- Свете из нашего класса купили сенсорный телефон. Я тоже хочу сенсорный, мой мне уже не нравится! – возбужденно поделилась с мамой первоклассница Аня.

- Возможно, когда-нибудь и у тебя будет сенсорный телефон, доченька, - спокойно ответила мама.

- Нет, мам, я хочу, чтобы ты прямо сейчас пошла и купила мне такой же, - не унималась девочка.

Маме Ани представилась хорошая возможность рассказать дочери о таком явлении, как зависть. Что это за чувство, каковы его последствия и как с ним бороться?


Польский писатель Януш Вишневский очень точно описал, насколько распространена зависть в душах людей: «Если бы зависть сопровождалась горячкой, трясло бы весь мир». Как и многие наши привычки, этот порок поселяется в человеке с ранних лет. Чтобы нашим детям помочь распознать среди своих чувств «горький корень» и впоследствии не дать ему прорасти буйным цветом, важно вовремя начать беседовать с ребенком о существующей проблеме.

Что такое зависть?


Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье». У нас же в народе на эту тему шутят: «У соседа сдохла свинья. Мелочь, а приятно!» В первую очередь помогите ребенку понять главные проявления зависти: она выражается в нашей жизни не только в вожделении соседского добра, но и в желании того, чтобы соседу было хуже, чем нам, чтобы у него было меньше, чем у нас.

Соня учится в первом классе. На уроки физкультуры все первоклашки ее школы ходят в одинаковой форме: белая футболка и черные шорты. Недавно детям выдали новые футболки оранжевого цвета с эмблемой школы и сказали приходить в них на уроки физкультуры. Первыми получили обновки несколько мам, приходивших украшать класс к Новому году, остальным должны были выдать их на следующий день после уроков.

Увидев оранжевую футболку, Соня пришла в восторг. Девочка с нетерпеньем ждала, когда, наконец, она наденет ее. И тут ее мама услышала слова дочери, удивившие ее: «Представляю, как Марина, посмотрев на меня на физкультуре, обиженно скажет: «А откуда у тебя такая футболка?» Ей ведь тоже захочется такую, но ей выдадут ее только после уроков!»


Что подпитывало радость девочки? Чувство, рожденное завистью. Ребенок испытал это в своей жизни и знает, что нужно для того, чтобы завидовали тебе, а не ты завидовал кому-то. В такие моменты необходимо моментально реагировать на проявления «невинных» пороков наших чад.

Чтобы лучше донести малышу, что есть зависть, используйте стихи, рассказы, аллегории, сказки на эту тему. В сети Интернет есть мультфильмы о зависти, с просмотра которых вы можете начать беседу с ребенком.

Важно научить дитя различать проявления зависти, чтобы «знать врага в лицо». Проведите с ребенком наглядный урок. Возьмите из игрушек двух человечков (кукол, солдатиков, игрушки из киндер-сюрприза) и проиграйте замеченную вами сцену из жизни малыша. Пусть он как бы посмотрит на себя со стороны. Если вы не наблюдали такой ситуации у ребенка, придумайте сюжет сами. Главное, чтобы в нем была ярко выражена зависть сначала с одной стороны: «Я хочу такое же, как у него», затем – с другой: «Хорошо, что ему не купили такое же».

Опишите фразы, которые могут говорить о зависти. Это поможет малышу распознавать свои мотивы. Возможно, есть какие-то высказывания, которые употребляет именно ваш ребенок, обратите на них внимание.

Библия о зависти


Интересно, что первым о зависти заговорило Священное Писание – Библия. В известных всем нам Десяти Заповедях, данных человечеству, самой последней стоит заповедь, кратко именуемая: «Не пожелай»: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20:17).

Богословы утверждают, что все заповеди, записанные в Библии, были даны Богом не просто для того, чтобы люди стали хорошими, но для того, чтобы они получили благо, исполняя их. Это духовные законы с причиной и следствием. Все в нашей жизни зависит от того, как мы относимся к той или иной заповеди.

Если ваш малыш еще не слышал историю о том, как Бог дал Моисею скрижали с Десятью Заповедями, обязательно найдите ее в виде детского рассказа или мультфильма. Заострите внимание на последнем, десятом повелении. Расскажите о том, что Бог обещал благословить тех, кто старается выполнять Его заповеди. Это благословение будет проявляться в жизни, свободной от терзаний из-за неимения того, что есть у других. Согласитесь, у таких людей гораздо больше радости и удовлетворения в жизни, ведь известно, что богат не тот, у кого всего много, а тот, кому хватает того, что есть.

Расскажите ребенку о том, что Бог создал всех людей разными. Эта разница видна абсолютно во всем: во внешности, в интеллекте, в талантах, в материальном состоянии. Пусть малыш на мгновение представит себе всех людей совершенно одинаковыми. На что будет похож такой мир? Понравится ли он ребенку?

Почему с завистью нужно бороться?


Почему Бог повелел не желать того, что есть у другого? Возможно, на этот вопрос ответит известный философ Григорий Сковорода: «Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть - мать прочих страстей и беззаконий».

Какие страсти и беззакония рождает зависть? Самые простые и «безобидные» примеры – каждый день перед нами. Родные не хотят знать друг друга из-за того, что одни получили наследство больше, чем другие. Сосед не убирает свой мусор на лестничной площадке, показывая на дверь напротив: «Они богатые, пусть и нанимают уборщицу».
Женщины на скамейке обсуждают знакомую, которая «как перчатки меняет автомобили».

Французский писатель Оноре де Бальзак сказал: «Зависть - один из наиболее действенных элементов ненависти». Более серьезные последствия зависти – различные преступления: воровство, убийство и пр.

Расскажите ребенку о том, как из маленького «хочухи», который всегда просит у родителей купить то, что видит у друзей, постепенно вырастает взрослый с порочным характером. Сильное желание иметь то, что имеют другие, и невозможность получить это, толкает людей на различные преступления.

На самом деле, человеку для полноценной жизни нужно не сильно много материальных благ. Многие «нужды» продиктованы нам нашим окружением и, если у нас нет средств на то, чтобы удовлетворить их, мы начинаем страдать, мы – зависимы. Вот именно для того, чтобы побороть эти страдания, и нужно преодолевать в себе склонность к зависти.

Восьмилетнюю Олесю, единственного ребенка из благополучной семьи, поймали на воровстве. Все были в глубоком недоумении, потому что знали: девочке всегда покупали все, что она захочет, она не нуждалась ни в каких игрушках, сладостях и других «интересных» вещицах. Почему Олеся начала воровать различные понравившиеся ей мелочи у своей подруги, ведь ее родители могли легко купить все это, как только она попросит у них?

Когда несколько раз подряд девочку поймали на воровстве, родители начали размышлять, почему их ребенок ведет себя таким образом. Они пришли к выводу, что Олеся привыкла получать именно то, что ей хочется и в те моменты, когда мамы не было рядом, и она не могла тут же пойти в магазин и купить ей вожделенную игрушку, девочка просто не могла превозмочь свое страстное желание и шла на такой шаг, как воровство.


Хорошо, когда родители вовремя замечают подобные ситуации и предпринимают меры, чтобы плохие привычки у ребенка не развивались дальше и не превращались в страшных «монстров», которые будут постепенно разрушать жизнь их чада.

Еще одним аргументом в пользу работы над завистью является факт: в мире никогда не будет равенства, всегда у кого-то чего-то будет больше и лучше и это нормально, с этим нужно согласиться. Ребенок должен с малых лет усвоить эту мысль, чтобы не быть постоянно обиженным на кажущуюся несправедливость, царящую вокруг. Причем, завистливым людям чаще всего несправедливость видится лишь там, где они имеют меньше других, если же они имеют больше, чем кто-то, это несправедливостью им не кажется.

Как бороться с завистью?


Еще Гете охарактеризовал зависть как пассивное чувство недовольства. И это утверждение справедливо. Где вы видели человека, радующегося от зависти? Способность быть довольным своей жизнью, тем, что на данный момент есть в ней и что изменить мы не в силах – величайшее благо. Многие наши физические болезни уйдут сами собой, когда мы перестанем жить своим недовольством, сосредотачиваться на том, чего не имеем. Нам необходимо учить ребенка ценить то, что у него есть и радоваться тому, что он имеет.

Расскажите малышу о тех детях, у которых нет даже мамы и папы, не говоря уже о таких вещах, как своя комната, компьютер и многое другое. Покажите фотографии таких детей. Объясните, что самое главное в жизни – это те вещи, которые не купишь за деньги, главная мечта многих детей – чтобы их любили родители.

Учите ребенка делиться. Объясните правило: большее яблоко отдай другу, меньшее возьми себе. Пусть для малыша будет естественным заботиться о ближнем, стараться отдавать, ведь всем известно, что «блаженнее отдавать, нежели получать». Ребенок должен почувствовать радость от того, что может сделать кого-то счастливым, подарив подарок, поделившись конфетой, накормив бездомного котенка. Это будет формировать у маленького человечка здоровый подход к жизни и к общению с окружающим миром. Дайте понять вашему чаду, что такое добро, как тепло становится на душе, когда творишь его.

Переводите взгляд малыша на более важные вещи, чем постоянные желания иметь то, что он видит у друзей. Уделяйте больше внимания общению с ребенком, играм с ним, различным занятиям. Мальчик, охваченный какой-то идеей, например, увлекшийся оригами, будет меньше замечать новых вещиц у друзей и мечтать о них, потому что его мысли будут заняты творческим процессом. Девочка, любящая рисовать, попросит вас купить ей, скорее, новые краски, чем последнюю модель куклы Винкс, как у ее подружки.

Безусловно, нет волшебного слова, которое «переключит» сознание наших малышей на правильную волну. Для этого нужны время и усилия, нужна работа, прежде всего, над собой, и потом – над ребенком. Но эти старания не останутся бесплодными. Вы сможете привить ребенку хорошую привычку быть радостным, довольным и удовлетворенным жизнью человеком, а ради этого, согласитесь, стоит потрудиться.