Школа Марии МонтессориМария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Она стала первой в истории своей страны женщиной – врачом. Мария Монтессори лечила детей, страдающих умственной отсталостью, и для того, чтобы помочь своим маленьким пациентам адаптироваться, она создала специальную школу.

Большинство детей плохо говорили. Мария Монтессори вывела закономерность, которую подтверждает и современная наука. Чем проворнее становятся детские пальчики, тем быстрее начинают говорить дети. У ее маленьких пациентов были проблемы не только с речью, но и трудности с пониманием чужой речи. Для того, чтобы решить проблемы общения и помочь малышам изучать окружающий мир, Монтессори придумывала необычные пособия и игры, основанные на чувственном опыте, на тактильных ощущениях.

По прошествии некоторого времени выяснилось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше многих нормально развитых сверстников, которые занимались по традиционной системе образования.

Возникла идея - обобщить накопленный практический опыт и создать принципиально новую систему обучения и развития.

Прошло более ста лет и эта методика признана ведущей в таких странах, как Германия, Италия, Япония. В последние годы она применяется во многих детских учреждениях России.

Основы методики Марии Монтессори


«Помоги мне это сделать самому» - таков девиз методики Монтессори. Задача родителей и педагогов в том, что нужно создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения. Не мешать ребенку, самостоятельно приобретать знания, помогая ему только в случае необходимости, при условии, если ребенок сам об этом попросит. На практике это означает следующее. Перед тем, как малышу дать новую игрушку, нужно показать, как с ней обращаться и поддерживать в его начинаниях.

В своей методике Монтессори полагалась на то, что дети должны научиться быть самостоятельными. И этому умению тоже надо учить. Куда проще убраться самой, чем доверить тряпку ребенку, чтобы он за собой вытер стол. При таком подходе ребенок вскоре решит, что его любое начинание бессмысленно. Мама ему не доверяет, выхватывая тряпку из рук, показывая крохе, что у него так хорошо и быстро не получится. Так вышло раз, два… и потом малыш уже не будет пытаться какие–то действия воспроизвести самостоятельно.

Когда учить, или благоприятные периоды развития


В процессе развития личности бывают периоды подъема и спада и этим надо пользоваться. И когда наступает благоприятный период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных навыков и умений, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Например, музыкальные способности особенно активно развиваются 2-х до 6 лет, органы чувств с 2,5 до 6 лет. От рождения до 5 лет - период активного чувственного (сенсорного) развития. От рождения до 3,5 лет – движение, как способ познания мира. От 2–х до 4-лет период формирования представлений о порядке и аккуратности. От 2,5 до 6–ти лет - период усвоения норм поведения в обществе (социализация).

Практическая сторона


Как научить ребенка навыкам практической жизни, как научить заботиться о себе?

Готовые обучающие пособия можно купить в магазине. Они красивы, удобны, выполнены из натуральных материалов и дорогие. Дома вы всегда можете их сотворить самостоятельно или воспользоваться настоящими «домашними» вещами. И на них обучить ребенка пользоваться застежками, шнуровками, молниями, крючками и кнопками. Для начала можно ребенку предложить крупные по размеру застежки, пуговицы и крючки.

Посмотрите, как изменится ваш ребенок, если привычное утверждение: «Ты еще маленький! Вот когда подрастешь, будешь делать сам», заменить на противоположное: «Ты уже взрослый и можешь справиться сам!»

Не отваживайте ребенка, когда он старается поучаствовать в том, что вы делаете: в стирке, в приготовлении обеда, в уборке. Пусть у него под рукой будет личный комплект: тазик и кусочек мыла. Кухонный набор: дощечка, неострый ножичек, небьющаяся миска. Конечно, не стоит ему доверять помешивание кипящего бульона, а вот почистить и нарезать овощи, перемешать салат, накрыть на стол и разложить еду на тарелки вполне допустимо.

А представьте, сколько интересных тем познавательно–сравнительного характера вы можете с ним обсудить, например, за приготовлением обеда. Это систематизация продуктов: мясные, молочные, бакалейные… овощи – фрукты. Тема размерного ряда: большой, маленький, средний, этот больше, чем… Счет, количество, цвет, сыпучие материалы, твердые, мягкие, мера веса… Стадии приготовления, процесс варки, кулинарные хитрости… Постепенно, не напрягаясь и не выделяя специального времени на занятия, вы расширяете кругозор ребенка и его практические навыки.

Группы Монтессори


А как подобные обучающиеся процессы налажены в детских учреждениях, в Монтессори - группах и садах? Там в отличие от обычных занятий, дети не сидят за столами, каждый занят своей работой и располагается, кто где захочет. Никто не в праве ему помешать, ни ребенок, ни воспитатель. В группе работают такие правила: «Хочешь работать вместе – договорись об этом». «Можно наблюдать за работой других, не мешая им». «После работы все раскладываем по местам и приводим рабочее место в порядок». «Когда трудно – попроси помощи и поблагодари за нее».

Как понять малыша


Как можно чаще ставьте себя на место ребенка. Смотрите на мир его глазами. Вспоминайте себя в детстве, когда вас торопили или вам указывали, что делать, или причиняли боль, оскорбляли. Это поможет лучше понять малыша.

Детский сад Монтессори

Детей учит то, что их окружает


Дети говорят на том языке, который слышат с рождения и учатся тому, что их окружает. Если ребенка часто критикуют, он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо и к себе относится тоже хорошо. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Дидактический материал повсюду


Если детей окружает обучающая среда, то они начинают успешно обучаться. Любые бытовые предметы могут стать «педагогическими» элементами. Задача родителей – видоизменить свое видение мира и воспринять привычную окружающую среду, как бесконечную возможность для совершенствования навыков и умения ребенка.

Помните раздел передачи «Оч. умелых ручек» в программе «Пока все дома»? Сколько вариантов использования пластиковой бутылки? Число уходит в бесконечность. То же самое и с бытовыми предметами.

В качестве дидактического материала возьмем крупу. Чему и как малыш может обучиться, играя с этим сыпучим материалом? Рассыпав ее по поверхности и водя пальчиком или палочкой, он может учиться писать, рисовать узоры и картины. Из бобов и гороха складывать буквы, использовать крупу в дизайнерских проектах. Например, сложить картину или обклеить банку различными крупами. Для этого на поверхность карандашом наносится рисунок или орнамент. Вдоль линий выкладываются зерна, предварительно участок поверхности, с которым работают, смазывается клеем ПВА. Удивительно красиво смотрятся осенние листья или пушистые веточки вербы в бутылке, обклеенной зерном.

Зерна - прекрасный счетный материал. Для развития мелкой моторики рук детям полезно перекладывать зернышки из одного объема в другой. Делать это можно пальчиками или пинцетом.

Используя крупы разных видов ребенка легко обучить сравнительному анализу. Например, разложить подручный материал по форме. В одну кучку зерна круглой формы, в другую – овальной, в третью – все остальное. Раскладка может быть по цвету, по размеру или по сорту: кучка риса, кучка чечевицы…

Пересыпая крупу из одной емкости в другую, ребенку можно показать, что внутренний объем зависит от формы. Например, в чашке зерна было на два пальца, а насыпав то же зерно в узкую бутылку, увидели, что оно поднялось на высоту шести пальцев.

Крупу можно попробовать раскрасить гуашью. Представьте, сколько усилий и сосредоточенности потребуется ребенку, чтобы в одной руке держать зернышко, а в другой – кисточку. Ее обмакивать в краску и пытаться закрасить всю поверхность зерна. Прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук!

Проделав несколько опытов вместе с вами, пусть малыш придумает новые эксперименты самостоятельно и потом объяснит вам, почему так происходит.

Достоинства методики Марии Монтессори


Прежде всего, хочется отметить ее простоту, доступность и эффективность. Методика оставляет пространство для творчества, поиска, она не зажата жесткими рамками: «Так делай, а так не смей». Все методики хороши, если они работают во благо ребенка. Не требуется много времени на подготовку дидактического материала. Все занятия с ребенком носят прикладной характер, они не оторваны от жизни, а полученные навыки и умения пригодятся в жизни. Ребенок - это самостоятельная личность, он создатель!

В оформлении использовано фото с сайта lojechka.ru