное средство обратить на себя внимание-это притвориться больным. Он подумает, что если отрицательно ответить на все вопросы матери, она будет глубоко разочарована, Чтобы сделать ей приятное, ребенок признает, что болен всеми болезнями, которые она с такой готовностью перечисляет.

Если ребенка торопят, он делает все в десять раз медленнее. Чаще всего это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком дня, который ему не по душе.

Не стоит лишний раз подгонять ребенка. Вместо этого ему нужно сообщить точное время и указать, когда он должен закончить то, что сейчас делает.

- Школьный автобус придет через десять минут.

- Сеанс в кино начинается через час. Сейчас половина первого.

- Уже половина седьмого, за стол сядем в семь часов.

- Твой товарищ придет через четверть часа. Этим мы показываем ребенку, что вполне доверяем ему и знаем: он все успеет сделать вовремя.

Завтрак. Еда без нотаций


За завтраком не стоит обучать детей моральным основам поведения, хорошим манерам, вдалбливать им в голову свою жизненную философию. Зато они должны хорошо представлять себе, что кухня в их квартире - очень удобное место, где приятно всем вместе съесть вкусный и питательный завтрак.

Как правило, за завтраком не следует начинать долгих разговоров. Часто дети (или сами родители) выходят к завтраку сонными, заспанными, хмурыми: тут и до ссоры недалеко.

Более подробно о проблемах, связанных с едой, сказано в главе 4.

Одеваемся. Сражение со шнурками


В некоторых семьях сражения со шнурками происходят ежедневно. Как сказал один отец: “Когда я вижу, как мой сын бегает в ботинках с развязанными шнурками, я просто свирепею. Следует ли заставлять его завязать шнурки или можно позволить ему бегать так? Может быть, ему больше нравится последнее, но разве мы не должны воспитывать у него чувство ответственности?” Лучше не связывать ответственность с завязыванием шнурков. Выход есть: или купить ребенку ботинки без шнуровки, или молча завязывать ему шнурки, не делая едких замечаний. Рано или поздно ребенок научится завязывать шнурки сам, без посторонней помощи.

Ребенок не должен быть одет, как маленький лорд. Одежда должна быть простой, удобной и недорогой. Для детей гораздо важнее свобода движений, возможность бегать, падать, прыгать, играть в мяч, чем забота о чистоте одежды. Если сын пришел из школы в грязной, испачканной рубашке, мать может сказать: “Похоже, у тебя был трудный день сегодня. Если хочешь переодеться, в шкафу есть чистая рубашка”. Бесполезно говорить ребенку, какой он неряха, грязнуля, как устала мама стирать и гладить его рубашки. Реалистический подход к делу исключает эти упреки, зато допускает, что дети больше думают об игре, чем о чистоте одежды. Лучше купить дюжину дешевых рубашек и таким образом решить вопрос.

Подробнее о проблемах, связанных с одеждой, смотрите главу 4, страницу 45.

Дети идут в школу


Вполне допустимо, что в утренней спешке ребенок забудет положить в портфель нужный учебник, пакет с завтраком, очки, кошелек. Лучше протянуть ребенку забытую вещь молча, спокойно, чем пускаться в рассуждения по поводу его забывчивости и безответственности.

Лучше сказать: “Вот твои очки”, чем восклицать:

“Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу очки?” Проще сказать: “Вот твой завтрак”, чем пророчествовать: “Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!” Протяните ребенку кошелек: “Вот твои деньги!” - и он будет рад, что вы не стали задавать ему саркастических вопросов вроде: “А на какие деньги ты собираешься обедать в школе?”

Нельзя ругать ребенка, читать ему нотации перед уходом в школу. На прощание лучше сказать: “Пусть все сегодня будет хорошо”, чем: “Смотри, веди себя как следует”. Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: “Увидимся в два часа”, чем обидное предостережение: “Не вздумай болтаться на улице после уроков, сразу же иди домой”.

Возвращение из школы


Желательно, чтобы мать была дома, когда дети приходят из школы. Не надо задавать им вопросов, на которые они дают привычные ответы:

- Как дела в школе?

- Нормально.

- А что ты сегодня делал?

- Да ничего.

Мать может сделать несколько замечаний, свидетельствующих о ее понимании трудностей, сочувствии:

- Похоже, у тебя сегодня был трудный день.

- Наверное, в школе ты ждешь не дождешься, когда уроки кончатся.

- Ты рад, что пришел домой, правда?

Если матери пришлось отлучиться по делам в то время, когда ребенок обычно возвращается из школы, нужно оставить ему записку. Некоторые родители систематически пользуются этим способом общения, когда нужно. В записке (письме) им легче выразить свою любовь, нежность к ребенку. Так между родителями и детьми устанавливается прочный контакт.

“Папа пришел!”


Когда отец приходит вечером с работы, ему прежде всего необходимо спокойно переключить свое внимание с “мировых” проблем на домашние. Нельзя обрушивать на едва вошедшего отца все жалобы и просьбы сразу. Пусть он немного отдохнет, примет ванну, почитает газету или журнал. Нужно ненадолго оставить его в покое, тогда и спокойствие всего дома на целый вечер обеспечено. Дети с раннего детства должны привыкнуть к тому, что когда папа приходит домой, ему надо дать отдохнуть, прийти в себя. Зато за ужином, когда все собираются за одним столом, можно вволю поговорить. Не стоит делать резких замечаний по поводу того, как ребенок держит вилку, прямо ли сидит, сколько ест. Пусть дети получат больше духовной пищи, пищи для размышлений.

Пора спать


Во многих семьях самое трудное время-вечер, когда детям пора ложиться спать. Тут начинается настоящее сражение с матерью; она стремится уложить детей как можно раньше, они тянут время изо всех сил. У обеих сторон даже вырабатывается нечто вроде тактики оборонительно-наступательных действий.

Детей дошкольного возраста должны укладывать спать мать или отец. Если перед сном доверительно разговаривать с ребенком на интересующие его темы, он быстрее и охотнее станет ложиться в постель.

Дети любят то время, когда мама или папа принадлежат только им. А если родители внимательно выслушают ребенка, успокоят его страхи, порадуются его успехам, он научится раскрывать свою душу и таким образом освобождаться от тревоги, спокойно засыпая.

Иногда старшие дети тоже любят, чтобы их укладывали спать. Лучше выполнить желание, а не высмеивать его:

“Ты что, маленький?”

Для старших детей время ложиться спать отодвигается на час-полтора, может не фиксироваться слишком строго: “Ты уже большой. Ложиться спать надо с восьми часов до девяти (или с девяти до десяти): выбирай сам, во сколько ты ляжешь”.

Лучше не вступать в споры, когда ребенок сообщает, что он “забыл” умыться (или хочет попить).

Родители уходят


В некоторых семьях дети пользуются правом накладывать вето на уход родителей из дому по вечерам. Для того чтобы уйти, требуется прежде получить у детей “специальное” разрешение. Иногда матери считают, что лучше остаться дома, чем идти в кино или в театр, потому что иначе не миновать бурных сцен.

Родителям вовсе не нужно разрешение или согласие ребенка на то, чтобы жить своей, отдельной от него жизнью. Если родители уходят и ребенок плачет, нельзя пренебрегать его страхами, но не стоит и подчиняться его капризам. Мы понимаем его и сочувствуем ему, когда он остается дома с бабушкой, а не с мамой, но право на уход из дома по вечерам, на возможность отдохнуть и немного развлечься он отнять у нас не может. Ребенок плачет? Нужно сказать ему: “Я знаю, тебе не нравится, что мы уходим в кино (в гости, на танцы и т. д.). Когда нас нет, бывает, что ты пугаешься, хнычешь. Ты хочешь, чтобы мы остались дома, но нам с папой очень хочется посмотреть сегодня этот фильм (повидать друзей, потанцевать и пр.)”.

Не стоит поощрять возражения ребенка, просьбы, угрозы. Ответ должен быть сочувственным, но твердым: “Конечно, ты хочешь, чтобы мы остались с тобой, но ведь мы уже договорились, что сегодня пойдем в кино”.

Ребенок у телевизора


Повествование о дне ребенка было бы неполным, если бы мы опустили вопросы, связанные с сидением у телевизора. Дети любят смотреть телевизор больше, чем читать книги, слушать музыку или просто болтать.

Дети - лучшие зрители рекламных программ. Они впитывают всю эту чушь с поразительной легкостью и потом часами пристают к родителям, рассказывая о прельстивших их глупых рекламах.

.Дети не требуют от передач особой занимательности, искусности оформления и подачи. Им вполне достаточно приключенческих фильмов, где гремят выстрелы. И вот изо дня в день дети часами смотрят такие фильмы вперемешку с рекламными объявлениями.

Отношение родителей к телевизору является двойственным. С одной стороны, они рады, что дети “при деле” и вне всякой опасности, у них на глазах. С другой стороны, они отдают себе отчет в том, что и зрение у ребят ухудшается, и характер портится, и общаются они с родителями все реже и реже.

Специалисты единодушны в том, что время пребывания ребенка у телевизора стоит сократить до минимума. Не говоря уже о том, что любовные сцены в фильмах слишком откровенны, а сцены погони или убийств слишком жестоки и кровопролитны, дети теряют время, необходимое в их возрасте для какой-либо конструктивной деятельности, полезной или просто занимательной.

В некоторых семьях родители поступают правильно: детям разрешено смотреть телевизор только по выходным дням. Иногда им позволяют смотреть по будним дням те программы, которые заранее выбраны родителями.

Родители имеют право и обязаны оградить своих детей от ежедневного зрелища насилия и убийств, от фильмов, где жестокое отношение человека к человеку - не трагедия, а повседневность.

Читайте также другие главы книги Хайма Гиннота:

Родители и дети. Некоторые принципы ведения разговора

Родители и дети. Критикуем и хвалим по-новому

Родители и дети. Уважайте себя и ребенка!

Родители и дети. Ответственность и независимость

Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного

Родители и дети. День ребенка

Родители и дети. Ревность: как с ней справиться?

Родители и дети. Некоторые причины страха у детей