Если у вас спросят, как выглядит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города» или какой колпачок носил Буратино, вы наверняка вспомните хорошо знакомые образы любимых сказочных героев из книжек своего детства. А создал хорошо запомнившиеся всем нам портреты героев этих сказок известный художник Леонид Викторович Владимирский. Недавно Леонид Викторович отметил свой 94-й день рождения и получил звание почетного академика Российской академии художеств. А в издательстве АСТ вышло новое издание первых двух сказок Александра Волкова о девочке Элли и волшебной стране с классическими иллюстрациями Леонида Владимирского. О творчестве, любимых персонажах и книгах мы и поговорили с Леонидом Викторовичем.
 

Книжный иллюстратор, художник Леонид Викторович Владимирский


- Леонид Викторович, с писателем Александром Волковым Вы сотрудничали более двадцати лет. В чем секрет успеха вашего творческого союза?

- Александр Волков был очень хорошим человеком, добрым, покладистым, внимательным, творческим, поэтому работать было легко и интересно.

- А какие-то споры творческие случались?

- Споров особенных не было. Обсуждения, конечно, были.

- А как происходил этот процесс? Допустим, Вы прочли текст автора, у Вас сложилось свое видение книги, Вы нарисовали иллюстрации. Если автору что-то не нравится, Вы идете навстречу или отстаиваете свою точку зрения как художник?

Герои книги Волшебник Изумрудного города. Иллюстрация Владимирова

 


- Мы очень дружно работали. Я всегда привожу в пример «Семь подземных королей». У Волкова было двенадцать подземных королей, а я придумал, что они должны соответствовать семи цветам радуги. Пришел к нему и говорю: «Александр Мелентьевич, давайте сделаем не двенадцать, а семь. Тогда я каждому королю и его свите дам свой цвет. И под землей будет ярко, красочно». Он говорит: «Вы жестокий человек, мне придется ликвидировать целых пять королей со всеми свитами, это же ужасно!» Я говорю: «Вам решать». Он покряхтел, покряхтел и ликвидировал. И вышла книжка не «Двенадцать», а «Семь подземных королей».

- То есть Вы еще в определенной степени являетесь и соавтором?

- Нет, соавтором я не являюсь. Но какие-то предложения вносил. Так, написал Александр Мелентьевич, что на троне во дворце в Изумрудном городе сидит рыба. А я когда читал сказку своей дочке, она мне и говорит: «Папа, а не лучше ли, если там будет русалочка?» Я подошел к Александру Мелентьевичу: «Вот моя дочка предлагает вместо рыбы посадить русалочку». Он говорит: «Ладно».

- По Вашему мнению, как можно вернуть интерес детей к печатной книге? Какими должны быть современные книги?

- Должен быть хороший текст и хорошие иллюстрации.

- Так просто?! Но все-таки, когда Ваша дочь была маленькой, как Вы прививали любовь к чтению? Или это было в крови?

Дочь художника Ая: - Прививать не нужно было. В доме был культ книги. Книги были везде.

- А показывал ли Вам папа иллюстрации, прежде чем они появлялись в книге?

Ая: - Конечно. Кроме того, я даже позировала.

- Леонид Викторович, а есть ли у Вас любимый нарисованный персонаж?

Буратино. Рисунок Владимирова

 


- Я очень люблю своего Буратино. Еще мне очень по сердцу Страшила. Они, пожалуй, самые любимые, о них я написал свои сказочные повести: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе».

- То есть оба этих персонажа близки Вам именно по характеру? Вы свои личные черты в них видите?

- Нет, не в этом дело. Буратино – озорной, смышленый, наивный. А Страшила – слабый физически, но мудрый, добрый. Разные совсем характеры. Но оба - яркие, интересные. И писать про них было интересно.

- А о какой работе Вы мечтали, и сбылась ли Ваша мечта?

- Я мечтал иллюстрировать книги, которые нравились бы детям. Книги, которые читатели, повзрослев, покупали и читали бы своим детям или даже внукам. Я сделал это. Так что я – счастливый человек.

- А что бы Вы пожелали молодым начинающим иллюстраторам, художникам, которые только оканчивают институт, Академию художеств?

- Во-первых, я должен сказать, что творческая работа – трудная судьба. Нужно иметь талант, а не просто способности. А талант – это свое, своеобразное видение мира, это только шанс, который должен осуществиться, случиться, сбыться. И художнику, который хочет быть художником, – трудно. Работать нужно без выходных, без отпусков. Все время голова работает… Что бы я им пожелал? Увлекаться своим делом, работать больше, чувствовать, на что ты способен, выкладываться и самому верить, что ты – талант. Я и себе так говорил. Потому что если не веришь в свои способности, то ничего не получится. Нужно верить, что ты будешь самым лучшим, самым способным, самым успешным. И к этому стремиться. И тогда, может быть, что-нибудь и получится.

За заслуги перед отечественным изобразительным искусством и культурой Леонид Викторович Владимирский решением Президиума Российской академии художеств от 20 мая 2014 года избран почетным членом Российской академии художеств.

25 июня 2014 года, по поручению Президиума Российской академии художеств, мантия, нагрудный знак и удостоверение почетного члена РАХ в торжественной обстановке были вручены Л. Владимирскому в его мастерской.