Школа для Кати (начало)
Школа для Кати (продолжение)


Экспериментальная школа



Смелый эксперимент


Школа для КатиПапа забрал из гламурной гимназии Катины документы две недели назад, но в новую школу Катю еще не повели. Она сидела в детской и слушала, как на кухне ссорятся родители, обсуждая случай с мячами на уроке физкультуры.

– Признай, что в таком методе воспитания есть смысл, – говорила мама. – Надо стремиться во всем быть первым. Не зря в народе говорят: кто успел, тот и съел.

– А ты представь себе, что будет, если этот метод перенести в реальную жизнь, – возражал папа. – Например, пассажирский самолет будет вести не тот из летчиков, кто налетал нужное количество часов, а тот, кто первым добежит до посадочной полосы. А оперировать тяжелого больного будет не более опытный хирург, а более молодой, потому что он быстрее добежит до операционной…

Катя представила себе, как по коридору наперегонки бегут врачи в белах халатах и масках, и зажмурилась, чтобы не рассмеяться. Она чувствовала себя виноватой из-за того, что сидит дома и не учится в то время, когда другие дети ходят в школу без всяких проблем. Конечно, можно было бы вернуться в самую первую школу, где у Кати все получалось и были хорошие отметки, но первая школа находилась в другом городе.

Наконец в один из долгих тихих дней ожидания папа пришел с работы и заявил, что он нашел школу для Кати.

– Школа не простая, экспериментальная.

– На детях эксперименты ставят? – усмехнулась мама. Она уже не верила в то, что они смогут найти нормальную, то есть обычную, школу для дочки. В их районе все школы были с каким-то уклоном. Катя представляла себе наклонившееся здание школы, в коридоре все на ходу скользят к окнам, а сидя в классе, ученики съезжают вбок, уцепившись за край стола. Ей даже хотелось оказаться в такой школе, но родители были против всяких уклонов. Тем не менее папа опять нашел что-то необычное. Мама вздохнула, а Катя оживилась – надоело сидеть дома.

– В этой школе всего 10 классов, по одному для каждого возраста, в каждом классе максимум по 16 учеников. Я уже был там, поговорил с директором, в третьем классе скоро будет место – один мальчик уезжает с родителями за границу, они готовы взять Катерину.

– Главное, чтобы сама Катерина… – назидательным тоном начала мама, но не договорила. Она снова вздохнула. – А когда идти?

– Завтра у нас беседа со школьным психологом в 9 утра. После этого нам дадут необходимые рекомендации, и тогда можно будет приступать к учебе.

– Катюшка, пошли голову мыть, – сразу позвала мама. Она, как всегда, реагировала по существу: завтра Катя должна выглядеть блестяще, а значит, как понимала Катя, волосы должны быть очень-очень чистыми, чтоб аж блестели. Ну и, конечно, должны блестеть глаза – это уже папино понимание выражения "выглядеть блестяще".

Наивное мышление


Утром Катя с родителями приехала в школу. Папа поставил автомобиль на стоянку за углом, и они втроем медленно направились в сторону новой Катиной школы. Уроки уже начались, поэтому в школьном дворе было пусто. Только сразу за воротами стояла огромная снежная баба. Именно снежная баба, а не привычный снеговик! На ней был красный берет, а морковка такая яркая, что Кате сразу стало спокойно и весело. На метле у снежной бабы торчала чья-то голубая варежка. "Потеряла какая-то девочка, пока лепили, – догадалась Катя. – На переменке придет и заберет".

В коридоре школы Катю ждал еще один сюрприз – большие часы в виде клумбы, которая располагалась на наклонной плоскости, так что всем было прекрасно видно, который час. Катя пригляделась – цифры были выложены из низких цветочных горшочков, в которых росли мелкие цветочки. Часовая стрелка подбиралась к девятке из анютиных глазок, а это означало, что им пора в кабинет школьного психолога. Подошла уборщица и стала поливать часы из лейки с длинным носиком. Катя усмехнулась. Прикольно!

Охранник, с которым разговаривал папа, позвонил по телефону и весело сказал:

– Лилия Павловна, к вам пришла Катя Климова с родителями.

"Лилия – имя тоже как цветок!" – обрадовалась и удивилась Катя, и, гордая тем, что это родители пришли с ней, а не она с ними, смело шагнула вперед, увлекая за собой маму. После беседы с Катей психолог сказала родителям, что девочка очень интересная, и единственная рекомендация – не торопить ее и не требовать, чтобы она отказалась от способности принимать все услышанное за чистую монету. "Это пройдет само собой, – пояснила Лилия Павловна с улыбкой, когда Катина мама спросила, а как же избавить дочь от "наивного мышления". – И знаете, наивность помогает увидеть суть вещей, к тому же часто она спутница гениальности".
После таких слов психолога мама решила ни о чем больше не спрашивать, хотя еще сильнее засомневалась, привели они наконец дочь туда, куда нужно, или опять ошиблись с выбором школы.

Устный диктант по русскому


В новой школе была очень простая и удобная форма – голубые джинсы и однотонные футболки с короткими или длинными рукавами, на ногах легкие кроссовки.
Катя очень удивилась, когда впервые вошла в класс. Большая светлая комната, слева от окон стоят столы, а сбоку – свободное пространство, ковер и яркие пуфы, подушки. Вот это да!

Оказалось, что за столами ребята сидят, только когда пишут что-то в тетрадях. Все остальное время можно сидеть на ковре, на пуфе, а у кого проблемы с правильной осанкой – даже улечься на ковер.

Катя сразу села на ковер по-турецки. Очень удобно.

Первым уроком был русский язык – начали с устного диктанта. О таком Катя тоже раньше не слышала. Учительница называла слово, а ребята должны были произнести его по буквам. Кате досталось слово "приголубить". Она произнесла его по слогам и на слоге "при", выделив голосом "и", прижала ладони к груди, будто прижимая к себе кого-то, а на слоге "го" ласково и жалобно потянула "о", представив перед собой голубя.

– Катя, очень хорошо! Ты показала, что поняла смысл этого слова, – похвалила учительница. – А теперь давай слово "неизвестность".
Катя помотала головой из стороны в сторону на слоге "не" и выделила "т" в слоге "вест".

– Как ты понимаешь это слово? – спросила Анна Петровна.

– Это значит, что нет вестей. Поэтому буква "т" нужна – от слова "весть", – ответила Катя. И опять ее похвалила учительница.
На устном диктанте Катя заработала 9 очков из 10 возможных, ошиблась на слове "вперемежку". Она подумала, что это от слова "меШать", а оказалось, что от слова "перемеЖать".

Другие дети тоже охотно играли в устный диктант, почти все набрали не меньше 7–8 очков, только одна девочка набрала всего четыре очка. Катя сочувственно посмотрела на нее, но Анна Петровна почему-то довольно улыбалась, глядя на эту девочку.

– Вика, сегодня на одно очко больше, чем вчера. Молодец, так и до десятки по шажочку дойдем.

И все дети зашумели, заулыбались, а один мальчик даже подставил Вике ладонь и сказал: "Отбей!"

После этого все встали, подошли к раковине, вымыли руки и вытерли их бумажным полотенцем. А комки выбросили в корзинку для мусора. Затем уселись за парты. Начался письменный диктант. Текст был небольшой, но очень интересный, о повадках зверей. Встретилось там и слово "вперемежку", и некоторые другие слова из устного диктанта. В конце Анна Петровна сказала:

– Ребята, минутка на самопроверку.

Потом собрала тетрадки, и сразу прозвенел звонок.

И потом на уроке русского языка было много интересного. Например, надо было правильно прочитать перевёртыши – слова, в которых буквы поменялись местами. Ребята и сами придумывали такие перевертыши. Однажды Катя «перевернула» целое предложение, и дети долго не могли понять, что там написано. А ты можешь?

Чильмак зляв цеполтоне и шелпо якаптусь.

География в спортзале


Следующим уроком была "Земля". Именно так было написано в расписании, которое висело на стене класса. Катя поняла, что это предмет вроде географии. Но почему-то урок географии проходил в спортивном зале. Причем пришли сразу два класса – их третий и четвертый. На полу были начерчены контуры материков – Евразия, две Америки, Африка, Австралия, Антарктида.

Ребята-третьеклассники выстроились в очередь и тянули из большой коробки маски зверей. Каждый "зверь" бежал на свой материк. Перед каждым материком стояли "аборигены" – ребята из 4 класса. Они держались за руки и не пускали на свой материк "зверей", которые там не обитали.

Подошла очередь Кати. Она вытащила маску тигра, нацепила ее на лоб и задумалась: куда ей бежать? Решила в Африку. Она подбежала туда, но ребята-"африканцы" почему-то не размыкали рук, весело смеялись и не пускали ее на материк. Катя растерялась и побежала к Евразии, причем выбрала кружок "европейцев". Но они ее тоже не пустили! Кате пришлось здорово побегать, пока наконец "азиаты" не разомкнули руки и она не оказалась внутри. Ага, значит, тигры водятся только в Азии!
После Кати из их команды бежала Вика в маске кенгуру. Это просто – Вике в Австралию. Молодец, туда и побежала. А вот Диме досталась маска бурого медведя. Он побежал в Европу, потом в Азию, потом в Северную Америку – и везде его принимали! Вот это да! Вторая маска у Кати была – пингвин. Кто же не знает, где водятся пингвины – конечно, в Антарктиде! Ага, ребята, увидев бегущую к ним Катю, уже разомкнули руки – ура! Потом менялись местами – те, кто делал кружок, тоже бегали, а Катя с Викой и Димой встали в кружок "Европа" и не пускали "чужих" зверей – льва, тигра и верблюда. А вот волка и зайца пустили – они свои! Два раза третьеклассники ошиблись – пустили в Африку тигра (когда в маске тигра бежала другая девочка) и в Австралию верблюда.

Урок "Земля" прошел очень весело, все набегались, накричались. Потом вернулись в класс, и каждый ученик должен был на карте показать, где водятся звери, маски которых ему достались.

После двух уроков пошли в столовую. Вымыли руки, выпили из одноразовых картонных стаканчиков яблочный сок и съели булочки с сыром.

А на третьем уроке снова была "Земля", но уже не бегали, а смотрели кино! Фильм назывался "Жизнь пустыни". Очень интересно! Оказывается, в пустыне есть не только песок. Когда 20-минутный фильм закончился, ребята стали по очереди писать на доске названия всех ящериц, пауков, змей и сусликов, которых увидели на экране. Катя написала слова "тарантул", "верблюд", "скарабей".

В новой школе почти каждый день смотрели учебные фильмы по разным предметам. Фильмы были красочные, интересные, и никто не отвлекался, как это часто бывает, когда учитель объясняет новый материал, никто не боялся отвечать после просмотра. Наоборот, все тянули руку и рассказывали наперебой о впечатлениях.

Снежана


На четвертом уроке рисовали. Тема была – весна приходит на смену зиме. Катя вспомнила снежную бабу во дворе школы и нарисовала ее, только вместо голых веточек-рук изобразила веточки с зелеными первыми листочками, метла тоже "распустилась", на ней появились зеленые листочки. Катя дорисовала в уголке жаркое солнышко и улыбнулась Снежане – так она назвала свою снежную бабу, потому что какая же это баба, это девочка!

Учительница похвалила Катю и показала ее рисунок всем ребятам. Катя даже удивилась, что учительница поняла ее задумку, а не сказала, что это неправильный рисунок.

Ребята узнали Снежану и, когда вышли во двор после четвертого урока, кинулись к воротам, чтобы посмотреть, а вдруг и в самом деле на метле листочки распустились. Но, наверное, пока шли уроки, солнышко и впрямь светило жарко, как на Катином рисунке. Снеговик в школьном дворе осел и почти растаял, больше напоминая теперь сугроб. Все дети смотрели на Катю с восхищением и уважением. Снежана растаяла, оставшись только в Катином альбоме!

Интересная математика


Задачки по математике бывают простые – на арифметические действия и прикольные – на логику. Это объяснила Кате школьный психолог Лилия Павловна. "Задачка про Таню и путь до школы была простая, не надо было впутывать в условие киоск с мороженым!" – вспомнила Катя случай в «аномальной» школе.

Катя любила прикольные задачки, их в новой школе задавали предостаточно, говорили, что для разминки мозгов. Вот, например, такую: в комнате четыре стены, возле каждой стены стоит по стулу, всего стульев два. Как такое может быть? А Катя немного подумала и догадалась. И опять ее похвалила учительница.

Учитель информатики Игорь Сергеевич создал для младших классов игру "Математика". Все задачки делились на 6 уровней по сложности. Катя легко решала задачи четвертого уровня и с трудом – пятого. Пока в их классе только Дима дошел до шестого уровня. Он рассказал Кате, что на шестом уровне на экране компьютера появляется человечек, раскланивается и снимает шляпу в знак уважения. Катя мечтала увидеть этого человечка, но пока не могла пройти до конца пятый уровень. Дома папа помогал ей – тренировал, объяснял.



В игре "Математика" Кате особенно нравился раздел "Детектив". Три фигурки в черном – Икс, Игрек и Зет – выталкивали числа и становились на их места в примерах. Однажды Катя охотилась на мистера Игрека целых полчаса, пока вместо него не замигал ответ – число 99!

Физкультура


Таких уроков физкультуры Катя не видела ни в одной из своих школ. Во-первых, в подвале школы был свой бассейн и два раза в неделю на физкультуре они плавали. Во-вторых, в спортзале на дорожках из ковролина дети учились кататься на роликах, чтобы в теплое время года гонять в школьном дворе. В-третьих, на физкультуре играли в твистер, в классики и в резиночку! И не ставили никаких отметок! Только взвешивали, измеряли грудную клетку и проверяли осанку. Если осанка плохая – назначали лечение, тоже физкультурой. Упражнения так и назывались – лечебная физкультура и лечебный массаж. Кате назначили 10 сеансов массажа, спине было ужасно приятно, хотя иногда очень щекотно.

Родительское собрание на сайте


Впрочем, отметок в этой школе не ставили вообще. Ребята зарабатывали очки – за правильный ответ, за достигнутый результат, за выход на очередной уровень. Все результаты были выложены на сайте школы. Вместо посещения родительского собрания можно было в любой момент зайти на сайт, открыть персональную страничку своего ребенка и увидеть, как он справляется с учебой, какие у него достижения. Удивительно, но достижения были абсолютно у всех ребят. Например, на страничке Кати Климовой мама с папой могли прочитать такую информацию:

1) успеваемость по предметам – набранные очки, для сравнения – максимальный и минимальный результаты в классе, динамика (лучше или хуже, например за неделю: плюс два уровня, минус один уровень);
2) настроение – веселое,
3) здоровье – жалоб не было,
4) замечания – нет.

Родители могли написать учителям, задать вопрос. Учителя оставляли сообщения для родителей. Например, учительница английского языка написала о Кате: "Очень хорошее произношение, память, будем переходить на самый высокий уровень!»

Столовая


В столовой школьников не только кормили, здесь еще проходили уроки кулинарии. Начиная с 5 класса все учились готовить. Раз в месяц старшеклассники подменяли двух школьных поваров. А еще в столовой устраивали кулинарные конкурсы, но не такие, как это было в гламурной гимназии, когда Катя принесла из дому «тарталетки с салом», а настоящие. Ребята готовили прямо в столовой, потом зрители и повара пробовали приготовленные блюда и ставили оценки. Жаль, что Катя только в 3 классе!

Эксперимент закрыт!


Катя училась в новой школе уже целых 2 месяца, и каждый день в этой школе был интересным. У нее появилось много друзей, а на роликах Катя гоняла по ковролиновым дорожкам даже быстрее Димы. И мама с папой были довольны. Даже бабушка одобрила новую школу, когда узнала, что Кате там нравится. В среду накануне весенних каникул должно было состояться настоящее родительское собрание – в классе. На собрание пошла мама, а Катя с папой остались дома и решали кроссворд. Но мама неожиданно быстро вернулась. Катя выбежала в прихожую на звук ключа в замке и увидела, что мама уже вошла и очень расстроена.

– Что случилось? – спросил папа, помогая маме снять полушубок.

Мама прижала пальцы к вискам, как будто у нее болела голова, и воскликнула:

– Эксперимент закрыт!
– Какой эксперимент?
– Школа! Ты забыл? Это ведь экспериментальная программа. Теперь ее решили закрыть. Нам объявили на собрании, чтобы за каникулы мы нашли новую школу.
– Почему?
– Говорят, содержание такой школы стоит слишком дорого. Дорогое удовольствие!
– Где же я теперь буду учиться?..

Мама и папа одновременно повернули головы и посмотрели на Катю.

– Где же я теперь буду учиться? – повторила Катя.
– Дома! – отрезал папа и ушел на кухню.
– Алексей, не говори глупостей. Катерина пойдет учиться в другую школу. Правда, Катюша?
– Мама! Эта школа была другая. Понимаешь? Другая!

Катя побежала в свою комнату и включила компьютер. Папа и мама стояли за ее спиной, пока она набирала адрес и пароль, чтобы зайти на сайт школы. Но на главной странице вместо привычного приветствия мигали большие буквы: «ПРИНОСИМ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТ ЗАКРЫТ».

– Катюша, мы обязательно найдем для тебя хорошую школу, я обещаю, – прошептала мама, обнимая Катю.
– Я знаю, что мы сделаем, – вдруг сказал папа. – Мы узнаем, в какую школу переходят учителя из этой школы, и отдадим туда Катерину. Если в новой Катиной школе будет хоть один учитель из этой школы, это будет хорошая школа.

Катя посмотрела на папу и вытерла слезы. Интересно, с кем пойти в новую школу – с учительницей русского языка? Или с учителем информатики? Ведь она так и не дошла до шестого уровня. Очень хочется увидеть, как человечек снимет перед ней шляпу и раскланяется. Надо позвонить Диме и узнать, в какую школу пойдет он. Катя вскочила и побежала искать телефонную трубку. Потом вернулась к компьютеру и отправила перевертыш на электронные адреса своих одноклассников: