В неделю первую по Пятидесятнице мы приехали к началу Литургии. К сожалению, сын в этот раз вел себя из рук вон плохо, баловался, и в конце Евхаристического канона заявил, что причащаться не будет. Расстроенная его поведением, я не стала настаивать, и мы ушли, не дождавшись конца службы. Мне было не по себе, но дети устали, задирались друг к другу, и я, несмотря на собственное разочарование, предпочла увести их.

Попытаюсь все же рассказать немного о впечатлениях от службы.

На этот раз людей было примерно вдвое меньше, чем на Троицу. Служили два священника, один из них – уже знакомый нам батюшка, который нас с дочкой исповедовал неделю назад.

Пел женский хор в два голоса. В алтаре помогал тот же мальчик лет десяти.

Сколько было причастников на этот раз, мы не видели, поскольку ушли. На Троицу после причастия нам давали в качестве запивки разбавленное сухое вино, что было полной неожиданностью для моих детей, и, по-видимому, смутило служителей тоже. Насколько я поняла, дети у них причащаются редко, и воды для запивки не предусмотрено… В этот раз я захватила с собой бутылку воды для сына, но увы, она не пригодилась…

При въезде в Ловеч видели еще один храм, который на Троицу был открыт, а в это воскресенье – заперт. По-видимому, он работает в том же режиме, что и храм в селе Катунец, где мы обитаем. Здесь храм в праздники отпирают сами сельчане, две-три верующих женщины. Они прибирают в храме, ставят свежие цветы, звонят в колокола, после чего вешают на двери замок до следующего праздника. В позапрошлом году мы слышали колокольный звон в праздник св. пророка Илии, но через полчаса, когда пришли к храму, то он был уже заперт. Пришлось довольствоваться наружным осмотром храма и территории, изрядно заросшей кустами. Среди густой поросли с трудом можно было отыскать несколько могильных плит к югу от алтаря. В углу церковной ограды приютился давно заброшенный дом священника.

Все эти наблюдения складываются в довольно грустную картину религиозной жизни Болгарии, по крайней мере, в той местности, с которой мне довелось познакомиться. Среди паствы, кажется, преобладают те, кого у нас в России именуют «захожанами», - люди, заходящие в храм на несколько минут, поставить свечи и помолиться о своих нуждах. В полной мере воцерковленных людей, живущих церковной жизнью, участвующих в таинствах, здесь, по-видимому, значительно меньше, чем в России; что же касается религиозного воспитания детей, то о нем нечего сказать, потому что детей в храме практически нет. Если в России подчас даже слабо воцерковленные родители приносят к причастию младенцев, то в Болгарии мне довелось лишь однажды увидеть в храме маленького ребенка, которого привели всего на несколько минут, и не причащали.


***

Еще один храм Ловеча – Свята Неделя – расположен в старинном районе Вароша, и является самым старым в городе. Согласно объявлению, службы здесь совершаются каждое воскресенье.

Панорама Ловеча


***


В двух километрах от Троянского монастыря, в местечке Черный Осъм, есть музей природы, где представлено все разнообразие фауны этих мест. Музей создан на основе коллекции препарированных животных, собранной сельским учителем Илией Христовым в 1956 году. Там можно не только увидеть медведей, кабанов, оленей, диких коз, зайцев и других животных, птиц, пресмыкающихся и насекомых, но и услышать звуки, издаваемые некоторыми из представленных видов. Нам удалось определить название водяной змеи, встреченной недавно на реке Вит, - natrix natrix (оказавшейся в переводе на русский обыкновенным ужом); и серого голубя, который водится также в Крыму и издает звук, похожий на слово «убий-цы!» - streptopelia decaocto, по-болгарски – гугутка. Узнали мы также многих бабочек и мотыльков, которых раньше встречали и даже ловили, и подробно изучили процесс превращения головастика в лягушку, особенно заинтересовавший моего сына.

В тот же день мы решили посетить Троянский монастырь, расположенный у подножия горного массива Стара Планина. Монастырь основан около 1600-го года поселившимся здесь отшельником, однако, согласно путеводителю, существует вероятность его возникновения еще в XIII-XIV вв. Нынешняя монастырская церковь построена в 1835 году и расписана Захарией Зографом, одним из выдающихся мастеров Болгарского национального Возрождения. В храме находится чтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы Троеручица.

К сожалению, не только внутри храма, но и на территории монастыря запрещено фотографировать, поэтому я располагаю только снимком, сделанным из-за монастырской ограды.

Троянский монастырь

В обители подвизаются всего пять монахов, но посетителей, особенно в воскресный день, довольно много. Среди пестрой толпы людей мы привлекли внимание отца Григория, который по длинным юбкам и косынкам догадался, что мы из России. Этот радушный молодой монах обратился с вопросом, откуда мы приехали; завязался разговор. Он четыре года провел в Москве, учился и служил на подворье Троице-Сергиевой Лавры. С необычайной теплотой вспоминал отец Григорий время, проведенное в России, и сожалел, что в силу обстоятельств не смог там остаться. По возвращении в Болгарию ему было очень трудно, долго не мог привыкнуть. Из недостатков Москвы он назвал только два: слякоть в зимнее время, которая портит обувь, и дороговизну. Самым лучшим в России, по его мнению, являются люди, более тонкие и мягкие, чем в Болгарии; именно о разлуке с ними он более всего сожалеет.

Отец Григорий рассказал, что в горах неподалеку от монастыря, где находится скит, можно встретить диких животных: оленей, косуль, кабанов, даже медведей. Беседовать с ним было интересно, чувствовалось, что и ему приятно поговорить с представителями России.

Природный музей с Черном Осме

Гугутка

Natrix natrix - уж обыкновенный

***

Безусловно, наше знакомство с церковной жизнью Ловечской области Болгарии было очень беглым, но даже в таком формате оно было познавательным. Наверное, неправомерно сравнивать Ловеч с Москвой и Подмосковьем, скорее, было бы показательно проводить сравнение с Муромом или Переславлем-Залесским. Но даже в этом случае подход к религиозной составляющей жизни, особенно к участию в таинствах, в Болгарии и России отличается разительно. После увиденного в Болгарии совсем иначе видится религиозный подъем, наблюдаемый в последние десятилетия в России.