Принято считать, что первая горнолыжная школа для детей была открыта в 1954 году на австрийском горнолыжном курорте Майерхофен. С тех пор прошло немало лет, школой по обучению катания на горных лыжах обзавелся практически каждый курорт, ориентированный на семейный отдых, но австрийская методика обучения детей катанию на горных лыжах по-прежнему считается одной из самых успешных. Именно по этой методике занимаются с детьми на склонах австрийских, итальянских, швейцарских, французских и немецких Альп, в горах Чехии и Словакии. Разумеется, прежде чем учить кататься по склонам, все преподаватели проходят специальную педагогическую тренерскую подготовку и получают специальные сертификаты, дающие право на обучение.

Когда и как лучше ставить ребенка на лыжи?

Иван Малахов, инструктор по горным лыжам с 2003 года, победитель соревнований по ньюскулу и фрирайду, соорганизатор фестивалей в LААФEСТ и SesSkiFest, советует ставить на лыжи ребенка в шесть лет, хотя некоторые родители ставят своих детей на склон и в четыре, и в три года. «Шесть лет не зря считаются лучшим возрастом для начала обучения, - говорит Иван. - Во-первых, к этому времени у ребенка окончательно формируется скелет, а во-вторых стабилизируется чувство владения собственным телом».

Конечно, за пару недель занятий в школе малыш научится кататься только по самым безопасным, то есть синим и зеленым трассам. Но навыки правильного спуска останутся в памяти, и понемногу, особенно если общая физическая подготовка позволит, с каждым новым спуском техника вашего ребенка будет совершенствоваться.

Особенность обучения детей в горнолыжных школах состоит в том, что их учат без принуждения и оценок, только в игровой форме. У каждого детского инструктора есть свой, особенный набор игр с самыми замысловатыми названиями типа «поймай банан» или «достань рыбку», а в результате такого ненавязчивого обучения ребенок учится грамотно обращаться с лыжами, правильно держать корпус, делать змейку. Уже после 10-12 дней в горнолыжных яслях дети обычно могут кататься вместе с родителями по простым маршрутам. За это время у ребенка успеет выработаться автоматизм движений, так называемая мышечная память, и примерно за три года двухнедельных спортивно-зимних каникул чадо катается уже по вполне серьезным трассам наравне со своими родителями, а иногда и лучше них.

Cколько человек в группе?

В стандартную детскую группу набирают 4-5 детей примерно одинаковой степени подготовки. Это либо новички (complete beginners), либо начинающие (beginners), либо продвинутые (intermediate). По возрасту детей обычно делят так: малыши от четырех до семи лет посещают лыжную школу (Ski-school), а ребята от семи до двенадцати ходят в лыжный клуб (Ski-club). В некоторых лыжных клубах, помимо лыж, учат основам сноубординга.

На что похожа детская горнолыжная школа?

Сами горнолыжники говорят, что правильно выбранный склон часто становится основой успешного обучения. Поэтому территория для детских занятий, она же на горнолыжном сленге «ясли» или «лягушатник», представляет собой отдельно огороженный пологий склон со специальными спусками, флажками, тщательно продуманными буграми и канавами. Внешне занятия выглядят как веселая игра под наблюдением инструктора, и каждое упражнение предназначено для того, чтобы привить ребенку очередной навык владения лыжами и собственным телом.

Сначала учим плавать, потом наливаем воду

Так звучит классическое правило при обучении катанию на горных лыжах, и особенно при обучении детей. Большинство первых занятий направлено не столько на само катание, сколько на тренировку тех мышц, которые отвечают за равновесие и повороты корпуса.

Опытные инструкторы знают, что дети, в первый раз вставшие на лыжи, сначала пытаются ходить на них, а не скользить. Даже само то, что «ноги не слушаются» может стать очень неприятным сюрпризом для юного лыжника. Чтобы этого не произошло, потребуется пара веселых игр типа «гусенички» и немного времени, проведенного в веселой компании на ровной поверхности.

Как повернуть корпус и куда сместить центр тяжести, чтобы придать своему движению то или иное направление, – вот чему учатся дети на своих первых уроках в горнолыжной школе.

Прямая – плуг – карв

Примерно так можно сформулировать последовательность обучения катанию на лыжах. Занятия по-прежнему начинаются с наклонов и поворотов корпуса, с игр на равновесие. Теперь, когда дети научились стоять на лыжах, они учатся подниматься по склонам, стоять параллельно склону, потом скользить с горки по прямой. Иногда можно наблюдать, как малыши минут пятнадцать словно топчутся на одном месте, потом поднимаются по склону «лесенкой», держась друг за друга, потом с воплями скатываются «паровозиком», чтобы опять подняться в горку. Можно сказать, что это еще один этап обучения скольжению на лыжах – скольжению осознанному и безопасному.

От занятия к занятию сложность катания повышается, и постепенно ребенок учится переносить вес с одной ноги на другую и тормозить сначала на прямых, а потом на наклонных поверхностях, ставя лыжи «домиком». На этом этапе дети начинают понимать, как правильно тормозить, и начинают овладевать основами техники скольжения.

Если в этот момент заглянуть в ясли, то можно увидеть как детский «паровозик», повизгивая, «катится» хитрыми зигзагами, объезжая препятствия и флажки.

Затем дети понемногу учатся самостоятельно скатываться «змейкой» с невысоких горок с хорошим выкатом – то есть с небольшого уклона по ровной поверхности до тех пор, пока лыжи не остановятся сами. Но не все так просто в этой игре: специально организованные препятствия горки и канавки учат ребенка правильно использовать внутренние и внешние плоскости лыж и не бояться рельефа местности. Проходя эту веселую и безопасную полосу препятствий раз за разом, ребенок учится управлять балансом собственного тела и правильно смещать центр тяжести, нарабатывает навыки безопасного и правильного спуска, учится понимать и запоминать, как тормозят–поворачивают–разгоняются лыжи, и привыкает к этим ощущениям.

Нагрузка нарастает постепенно, каждый инструктор старается сделать так, чтобы страх перед падением у малыша был минимальным. Иногда детям позволяют специально всласть побарахтаться в снегу, чтобы падать было весело и совсем не стыдно.

Сколько времени длятся занятия?

Занятие на свежем воздухе идет от полутора до трех часов, но если ребенок ходит не просто в горнолыжную школу, а в детский центр, то воспитатели будут заниматься с ним и дальше, в помещении. Стандартная продолжительность пребывания детей в горнолыжной школе длится с 10 утра и до 13 часов дня, а дальше детей забирают родители. Есть детские сады, в которых детей кормят обедом и развлекают до самого вечера, все зависит только от желания и возможностей.

На одном языке

С нашей точки зрения, совершенно не важно, владеет инструктор русским языком или нет. Малыши очень быстро адаптируются к новой языковой среде и любые просьбы своего учителя понимают без проблем. Со своей стороны, любой сертифицированный инструктор поймет самые распространенные просьбы малыша на русском: «замерз», «больно», «хочу к маме», «проголодался». Кроме того, в некоторых странах, например, во Франции, русско-язычных инструкторов найти крайне сложно. Но если владение родным для ребенка языком – обязательное условие вашего для вашего доверия инструктору, попросите туристического оператора разыскать и забронировать его уже в России.

Лучшие курорты для первых уроков


Франция, Лез Арк
Небюджетный курорт, уделяющий повышенное внимание к качеству катания и сервисам для горнолыжников, причем как больших, так и маленьких.

Швейцария, Виллар
Здесь в марте проходят традиционные семейные недели, предлагающие очень выгодные условия для отдыха с малышами.

Германия, Гармиш-Патенкирхен
Недорогой по Альпийским меркам курорт, с большим разнообразием apre-ski: катков, прогулочных и санных трасс.

Австрия, Серфаус
Самый волшебный курорт Австрии с тематическими детскими горнолыжными парками.

Италия, Сестриер
Лучший семейный курорт в Итальянский Альпах, с отличными возможностями и для обучения езде на лыжах, и для шоппинга.