Иногда мне случается бывать на пресс-конференциях, где говорят о том, что в России нужна новая детская литература. Выступают известные личности, общественные деятели, работники издательств, авторы. Они убедительны. Они так эмоционально и подробно всё рассказывают, что веришь уже не только в то, что новая детская литература нужна, но и в то, что она существует.

Однако на Московской международной книжной ярмарке об этом забываешь. Здесь правит бал литература не новая, а хорошо, даже роскошно изданная – и первое со вторым сочетается редко. Много ли найдётся желающих сделать дорогую, роскошную, притягивающую глаз книгу нераскрученного автора? Только если на эту книгу есть особый запрос – социальный или исторический.

В нынешнем году, когда совсем недолго осталось до юбилея, такой книгой стала «Бородинская битва» Тамары Эйдельман, которую выпустило издательство «Лабиринт». Огромный том историй об Отечественной войне 1812-го года с великолепными картинками, панорамными и раздвижными страницами, постерами, картами, объёмными конструкциями обойдётся покупателю в 1300 рублей и более. Книга, несомненно, способна пробудить желание себя открыть, внимательно рассмотреть каждую страницу и, наконец, вникнуть, вчитаться в эту стародавнюю, но такую важную отечественную историю. Мне доводилось слышать, что книга эта вызывает у школьников радость, восторг и уважение к масштабу события, что она помогает не запоминать обрывочные факты, а уловить контекст и взаимосвязи эпохи. Вряд ли на это способны только дорогие и роскошные издания, но радует то, что юбилейное издание оказалось не яркой лакированной пустышкой, а увлекательной, но вполне серьёзной книгой для семейного чтения.

Ещё одно шикарное лабиринтовское издание – «Правдивая история Деда Мороза». Книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, рассказывающая о том, как простые петербуржцы начала XX века попали под волшебный снегопад и превратились в Деда Мороза и Снегурочку. Так они получили возможность наблюдать за историей праздника, а заодно и за историей страны, в основном, не покидая города на Неве. Существуют разные мнения, с какого возраста детям стоит читать книгу, где рассказывается (скорее, упоминается) даже о культе личности. Я не уверена, что хотела бы, чтобы моя дочь знакомилась с историей России по пассажам вроде этого: «Просто представьте себе страну, которая вся покрыта руинами, сильно разрушена, утыкана свежими крестами на могилах. Представили? Вот такой и была Россия на рубеже 1916 и 1917 годов» - причём удручает меня не столько картина тотального разрушения, сколько вот это «просто представьте». Однако великолепные иллюстрации, открытки, игры и резные выдвижные ящички лабиринтовского издания, безусловно, и контрастируют с содержанием, и притягивают взрослых и дошколят. Цена такой книги – около тысячи рублей, притом что та же самая «Правдивая история», только скромно выпущенная издательством «Время» без игровых и оформительских наворотов, обойдётся всего в двести.

У стенда издательства «Время» удалось посмотреть и другую книгу Жвалевского и Пастернак: «Время всегда хорошее». В ней девочка и мальчик из 1980 года и 2018 года перемещаются во времени (соответственно в 2018-й и 1980-й) и начинают ходить в школу с ребятами другой эпохи. Поначалу у них из-за этого случаются всяческие неудачи и недопонимания, однако в конце оказывается именно то, что и вынесено в заголовок. Время всегда хорошее, главное не робеть перед ним. Думается, что если авторам удалось не только сделать такой оптимистический вывод, но и убедительно его преподнести, книга действительно может оказаться и увлекательной, и полезной.

Ещё у «Времени» можно упомянуть новую книгу стихов Юнны Мориц «Лимон Малинович Компресс» с яркими крупными иллюстрациями, а также «Планету кошек» Андрея Усачёва и Виктора Чижикова. Эта последняя книга сделана не так, как часто происходит: сначала текст, потом к нему картинки. Напротив, сначала Виктор Чижиков нарисовал (в чёрно-белой графике) кошек – смешных, задумчивых, рассерженных и печальных – а потом уже Усачёв сочинил к картинкам стихи. Стихи получились от пародийно-банальных («…и кот, когда в России он живёт, конечно, тоже более, чем кот») до очень забавных, таких, как «Гипноз»:

Что означает эта поза?
Проводит кот сеанс гипноза.
С хозяйки он не сводит глаз
И мысленно даёт приказ:
- Налей мне миску молока,
Налей мне миску молока,
Налей мне миску молока...

Не получается пока.
Не прекращает кот сеанса:
О, дай мне мяса!
Дай мне мяса!..

Вновь терпит неудачу кот.
Ну что ж, найдём другой подход:
Мне рыбы,
Рыбы,
Рыбы дай-ка...

Тихонько вздрогнула хозяйка:
- Ну хватит! Ты уже полдня
Гипнотизируешь меня...
Наполнено пустое блюдо.
Гип-гип ура! Свершилось чудо:
Где было пусто, стало густо...
Гипноз – великое искусство!!!

Книги «ИД Мещерякова», как всегда, завораживают своей красотой – такая уж у меня на них субъективная реакция. Их хочется трогать, смотреть, покупать. Но это достаточно дорого. «Состаренная» серия «Книги с историей», к примеру, - восемьсот рублей за книгу. Отмечу книгу Ирины Чадеевой «Чудо-выпечка» (примерно 400-500 рублей), в которой детям рассказывают о свойствах различных продуктах, кушаньях и их истории, о том, как сделать украшения из шоколада, мороженое, яблочный штрудель, безе. Рецептов не очень много – только самое популярное и любимое, только то, с чего начинают постигать азы кулинарного мастерства. Книга хорошо иллюстрирована рисунками и фотографиями, и. пожалуй, действительно достойна того, чтобы стать первой поваренной книгой маленьких кулинаров (особенно, любознательных).

Кроме того, «ИД Мещерякова» выпускает прекрасные наборы открыток: научные развлечения, игры, фокусы, русские сказки, истории про эльфов, шедевры мирового изобразительного искусства с достаточно нетривиальными историями – всё это в диапазоне 150-200 рублей за набор. Гармоничными, очень созвучными содержанию книги иллюстрациями запомнились африканские сказки «Барабан предков» Ирины Петелиной, «Муравей Ферда» чешского художника О.Секоры и, неожиданно, «Конь-Огонь» Маяковского, обрадовавший, как появление старого друга.

На одном из стендов «АСТ» расположились книжки серии «Мастер-класс на дому», от которых разбегаются глаза. Вязание, коллаж, декупаж, лепка из солёного теста, плетение из бисера, мозаика из яичной скорлупы, лоскутное шитьё, а также неведомые мне пирография и интарсия кажутся такими близкими и понятными, словно достаточно открыть эти небольшие книжечки – и пальцы поумнеют сами. Чуда, конечно, не произойдёт, но заниматься по ним, с особенности, с мамой или подружкой – должно быть, и вправду приятно.

Сумма впечатлений получается не грустной, но и не самой радостной. В детской литературе правит бал красота. Огромное количество книг, представленных на ярмарке и не упомянутых в этом обзоре, составляют переиздания, переиздания и ещё раз переиздания. Чуковского, Успенского, Остера, Андерсена, Сергея Козлова... Переиздания «Маленького принца», «Буратино», «Питера Пэна», «Барона Мюнхгаузена» и так далее, и тому подобное. Часто они сопровождаются заявлением: «С самыми лучшими иллюстрациями!» - как правило, с рисунками советской ещё эпохи. И ценой – в районе четырёхсот рублей. Все эти книги есть у нас дома со времён моего детства, все они – любимые, обременённые не искусственно состаренной, а настоящей историей, и покупать другие такие же я не стану даже из-за самых прекрасных иллюстраций.

А чтобы найти что-то действительно новое и при этом имеющее шанс стать любимым, многократно перечитываемым и хранимым десятилетия – это нужно очень постараться. Ну, или взять то, что блистает красотой, и надеяться, что со временем красота не утратит очарования. И что к следующей книжкой ярмарке издатели не придумают что-нибудь ещё более завлекающее и умопомрачительное.