Современные дети живут в рекламе. Она их окружает повсюду. Реклама сродни пыли. Куда не глянь, она уже там. Примостилась. Светится.

Даже в ясельной группе на детском шкафчике можно встретить рекламные листки, убеждающие вас в жизненной необходимости пить био-коктейль, посещать именно эти занятия по творческому развитию личности и закупаться именно в этом магазине детской одежды.

А что встречает женщину, только – что ставшую мамой? Она едва приподнимается после родов с кровати и видит на тумбочке пакет с рекламным набором памперсов и средств по уходу за малышом.

А телевидение?! Среди телевизионной рекламы, да, прорываются детские передачи и мультфильмы.

Ваш малыш со знанием дела просит купить жевательную резинку, какую–нибудь снип-сноп. Когда вы, показываете свое удивление, ваше трехлетнее чудо смотрит на вас с таким недоумением! Как, вы не знаете, что нужно жевать, что является самым вкусным и полезным?! Не знаете, от чего бывают белые зубы? Так это же от снип–сноп!


Вы пытаетесь убедить малыша, что не стоит верить всему, что показывают по телевизору и чем обклеен ваш город, начиная с многометровых транспарантов на улицах и заканчивая, листками в вашем почтовом ящике. Вы говорите: «Не верь! Это все реклама! И та информация, которая выдается, часто не соответствует действительности!»


Малыш начинает переваривать услышанное и пытается разобраться, что же такое реклама.


«Реклама - это плохо?» - спрашивает он. «Если плохо, то почему она есть?» И вы начинаете вязнуть в ответах, буксуете, не зная, как объяснить все тонкости и все производные от понятия «реклама». Как она работает, на чем основана.


Вы понимаете, что нужно разобраться с этим вопросом, внести ясность и определенность. Иначе ваш доверчивый малыш будет продолжать верить всему услышанному и увиденному, и вырастет, в конце концов, рекламным ребенком, стремящимся иметь все, что советуют приобрести с экранов телевизоров и рекламных щитов. И будет чувствовать себя несчастным и закомплексованным, если не сможет купить, что разрекламировано в этом сезоне.

Маленький ребенок с трудом ориентируется в абстрактных понятиях. И все ваши умозаключения и объяснения гулким фоном проходят мимо его сознания. Поэтому покажем малышу предметно, что такое деньги и реклама и зачем нужно первое и второе.


Достаем игрушки. Скажем, мишку, зайку, лисичку и волка. Они будут персонажами нашей сказки, под названием: «Звериная реклама».

Вместе с малышом начинаем сказку.


«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве в красивом лесу жили звери: мишка, зайка, лисичка и волк. Жили они дружно, ни о чем не тужили.

Однажды зайка пошел гулять и набрел на земляничную поляну. Ягод было столько, что зайка не только наелся всласть, да еще и полную корзину набрал. «Что же мне делать с этой земляникой?» - гадал зайка. И решил отнести ее медведю и попросить взамен немного меда.


Пришел к медведю. Медведь обрадовался землянике и готов был дать зайке мед с большим удовольствием, но, к сожалению, весь мед он только вчера отнес волку. Поплелся заяц к волку с корзиной ягод. У волка оказалось немного меда, основную часть он отдал лисице за то, что она присматривала за его волчатами. Менять полную корзину земляники на каплю меда, было несправедливо. Тащиться с корзиной на край леса, к лисичке, было тяжело. Да, и лисичка, скорее всего, землянику есть не будет. Призадумался заяц: «Что же делать? У него есть земляника. У медведя мед, лисичка большая хозяйка и рукодельница. Ее всегда можно попросить помочь по хозяйству. У волка крепкие лапы. Он и нору для кого угодно выроет и отвезет, куда попросишь. Все звери чем – то богаты и могут быть полезны друг другу. Но на деле возникает столько сложностей!».


Собрал заяц всех зверей на поляне и предложил им такую игру. Раздал всем по пять крашенных в серебро шишек и говорит: «Пусть эти шишки называются деньгами. И, каждый предмет или услуга стоит какое - то определенное количество шишек, то есть денег. Например, моя корзина земляники стоит две шишки, две денежки. Бочонок меда стоит три денежки. Лисичкины услуги стоят одну денежку.


Это намного удобнее, чем менять предмет на предмет. Не нужно теперь бегать по лесу с корзинкой или с бочонком. Можно взять шишку, пойти и купить у медведя мед. А медведь купит землянику, а затем попросит волка за денежку отвести корзину ягод его брату в соседний лес. Волк, заработав, таким образом, шишку наймет лисичку, которая приготовит обед его волчатам. Лисичка, получив денежку, прибежит ко мне и купит себе грибов. Моя шишка - денежка вернется ко мне. Как видите, каждый из вас получит, то, что захочет».


Согласились звери с таким договором – игрой.


С тех пор в том лесу царствуют товарно-денежные отношения, и всех это устраивает.


Пришла осень. В лесу полно ягод и грибов. Волк, бегая в дальний лес, нашел дикую яблоньку, всю усыпанную яблочками. Собрал он полный мешок ароматной антоновки и притащил к себе в логово. Сидит довольный, счастливый, мечтает, сколько он шишек получит за яблоки. Сидит день, сидит два. А шишки - денежки ему никто не несет. «Ага, - догадался волк. О яблоках, никто не знает! Надо об этом всем рассказать!» Сбегал волк к лисе, зайчику и медведю и рассказал, до чего вкусные и ароматные у него яблоки.


Так в лесу появилась первая реклама.


Пришли звери к волку и купили у него антоновку. Но у волка еще полмешка яблок осталось. Что же делать? В его лесу уже все звери яблок накупили, значит надо рассказать о своем товаре - яблоках в соседнем лесу, но туда особо не набегаешься, далековато. И придумал волк. Взял березовую кору, написал, что продаются яблоки там-то и там-то. Приходите. И бересту развесил на деревьях в соседнем лесу.


Еще волк позвал сороку-болтушку, дал ей серебристую шишку и попросил облететь все соседние леса и сообщить, что идет сезонная распродажа ароматных яблок.


Так волк создал печатную и звуковую рекламу.


А сообщив о своих яблочках, то есть о своем товаре, в соседние леса, стал зачинателем работы с регионами.


Дела волка пошли успешно. Он еще дважды сбегал к дикой яблоньке и набрал яблочек.


Все дальше и дальше распространялся слух о вкуснейших волчьих яблочках.


Волк захватывал все новые и новые рынки сбыта. Не сподручно ему стало бегать в дальние леса, нельзя было надолго отлучаться от норы - магазина. Вспомнил волк, что в дальнем лесу живет его брат, и попросил его за те же серебристые шишки-денежки в своей норе продавать яблоки, которые волк будет ему притаскивать. Это было на руку и зверям - покупателям, не нужно было теперь далеко бегать за яблоками.


Так появилось первое торговое представительство. А наш волк стал называться коммерсантом или бизнесменом.


Когда звери на деревьях видели кусочки бересты, они, уже не читая, знали, что там написано о вкуснейших волчьих яблоках. Это называется раскрученная торговая марка.


Иногда к волку захаживали звери из соседних лесов, которые еще не имели денег. Они приносили грибы, ягоду, орехи и волк давал им взамен яблоки. Такой обмен товара на товар называется бартером.


Посмотрели лисичка и зайчик, как славно развернулись дела у волка и решили то же к зиме шишек подзаработать. Они такой план придумали. Пошли к медведю и попросили его за определенное количество шишек на месяц освободить берлогу. Было еще тепло, и медведь согласился.


Так произошла сдача берлоги в аренду.


Лисичка хитростью проведала, куда волк бегает за яблоками, и тоже набрала полный мешок яблок.


Притащила она яблоки в берлогу, сидит, ждет. Но никто не идет. Пришлось лисичке тоже заняться рекламой, чтобы все узнали, что у нее есть яблоки.


Но лисичка понимала, если она также на бересте напишет о яблоках, то, никто из зверей читать не будет. Так как будут думать, что это волчья реклама.


Лисичка попросила зайчика набрать бересты, края красиво обгрызть, покрасить рябиновым соком и черничными чернилами красиво написать текст о самых сладких яблоках на свете и подчеркнуть, что их яблочки дешевле, чем у волка.


Это называется креативный подход.


Звери стали приходить за яблоками к лисе и зайцу. Так постепенно переманивалась волчья клиентура.


Но у волка все же были свои постоянные клиенты, и лиса решила их отбить. Она наняла уже десять сорок, которые разлетелись по всем лесам и полям, беспрестанно стрекоча о лисьих яблоках. И не было возможности унять этот гвалт.


Однажды сели лиса с зайцем, чтобы посчитать сколько они шишек–денег заработали, да огорчились. Часть шишек ушла на оплату берлоги, другая на сорок – рекламщиков. Поэтому прибыль получилась небольшая. Что делать? Чтобы заработать больше денег, остается одно, поднимать цену на яблоки.


Стало понятно, чем больше тратишь на рекламу, тем товар получается дороже.


У лисички десять яблок стоят три шишки, а у волка, у которого меньше на рекламу уходит, десять яблок стоят две шишки. Хотя яблоки собраны с одной яблоньки. Вот так то.


И пришлось лисе и зайцу еще больше вкладывать в рекламу, чтобы она была у всех на устах, и если звери захотели купить яблочек, чтобы, не задумываясь дешево – дорого, они, словно завороженные, шли к лисе за яблоками.


Но пришло время, и все уже насытились яблоками, перестали их покупать.


Это называется затоваривание рынка.


Лиса, как всем известно, зверюшка хитрая. Она решила разнообразить свой ассортимент. И кроме обычных яблок стала продавать моченые яблоки, яблоки, завернутые в брусничный лист, яблоки фаршированные кислицей и орехами.


Лисичка в кооперации с зайчиком уже не успевали справляться со своей яблочной империей, им пришлось нанять наемных работников, зверюшек из соседних лесов.


Зайчик и лисичка стали соучредителями фирмы под названием «Лиза», что обозначает первые две буквы от слова «лиса» и две первые буквы от слова «заяц».


Волк не мог уже конкурировать с разросшейся империей яблок лисы и зайца. Его яблочки уже давно никто не покупал. Поэтому он пришел в фирму «Лиза» и предложил свои остатки яблок и тех клиентов, которые еще по привычке покупали у него яблоки. Лиса взяла волка к себе на работу.


Так произошло слияние двух торговых фирм. И лисья фирма стала монополистом в сфере продажи яблок в этом лесу и лесах, к нему прилегающих.


Хорошо ли стало жить теперь в лесу? Никто из зверей однозначно ответить не может. Былой тишины уже нет. Покой и безмятежность улетучились. Зато жить стало интереснее.


Последнее происшествие в лесу случилось недавно. Медведю так надоел весь этот шум и гам, что он, наконец–то не поленился, оторвал попу от брусничной поляны. Дошел до яблоньки и выкорчевал ее. Нет больше яблоньки плодоносящей серебристые шишки. Произошел крах яблочной империи «Лиза».


Но думается, лисичка, заяц и волк еще что-нибудь придумают. Они же теперь бизнесмены».