Чему научит каллиграфия?
Статья опубликована в журнале для родителей «Виноград» (№2 (52) март-апрель 2013)
Проблема почерка — одна из самых важных школьных проблем, и касается она не только младших классов. Порой и старшеклассники сами не в состоянии прочитать свой же рукописный текст. Но так ли важен красивый почерк в эпоху компьютерного набора? Связан ли он с осмыслением написанного? Обратимся к мнению специалиста.
Откуда берутся проблемы с почерком?
Освоение ребенком письма — это сложный, многоступенчатый процесс и в то же время одно из пяти важнейших направлений (чтение, письмо, счет, музыка и изобразительное искусство) образовательных процессов начальной школы. Приобретение письменных навыков на начальных этапах происходит с карандашом в руке, далее ребенок берет шариковую ручку. Современные прописи предлагают довольно качественное начертание так называемого «школьного шрифта», и при помощи учительницы в классе и родителей дома дети овладевают письмом уже к концу первого года обучения в школе. Вспоминаются выставки прописей, устраиваемые еженедельно в корпусе младшей школы — как хотелось каждому первокласснику хоть раз блеснуть качественными буквами в своей тетради… Теперь возникает следующий вопрос: каким образом тетради многих учеников, столь хорошо начинавших свой учебный путь, в пятом классе становятся «неудобочитаемыми»? С точки зрения искусства каллиграфии можно исчерпывающе ответить на этот вопрос, актуальный не только для учителей и родителей, но и для самих школьников.
За хороший почерк отвечает целый ряд факторов. Из них два первоочередных — это развитая мелкая моторика руки и понимание строения букв, которые пишешь. У многих детей и даже взрослых мелкая моторика развита не в должной степени, а осознанное понимание строения букв практически отсутствует. Отсюда и появляются проблемы с почерком — буквы корявые, неорганизованные, наклон «пляшет». Для устранения этой проблемы одних лишь школьных уроков письма, к сожалению, существенно не хватает. Здесь нужно более сильное «лекарство», каковым и является классическая каллиграфия. Уроки каллиграфии для школьников предполагают углубленную специальную программу, которая направлена именно на развитие мускулатуры пальцев, кисти руки ребенка, отработки координации и ритма движений, «расшевеливание» «спящих» зон мозга, отвечающих за механизм такого сложного явления, как почерк.
Инструмент для письма
Сам инструмент, которым пишут, оказывает существенное влияние на качество производимых букв. Пишущая часть школьной шариковой ручки — это «точка». При письме эта «точка» дает на бумаге одномерную линию, каждый момент которой можно упрощенно описать двумя математическими параметрами. Для письма русского уставного почерка, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины. Для описания каждого отдельного момента такого сложного следа потребуется минимум четыре математических параметра. Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером — усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.
Кроме того, конструкция шариковой ручки не предусматривает расслабление мышц пишущей руки, а, как известно из физиологии, периодическое расслабление позволяет сохранять длительную работоспособность. Для детей, начинающих писать и только формирующих свое отношение к процессу письма, этот момент чрезвычайно важен, так как оказывает значительное влияние на отношение ученика к рукописному труду в целом. Именно поэтому многие дети, испытывающие серьезные нагрузки на мышцы рук и спины при письме шариковой ручкой, стремятся расслабиться в буйном поведении на школьных переменах, а также начинают искать альтернативу письму шариковой ручкой. Очевидно, что заменить письмо шариковой ручкой в настоящее время возможно либо компьютерным набором, либо каллиграфическим письмом.
Русская каллиграфия оперирует в основном двумя видами инструментов: ширококонечным и остроконечным перьями. Письмо пером и чернилами помогает понять структуру букв и ритм письма, что невольно положительно отражается на обычном почерке. Опытные каллиграфы советуют начинать изучение искусства красивого письма с освоения одного из классических исторических каллиграфических почерков, выполняемых ширококонечным пером: буквы в нем конструктивно более понятные, ребенку легче увидеть, из каких элементов они состоят и как пишутся.
Как захотеть писать красиво
Осваивая каллиграфический почерк, ребенок учится сосредотачивать внимание на регулярности и ритме письма, контролирует выполнение одинаковых повторяющихся элементов. Автоматически этот опыт само¬анализа переносится и на письмо в школе, и в большинстве случаев происходит самостоятельная, независимая коррекция почерка.
Безусловно, в каллиграфии привлекает доступность, свежесть и красота изучаемого предмета. Идеальным началом для занятий каллиграфией является предшкольный период, чтобы дети начинали писать не только и не столько шариковой ручкой, то есть основным школьным письменным инструментом, но и кистями и перьями.
В школе детям прививаются навыки письма, иногда приводящие к неудовлетворительному результату. Тогда приходится прибегать к чистописанию. На занятиях по каллиграфии перед педагогом стоит двойная задача:
1. Дать ребенку такие образцы письма, которых он никогда не видел ранее, и создать в нем уверенность, что он через некоторое время сможет писать так же.
2. Помочь ребенку понять, для чего ЕМУ это нужно.
Мгновенно такие задачи не решаются. В большинстве случаев, когда ученик приходит на урок чистописания, выясняется следующий механизм: ребенок учится писать шариковой ручкой в школе, затем постепенно или «вдруг» начинает писать вкривь и вкось, далее наступает этап, когда он сам станет осознанно критиковать свой почерк и у него появится желание его исправить. Это обычно возможно в возрасте девяти лет и старше. Хорошо, когда ученик сам недоволен собой и хочет это исправить. Но большинство детей в таком возрасте не хотят заниматься школьным письмом дополнительно, несмотря на замечания по качеству почерка со стороны родителей и педагогов. Детям трудно навязать дело, к которому у них не лежит душа.
К тому же ситуация усугубляется тем, что в современном делопроизводстве и в повседневной жизни качественный почерк практически не применяется, его функции успешно выполняет компьютерный набор. И ученик совершенно резонно задает вопрос: «А зачем нужен каллиграфический почерк?» Негативное или равнодушное отношение ребенка к письму нужно менять немедленно, как только проявятся первые признаки. И здесь на помощь приходит богатейший арсенал каллиграфии с его роскошными шрифтами, а не приевшееся, скучное «школьное» письмо, изучаемое на чистописании.
Демонстрация на занятиях высокохудожественных образцов, созданных каллиграфами прошлого и современности, вдохновляет детей на активную работу и творчество — ведь всем хочется творить красивое. Ребенок начинает «играть» в буквы, любоваться ими, изучает их и создает свои детские, порой не по детски серьезные и осознанные шедевры каллиграфии. Погружение в мир прекрасных букв меняет прежнее представление ребенка о письме, и он уже готов к новым открытиям и достижениям. А полученный практический опыт работы каллиграфическим инструментом позволяет двинуться на ступеньку выше. Тогда и приходит время вводить остроконечное перо и обучать английскому письму, которым писали письма наши прабабушки и прадедушки и которым так хочется заменить школьный почерк.
На уроках каллиграфии…
Изучение каллиграфии начинается с изучения структуры буквы. Древнерусский Устав является одним из наиболее конструктивно понятных почерков, связанным с элементарными геометрическими фигурами, известными детям: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Поэтому он хорошо понимается и осваивается детьми как первый почерк. Кроме того, интересная форма букв Древнерусского Устава с удовольствием и интересом воспринимается детьми, и они увлеченно работают на уроках и дома над заданиями.
Главное в занятиях каллиграфией — не выдающиеся способности, а интерес самого будущего каллиграфа к обучению и интерес родителей к обеспечению регулярности занятий. Особенности приобретения письменных навыков позволяют провести параллель с занятиями музыкой на этапе освоения музыкального инструмента. Однозначно можно сравнивать линии остроконечного пера со звуками скрипки.
Практика показывает, что каллиграфия помогает большинству детей отрегулировать свой школьный почерк и сделать его правильнее и ровнее.
Занятия каллиграфией, какой бы почерк ни изучался, развивают чувство ритма и регулярности, помогают ученику понять, что такое ровно, а что такое криво, и приучают видеть это не только на уроках каллиграфии, но и при письме в школе в своей тетрадке. «Среднестатистический» ребенок обязательно усвоит эти навыки и будет их применять и в школе. Эффект от занятий может проявиться в разное время. У кого то влияние каллиграфии сказывается сразу, кто то созреет позже.
Особенно быстро проходит усвоение каллиграфических навыков в случае ежедневных, пусть даже кратковременных, упражнений дома.
Как правило, участие родителей требуется только вначале, чтобы проконтролировать технические моменты работы и организовать «уголок каллиграфа» дома. А позже ребята уже сами все делают без помощи родителей, чему те, безусловно, рады. Осознание того факта, что ребенок способен полчаса и более спокойно заниматься красивым письмом, достигая хороших результатов, приводит к положительным метаморфозам в семейных отношениях и на уроках в школе.