Психологической помощью детям, больным сахарным диабетом 1 типа, и их родителям я занимаюсь с 1997 года. За консультацией обращались и родители с маленькими детьми, и с подростками. На занятия приходили детки от 5 до 15-16 лет, и молодежь. Были ребята, которые только заболели, а были и те, которые болеют почти всю жизнь с 6-9 месяцев. Родители и дети озвучивали самые разные вопросы, на которые хотели бы получить ответ и поддержку. Сколько было пациентов, столько было разных проблем. Но, помимо своей личной проблемы, практически у всех была одна общая. И это одна из основных сложностей, с которой обращаются родители:

Как отучить ребенка воровать еду, «кусочничать» и объедаться?



Сахарный диабет у детей: как отучить кусочничать

Я никогда не скрывала, что с детства живу с диабетом. И не понаслышке знаю, что это такое – все время быть ограниченной в еде, особенно в сладком. Как удержаться от соблазна взять без спроса конфетку, печенюшку, лишнюю мандаринку? Ой, как непросто.

Родителям, понятно, непросто. А детям, поверьте, еще сложнее. Ведь кушать хочется практически всегда.

Желание постоянно кушать, жевать, наслаждаться вкусом и просто набивать рот и желудок – защитная реакция организма. Ведь у ребенка с сахарным диабетом нарушена физиологическая потребность – кушать в момент голода.

Поясню. Когда диабет только-только украдкой вползает в нашу жизнь, и мы еще о нем не догадываемся, в крови начинает повышаться уровень гликемии (сахара, глюкозы). Этот сахар остается в крови и не попадает в ткани и клетки организма. В том числе в мозг. Организм голодает и истощается, не смотря на то, что ребенок (взрослый) продолжает потреблять пищу.

Но вот врачи ставят диагноз: сахарный диабет 1 типа. Начинают колоть инсулин. Ура! Инсулин хоть и поступает извне, но поступает. Сахар начинает из крови попадать в клетки, уровень сахара в крови снижается, ребенок начинает себя лучше чувствовать.

А потом начинается еда по часам и запреты. Режим и диета, другими словами. Бедный мозг и так настрадался: хотелось есть, а еда (сахар) в клетки не поступала, и тут еще ограничивают. Получается, что он – мозг – все время в страхе – вдруг снова «блокада», вот и требует еды всеми органами чувств.

А уж у детишек, которые постоянно в движении, активные и веселые, сам по себе аппетит хороший. Но есть, когда хочется, нельзя. Надо ждать обеда (ужина, перекуса) и т.д. Вот и протестует организм, устраивает забастовки, грабит полки с едой, поджигает домики доверия.

В этот момент основной мозг, который может думать и поступать правильно – отключается, а правление берет в свои руки внутренний мозг, лимбическая система, отвечающая за наши чувства.

Уличив маленького «воришку» в преступлении, мы, как правильные родители, начинаем стыдить и ругать ребенка. Кто-то наказывает лишением прогулки, телевизора, планшета и т.п., кто-то делает вид, что не разговаривает, кто-то запугивает осложнениями, а кто-то даже бьет по рукам – у каждой семьи свои способы воздействия – обсуждать мы их не будем. Любым способом, где мы показываем недовольство ребенком, лишая его своей ласки, а значит, в его понимании, и любви, мы ставим под угрозу детское чувство привязанности. А значит, ребенок временно теряет чувство уверенности и спокойствия.

И под влиянием этого стресса внешний мозг вообще отказывается что-либо понимать, а уж «нельзя конфеты» и подавно. Получается замкнутый круг: ребенок хочет есть, берет без спроса, мы его ругаем, он переживает, снова хочет есть, опять ест втихаря, снова попадается и т.д. Постепенно психологическая зависимость перерастает в привычку.

Но мы не будем отчаиваться и опускать руки. Теперь мы знаем, что ребенок в общем-то и не виноват в нарушении диеты и «таскании» еды. Значит, мы поняли, что ругать его и наказывать бесполезно. Да, в принципе и говорить о вреде тоже.

Дети по натуре своей оптимисты. Запугивание последствиями «подъедания» и осложнениями диабета не приводит к нужному результату.

Что же делать, спросите Вы? Прежде всего, нам, как родителям, нужно создать дома обстановку, чтобы ребенок был все время занят чем-то интересным.

Поменьше телевизора и компьютера, побольше настольных совместных семейных игр, совместного чтения, прогулок. Рисование, музыка, спорт, шахматы, секции, кружки, центры детского творчества. Но приоритет отдается семейным занятиям, конечно.

Пока ребенок маленький, это вполне возможно: сформировать правильные привычки и выпустить в подростковую жизнь. Уже совсем скоро ему не будет интересно дома, но он уже получит те способы развлечь себя, которые отвлекут его от «хомячества».

Да, не у всех есть такая возможность, и часто дети бывают до вечера одни дома. Тут также важно дополнительное развитие, секции помимо школы. Но дома тоже можем помочь – исключите ВРЕМЕННО хотя бы те продукты, которые чаще всего таскает втихаря ребенок. Пусть остальные члены семьи потерпят. Да, они не виноваты. Но ребенок тоже не виноват и нуждается в помощи.

Тут надо отдавать себе отчет в том, что ребенок осознает себя частью семьи. Посадив его одного на жесткую диету и строгий режим, мы как бы отделяем его, изолируем от всех. Это еще сильнее усугубляет его чувство, что он не такой как все. Желание есть то, что ест вся семья, будет сильнее, ведь так ребенок доказывает, что и он – часть семьи, такой же, как все.

Поэтому стоит продумать режим и питание для ребенка с диабетом так, чтобы вся семья могла своим примером поддерживать эти правила. Или, наоборот, продумать для семьи такой режим и еду, чтобы ребенок с диабетом не чувствовал себя «особенным» среди родных людей.

Но даже когда вся семья завтракает, обедает и ужинает в одно время и теми же продуктами, что и заболевший диабетом член семьи, этого бывает мало. Детям и подросткам все равно хочется постоянно жевать. Тогда всей семье надо взять себя в руки и все-таки отказаться от некоторых продуктов. Это в основном те, которые легко подворачиваются под руку на столе, в шкафу и холодильнике.

Давным-давно, в одной семье девочка – моя ровесница тоже заболела диабетом. Ее семья ради одного это члена семьи пошла на жертвы. Они продали свой новый импортный замечательный холодильник и купили другой. Он был страшный, маленький и неудобный. Но запирался на замок. Да-да, они купили холодильник с замком! И всегда запирали его на ключ.

Та девочка давно выросла. Но благодаря замку на холодильнике, а точнее мудрым родителям, жизнь ее сложилась удачно. В отличие от многих наших ровесников с диабетом. Она получила высшее образование, вышла замуж и родила двух прекрасных деток.

Кстати, сейчас продаются замки на холодильники. Туда можно убрать все, что не нужно есть ребенку между основными приемами пищи. Зато на видное место можно положить очищенную свежую морковь, мытые огурчики, сладкий перец, помидоры черри (мои дети больше всего их любят и есть их удобно), кочерыжку или листья капусты, салата айсберга.

Не покупайте в больших объемах продукты. Когда на тарелке (в пачке) лежит несколько печенек, брать их сложнее, потому что «предки заметят». Сама через это прошла в свое время – если открытая пачка и в ней много – не заметят, а вот если там 2 конфетки – не брала.

Если овощами дело не обходится, оставляйте в холодильнике нарезанное кусочками отварное нежирное мясо, нежирный сыр, творожки, йогурты без фруктовых добавок. Не покупайте пока другие. Предложите (подложите) сушки-малютки, оставляя их на блюдечке на виду, но опять – в небольшом количестве.

Теперь, когда Вы подготовили плацдарм, скажите ребенку, что Вы не против, если время от времени, когда ему захочется есть в перерывах между едой, он спокойно может это делать.

Если снова Вы его поймали на «подъедании» или заметили, что снова где-то что-то уменьшилось запретное, обнимите, приласкайте и пожалейте. И скажите ему, что в утвердительной форме, что Вы думаете о его чувствах.

Как бы озвучьте ему то, что он чувствует в этот момент. Например: «Малыш, я понимаю, КАК тебе хочется сейчас перекусить. Это так тяжело ждать, когда хочется есть. И ты переживаешь, что приходится тайно от меня брать еду, но и не взять сложно».

Или предложить ему выбор: «Тебе так хочется сейчас конфету, я понимаю. Но давай я сделаю тебе салатик или порежу перчик или, может, хочешь, огурчик, или я почищу морковку для тебя. Вот еще есть кусочек мяса или съешь эту сушку. Ее можно сосать, как леденец».

Не забывайте, что в настоящее время есть много леденцов без сахара. Еще надо помнить, что часто ребенок начинает хотеть есть, когда у него приближается или уже заканчивается гипогликемия. Если ребенок «подворовывает» еду в одно и то же время, сделайте график замера сахара в течение нескольких дней в эти часы.

Все это я написала, учитывая возраст детей до 12-14 лет. У подростков, которые заболели уже в период относительной самостоятельности, все немного по-другому. Тем не менее, основные правила работают и с подростками.

Это, прежде всего, семейная поддержка на словах и на деле. Это семейная занятость в свободное время, в выходные и первое время в будни (прогулки, игры, поездки, ролики, велосипеды и т.п.), чтобы в период адаптации к болезни ограничить доступ к магазинам и сверстникам. Обратите внимание – не убрать общение, а ограничить именно свободное время («не болтаться по улицам»).

И для детей, и для подростков, не забывайте о поощрении за хороший сахар. Таблица достижений может висеть у всех на виду, тогда каждый может порадоваться (конечно же, вслух) успехам. Если в семье несколько детей, то графики нужно сделать и им. В них, конечно же, надо отмечать другие успехи, то, чего хотят они достигнуть. Например, снижение веса, количество отжиманий, в общем, того, что дается с трудом.

Конечно, здесь требуется наш обычный родительский подвиг – отложить свои дела, выключить утюг, перенести поход в магазин или к парикмахеру, отойти от компьютера или выключить телевизор. Порой очень сложно найти время, желание, силы, терпение, чтобы все спокойно воспринимать и сделать, найти нужные слова, время для разговора и нежности. И не сразу это получится. Не ругайте себя – верьте – постепенно, потихонечку, все будет налаживаться.

А в помощь вам пусть будут рассказы о жизни с диабетом реальных людей.

Фото - фотобанк Лори