«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
Фридрих Ницше


Известно, что музыка оказывает большое влияние на гармоничное развитие ребенка, наполняет его жизнь новыми впечатлениями и яркими эмоциями.

В свое время я не получила музыкальное образование. И теперь, став мамой, столкнулась с проблемой: как проводить музыкальные занятия с ребенком. Буду рада, если другим мамам будет полезен наш опыт музыкальных занятий.

Выбор музыкальных произведений

Основа музыкальных занятий - правильный выбор произведений. Нужно представлять, для чего вы собираетесь использовать эти композиции: как успокаивающие колыбельные, для оживленных упражнений утренней зарядки, для пения и разучивания новых слов, для знакомства с различными мировыми классиками и пр. Все эти направления музыки собираются в отдельные папки для прослушивания. Вначале я всегда прослушиваю сама. Определяю, подходит ли композиция для выбранной цели занятия, оставляет ли после прослушивания позитивный настрой, нет ли угнетающих ноток в мелодии. Хотя ребенку нужно знать, что музыка выражает различные чувства, для первых шагов в музыкальных занятиях лучше использовать проверенные произведения.

С самого раннего детства мы использовали для прослушивания различные инструментальные композиции. Например, в исполнении Ричарда Клаудермана, оркестра Поля Мориа, Кенни Джи. Есть различные детские альбомы у известных композиторов. Например, у П.И.Чайковского и Р.Шумана.

Несколько композиций, которые шли у нас на «ура»:
А. С. Грибоедов. Вальс №2 ми минор
П. И. Чайковский. Сентиментальный вальс ре минор. Соч. 51 №6
П. И. Чайковский. «Щелкунчик». I. Марш
П. И. Чайковский. «Щелкунчик». II. Танец феи Драже
П. И. Чайковский. «Щелкунчик». I. Вальс цветов.
П. И. Чайковский. Детский альбом: Вальс.
П. И. Чайковский. Детский альбом: Неаполитанская песенка.
А. Дворжак. Славянский танец №10 ми минор, соч. 72 №2
И. Бах. Концерт №5 для фортепиано с оркестром.
И. Бах.Гуно. Ave Maria
И. Бах.Сюита №2 си минор: II.Rondeau
И. Бах.Сюита №2 си минор: IX. Badinerie
И. Бах. Ария из сюиты №3 ре мажор.
Л. Бетховен. Симфония №5: I. Allegro con brio
И. Брамс. Вальс ля-бимоль мажор, соч.39 №5
И. Брамс. Вальс ми мажор, соч.39 №2
А. Вивальди. «Времена года»
В. Моцарт. Концерт №22 для фортепиано с оркестром: III. Rondo.Allegro
В. Моцарт. Симфония №40: I. Molto allegro
В. Моцарт. Дивертисмент №3 для струнного оркестра:II.Andante
В. Моцарт. Маленькая ночная серенада.
Й. Гайдн. Симфония №49
М. Мендельсон. Песня без слов №30 «Весенняя песня», соч.62 №6
Ш. Сен-Санс. «Аквариум» из «Карнавала животных»
Ш. Сен-Санс. «Лебедь» из «Карнавала животных»
Ф. Шопен. Этюд №21 соль-бемоль мажор, соч.25 №9
Ф. Шуберт. Музыкальный момент №3 фа минор

Что делать?


Когда с выбором композиций определись, переходим к активному использованию. Но не стоит слишком усердствовать. Занятия должны приносить удовольствие ребенку. Иначе он будет испытывать негатив к любому проявлению музыки, отказываться танцевать и участвовать в любых музыкальных мероприятиях. Музыка не должна утомлять, чередуйте музыкальные занятия с играми и другими упражнениями без музыки.

Когда моя дочка была еще совсем маленькой, ей очень нравилось, когда я брала её на руки, нежно обнимала ее и мы вместе кружились под музыку. Она болтала ручками и весело смеялась. Под спокойную музыку она засыпала. Когда она немного подросла, мы стали использовать музыку как фон для занятий с пластилином, рисования, рассматривания иллюстраций в альбоме по живописи.

Далее стали учиться танцевать вместе. В этом возрасте детки любят подражать взрослым. Это хорошо использовать для разучивания движений танца. Все зависит от фантазии мамы. Можно использовать различные предметы для танца: махать флажками, весело перекидывать друг другу воздушный шарик, использовать гимнастический шар, танцевать с любимыми игрушками, босиком плясать по расшитому пуговицами коврику (это очень нравится малышам и приносит большую пользу).

Когда дочка стала смотреть мультфильмы, ей очень нравились сборники песен из детских сказок и мультфильмов. Она уже начинала говорить и некоторые слова из песен пыталась повторять. Этот интерес можно использовать для повторения уже известных понятий, узнавания новых слов, для мотивации самого разговора, первых навыков пения.

В возрасте 1 год 8 месяцев дочка сама начала плясать, увидев, как поют и танцуют по телевизору. Я заметила, как она, импровизируя, использует разученные нами элементы. Она очень увлеклась, начала одна кружиться, махать руками, потом было подобие «присядки» с громкими хлопками ручек по коленям. Тогда я поняла, что занятия прошли не напрасно, мой ребенок получает удовольствие, танцуя. Она уже не задумывается о движениях, а просто увлечена своими эмоциями. Это большая радость для мамы!

Писатель Стендаль говорил, что музыка дает самое яркое счастье, какое только возможно на земле. Не лишайте своего малыша этого счастья!