На неофициальной странице протоиерея Димитрия Смирнова «в Контакте» появилось обращение о сборе подписей под петицией о том, чтобы предоставить эфирное время на Первом канале в прайм-тайм передаче отца Димитрия. Авторы обращения предлагают вместо «вредоносного ток-шоу А. Малахова» показывать передачу, которая «сможет направить ментальность людей на духовно-нравственные ориентиры, что позволит как минимум спасти от вымирания хотя бы русский народ». В петиции говорится, что прот. Димитрий Смирнов пообещал снизить убийство нерожденных детей на 50 % благодаря прайм-тайм на Первом канале. Под обращением на сайте citizengo.org подписались свыше 1200 человек.

Благие цели данной инициативы, конечно, не вызывают сомнений. Но трудно поверить, что аудитория Малахова, в вечернее время, когда ей хочется расслабиться после рабочего дня, согласится слушать проповеди даже самого убедительного и талантливого проповедника. Скорее всего, люди попросту переключат канал.

Православное ток-шоу

Может быть, не с той стороны следует подходить к решению поставленной задачи? Не призывать Первый канал передать православным прайм-тайм, а создать свою, альтернативную передачу, которая была бы не менее острой и животрепещущей, чем шоу Малахова? Чтобы люди сами захотели переключить кнопку и посмотреть передачу о Православии.

Полагаю, сейчас меня обвинят в популизме, обновленчестве и других смертных грехах. Но задумайтесь: православным удалось освоить большинство видов искусства и масс-культуры. Есть прекрасное православное кино, которое с увлечением смотрят даже далекие от Церкви люди. Есть великолепная современная православная литература. Православным удалось создать свое представительство в интернете, живое, острое, полемичное. И лишь телевидение явно отстает.

«Я, может, скажу крамольную для православных вещь. Но вот я, православная, не могу смотреть православный канал "Спас". Мне скучно. Там для меня неинтересные передачи-беседы. Неинтересная передача "Предстоятель" про перемещения и события из жизни Патриарха. Неинтересные фильмы, состоящие в основном из интервью монахов, мирян, рассказывающих о жизни каких-то почитаемых людей. Ужасного качества звук. Для детей там почти ничего нет. Почему бы не сделать, например, хотя бы художественный фильм с православным уклоном, почему бы не показывать хотя бы старые добрые советские мультики? Нет, только беседы-беседы-беседы», - сетует участница  форума «Материнство», пишущая под ником Нюська-мамуська. - «Я понимаю, что глубоко испорчена уже нынешним ТВ, когда успешность передачи зависит от динамичности, интриги, давления на эмоции. Ну, так сейчас все или почти все смотрят такие передачи. Сделали бы православное ТВ хоть немного интереснее, глядишь, больше людей смотреть бы стало».

«А канал "Союз", который можно настроить - очень скучный. Почти никогда не попадала на что-то, что зацепило. Хотя там есть передачи формата "ток-шоу"», - замечает форумчанка Mirai.

«Детский телеканал "Радость моя" тоже безумно скучный. У нас на даче есть, дети не смотрят. Дискавери или ЗооТВ, или Планета Путешествий - это да», - добавляет форумчанка Tess.

Каким же должен быть православный телеканал, чтобы заинтересовать большее число зрителей? Тут есть большой простор для энергичных, знакомых с телевизионным делом людей. Нужно показать тем, кто уже в Церкви или пока еще далек от нее, что Церковь – это не собрание людей с мрачными лицами, одетых в серую бесформенную одежду. Увы, именно такое ощущение создается у человека, который случайно натыкается на большинство передач о Православии. Но ведь Евангельскую правду не обязательно нести заунывными голосами!

На таком канале можно было бы крутить православные фильмы и сериалы, православные и просто добрые, нравственные мультфильмы для детей. Рассказывать о храмовой архитектуре и библейской живописи, причем можно было бы договориться о сотрудничестве в этом направлении с телеканалом «Культура», у которого имеются значительные наработки в данном направлении. Наверное, можно, с определенными оговорками, демонстрировать библейские фильмы и анимацию иностранного производства – таких картин, лишь в мелочах расходящихся с православной традицией – множество. А во избежание недоразумений после фильма показать комментарий батюшки, который объяснил бы, что тут неправильно или неточно.

История – это вообще неисчерпаемая тема. Думаю, 90% православных понятия не имеют о том, какие вопросы решались на Вселенских соборах и какое отношение они имеют к современности, почему раскололось православие и католичество и что мешает нам объединиться, и т.д. и т.п. А еще есть жития святых, тут тоже большой простор – мало кто знает, чем отличаются мученики от стастотерпцев, а преподобные от святителей, и в чем подвиг новомучеников и исповедников. И почему так много икон Божией Матери, и у каждой свое название. И так далее, можно столько познавательных передач сделать – поле непаханое. Только делать их надо в живом, современном, динамичном формате, а не в виде бесед и лекций.

Можно было бы пригласить священника Федора Конюхова вести передачу о путешествиях. Кстати, туристические клубы действуют при многих приходах, нашлись бы заинтересованные люди, готовые и смотреть такую рубрику, и участвовать в ней.

Рассказы о православии в разных странах, о святынях, храмах, монастырях других народов – все это познавательно и полезно. В наши дни творятся чудовищные вещи на Ближнем Востоке, где сотнями гибнут христиане – православный канал мог бы говорить и об этих мучениках за веру.

Но вернемся к тому, с чего мы начали – передаче, которая могла бы затмить Малахова, или хотя бы оттянуть у него заметную часть аудитории. Возникает смелая мысль о ток-шоу, где обсуждались бы самые острые вопросы современности, такие как аборты и контрацепция, эвтаназия, суррогатное материнство и т.д. Этой передаче нужен хороший дизайн – она не должна выглядеть ущербной на форе светских передач. Чтобы такую передачу интересно было смотреть, в ней должны встречаться представители противоположных точек зрения, а ведущему надо занимать строго нейтральную позицию. В то же время, от личности ведущего зависит очень многое. Это должен быть яркий, харизматичный человек, не боящийся ставить острые вопросы, но способный удержать аудиторию в рамках если не христианской любви, то, по крайней мере, взаимоуважения.

Конечно, это будет непросто. Но ведь не обязательно брать такие крайние вопросы. Можно, например, обсудить тему «Зачем нужны огласительные беседы перед крещением». Один объясняет, почему это так необходимо, другой говорит: «Я и так все знаю, каждый день в храм хожу», третья, молодая мамочка: «Мне бы ребенка покрестить, некогда беседы слушать, дети малые, не с кем оставить, неужели из-за этого ребенку некрещеным оставаться?» В качестве экспертов нужно приглашать священников.

А на следующей неделе другой животрепещущий вопрос: «Что делать, если некого взять в крестные?» И тоже жизненные истории, кто как искал крестных, что вообще должны делать крестные, а если крестные живут за тридевять земель, тогда что? А если с крестным поругались, или он вообще отошел от Церкви? Могут ли родственники быть крестными, могут ли крестные становиться родственниками? Тут тоже есть, что пообсуждать.

Есть острые темы из текущих событий, такие, как конфликт вокруг Торфянки, праздника телеканала «Дождь», погрома на выставке и т.д.

«На самом деле даже аборты и эвтаназия – не такие уж однозначные темы», - говорит участница форума «Мотеринство» под ником Allana Partis. – «Понятно, что аборт бездетной женщины из-за карьеры осуждается. Но, например, аборты по медицинским показаниям? Тут есть простор для спора даже православных. Насколько я помню, даже Антоний Сурожский не осуждал аборты, если родившийся ребенок заведомо будет глубоким инвалидом. Тут можно поговорить и о святости жизни, и о возможных ошибках пренатальной диагностики (и насколько часто они действительно встречаются, можно ли вообще пренатальной диагностике доверять, с привлечением специалистов), и о том, какой тяжкий крест ухаживать за инвалидом (правдиво и без розовых соплей) и что поэтому не стоит осуждать тех, кто этот крест не осилил. С конкретными примерами и жизненными историями, которые будут комментироваться священниками (может, и не только священниками). А завершить передачу можно красивой историей о героических родителях, которые сознательно решились на рождение инвалида и растят его вот уже 3-5-10 лет и ни о чем не жалеют. Можно и чуть расширить тему: а если беременность угрожает жизни матери? А если женщина забеременела в результате изнасилования? А если у нее уже 8 человек детей, и она беременна 9-м, а муж ушел? Тут же можно и про контрацепцию поговорить. В общем, аборт в неоднозначных жизненных ситуациях, когда женщину осуждать не хочется. Между прочим, можно тут же коснуться и греха осуждения - что это такой же грех, как и грех аборта.

Эвтаназия - тоже не полностью однозначная тема. Эвтаназия – это плохо, но является ли эвтаназией отказ от неумеренного лечения? Стоит ли искусственно продлевать жизнь человеку, если он заведомо бесперспективен? А если у человека тяжелое повреждение головного мозга? А если это хроник, который медленно умирает от какой-то неизлечимой болезни. Нужна ли ему реанимация? Тут тоже можно поговорить, с одной стороны, о святости жизни, о том, что не нам решать, кому жить, а кому умирать, и спасать нужно всех, и какие-нибудь случаи чудесного излечения подобрать, а с другой стороны – что умирающему человеку морально легче будет умирать дома, окруженным близкими любящими людьми, рядом с иконами, чем в больничной палате с чужими людьми, пусть даже в больнице он и проживет дольше. Сюда же можно и донорство органов прибавить.

Про сурматеринство само по себе говорить, наверное, особо не о чем, но можно говорить о проблеме бесплодия в целом – с православной точки зрения. Тема для обсуждения богатая. Тут можно и про чудеса поговорить, и про усыновление, ну и в том числе – про медицинские методы лечения бесплодия. Что можно и что нельзя. Как церковь относится к искусственной инсеминации и ЭКО, и с объяснениями, почему (тут можно не в порядке обсуждения, а в порядке скорее просвещения). Ну и про сурматеринство заодно.

Словом, найдется, что обсудить. Тут главное – хорошая режиссура и профессиональный харизматичный ведущий, который не будет откровенно принимать ничью сторону.

Еще можно обсудить правила церковного этикета (да-да, те самые платки и юбки). Судя по тому, что тема только на моей памяти неоднократно обсуждалась в интернете, поговорить будет о чем, плюс опять же, элемент познавательности для тех, кто далек от церкви. Правила этикета православных в светском обществе (в церкви в длинной юбке, а на работе в мини и в декольте до пупа – это нормально?), многодетность (причем не только с положительной стороны, без стереотипов – раз ты православный, то обязан иметь как минимум троих детей, а лучше пятерых), разводы и измены (довольно многие браки распадаются, увы, это часть жизни), отношение к животным (кто-то против животных как таковых, а кто-то жизни не представляет без собачек и кошечек и переживает, что эта любовь не одобряется православием; и есть все-таки у животных душа?), Евангельские ценности (это вообще реально - всех прощать и любить врагов, и нет ли в этом лицемерия). Просветительские и исторические темы можно иногда перемежать темами горячими и спорными (типа об эвтаназии или про теорию эволюции, например), для привлечения аудитории Малахова. Самое главное, чтобы гости не разругались насмерть, а то будет как-то не по-христиански».

Уже одно только перечисление возможных тем звучит очень заманчиво. И хотя телевизор у меня в доме месяцами стоит выключенным, ради таких программ я бы включала его ежедневно. Остается надеяться, что кто-то из православных телевизионщиков вдохновится высказанными идеями, и на общероссийском телевидении появится живой, динамичный, современный православный канал!

Фото - фотобанк Лори