«« Начало

Искоренение телесных наказаний – это ещё и внедрение позитивных методов воспитанияПолное искоренение телесных наказаний детей предполагает комплексный подход, включающий проведение недвусмысленной реформызаконодательства в этой области, осуществление политики по защитедетей и профилактике насилия в их отношении, а также проведениедругих мероприятий, прежде всего, воспитательно-образовательногохарактера, направленных на то, чтобы телесные и другие унижающиечеловеческое достоинство наказания детей стали неприемлемыми вчеловеческом обществе. Законодательное запрещение здесь играетосновную роль, но само по себе оно недостаточно для обеспеченияреализации основополагающих прав ребенка. Социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, родители, сами дети иобщественное мнение в широком смысле этого слова должны бытьинформированы о существующем законодательстве и правах ребенкана защиту.

Таким образом, искоренение телесных наказаний требует проведенияактивной работы, как минимум, по трем направлениям, а именно:

  • в законодательной реформе;
  • в политике (в частности, по защите детей и профилактике насилия вих отношении);
  • в привлечении внимания общественного мнения к этой проблеме.


Законодательная реформа


Искоренение телесных наказаний предполагает создание такой правовой системы, которая содержала бы ясное и недвусмысленноезапрещение телесных наказаний и защищала бы ребенка от всех форм насилия повсеместно, в том числе и в собственной семье.

Законодательства всех государств-членов Совета Европы запрещаютпреднамеренное использование насилия в отношениях между людьми. Но все дело в том, что во многих странах законы не предоставляютребенку равную правовую защиту, по сравнению со взрослыми. В законодательстве и/или судебной практике некоторых государств сохра-няются особые исключения и смягчающие обстоятельства, оправдывающие побои ребенка разного рода юридическими эвфемизмами, типа:«разумное наказание», «правомерная коррекция» и т. п. В ряде другихгосударств такие законодательно прописанные оправдания отсутствуют, но традиционно установившаяся практика воспитания детей, находящая свое отражение в проводимой политической линии и выносимых судебных решениях, допускает насилие в отношении ребенка, гдеоно преподносится как мера дисциплинарного воздействия. Телесныенаказания детей имеют место в самых различных учреждениях: вшколе, в группах продленного дня, интернатах, приемных семьях, всудебно-исправительных учреждениях, по месту работы ребенка, атакже и в собственной семье.

Во всех государствах имеются законы, запрещающие жестокое обращение и насилие в отношении ребенка, но они не истолковываютсякак полное и повсеместное запрещение всех телесных наказаний. Всегосударства согласились с положениями Конвенции ООН о правахребенка. В некоторых из них пункты Конвенции стали составляющейчастью их внутреннего законодательства, но и этого недостаточно длядостижения искоренения телесных наказаний детей.

Требуется такая законодательная реформа, которая исключила бывсе существующие оправдания или смягчающие обстоятельства, способные воспрепятствовать применению законов о неправомерномнападении к случаям использования насилия в отношении детей сцелью их наказания. Категорическое запрещение телесных наказанийи других жестоких или унижающих человеческое достоинство формнаказания необходимо для того, чтобы ясно довести до родителей идо всего общества в целом мысль о неприемлемости и незаконностинасилия в отношении ребенка или кого бы то ни было еще.

Недостаточно и того, чтобы высшие государственные суды вынеслипостановления о незаконности телесных наказаний: на смену такимсудебным решениям могут прийти другие, допускающие применение«дозированных» телесных наказаний. Иными словами, запрет долженбыть ясно прописан в законодательстве.

Как утверждается в Общем замечании № 8 Комитета ООН по правамребенка, учитывая традиционное попустительство насильственным и унижающим формам наказания ребенка, все большее число государствпризнает недостаточность простой отмены законов, разрешающих и оправдывающих телесные наказания. Кроме того, требуется ввести в гражданское и уголовное законодательства категорическое запрещение телесных наказаний и других жестоких или унижающих человеческое достоинство форм наказания для того, чтобы каждому стало абсолютно ясно: бить, «шлепать», или «пороть» ребенка столь же противозаконно, как и взрослого; уголовный закон о противоправном нападении в равной степени применим к подобным актам насилия вне зависимости от того, определяются ли они как «актдисциплинарного воздействия» или же как «разумная коррекция поведения».

В некоторых случаях сопротивление запрету на телесные наказания в семье является результатом утвердившегося мнения о том, что этоприведет к судебному преследованию и лишению свободы многих тысяч родителей, что, конечно же, не в интересах ребенка. Но и на этовозражение Комитет ООН по правам ребенка дает государствам ответ в виде совета.

Обеспечение равной защиты детей и взрослых от насилия повсюду, в том числе и в семье, не значит, что все выявленные случаи телесных наказаний детей их родителями должны привести к судебному преследованию последних. В силу принципа малозначительного правонарушения правосудие не занимается мелкими делами, в результате чего дела по факту мелкого хулиганства между взрослыми рассматриваются судом лишь при исключительных обстоятельствах. То же самое будет верным и применительно к незначительным случаям использования насилия по отношению к детям.Государствам же необходимо развивать действенную систему выявления и расследования подобных случаев. Наряду с тем, что вслед завсеми заявлениями по фактам насилия в отношении детей должны проводиться расследования и приниматься меры по защите ребенка при наличии опасности причинения ему значительного вреда, главной задачей является удержать родителей от использованиянасилия и других жестоких или унижающих человеческое достоинство наказаний, заменяя их воспитательными методами воздействияна ребенка и оказанием ему моральной поддержки.

Зависимое положение ребенка и его ничем не заменимая теснаясвязь с семьей требуют того, чтобы решения о судебном преследовании родителей или любом другом официальном вмешательствегосударства в семейную жизнь принимались с предельной осторожностью. В большинстве случаев привлечение к суду родителейребенка вряд ли может служить его высшим интересам. С точкизрения Комитета, следует прибегать к судебному преследованиюили же другим формам официального вмешательства государства всемейную жизнь (в виде, например, временного удаления из семьиподвергнувшегося насилию ребенка или его нарушивших законродителей) только в тех случаях, когда они представляются необходимыми для защиты пострадавшего ребенка при наличии опасности причинения ему значительного вреда и для обеспечения еговысших интересов. При этом следует в должной степени приниматьв расчет точку зрения самого пострадавшего ребенка с учетом еговозраста и степени зрелости.


К октябрю 2007 года более половины государств-членов Совета Европылибо ввели полный запрет на телесные наказания, либо взяли на себяобязательство сделать это в ближайшем будущем. Следует надеяться,что все остальные государства в скором времени пересмотрят своезаконодательство и представят необходимые реформы на рассмотрение своих парламентов. Ведь сам по себе процесс реформированиязаконодательства в данной сфере может стать образовательным, еслируководители правительственных учреждений, политические лидерынациональных или общинных объединений воспользуются случаем,чтобы подчеркнуть право ребенка на равную защиту его человеческого достоинства.

Меры в области политики


На государствах лежит обязанность определения способов всеобъемлющего и многостороннего решения проблемы насилия в отношениидетей во всех его проявлениях. Искоренение телесных наказанийтребует разработки политики и услуг по предупреждению насилия,действенной защите ребенка и помощи пострадавшим детям.

Как показывают результаты научных исследований, насилие можнопредотвратить проведением ряда мероприятий. Например, уровеньнасилия в семье может быть значительно сокращен путем разработкизаконов, проведения политики и мер по укреплению и поддержкесемьи, которые воздействовали бы на лежащие в основе этого явления социальные и общинные факторы, позволяющие насилию существовать и развиваться.

Политика по поддержке позитивных методов воспитания детей родителями


В рекомендации Совета Европы о политике по поддержке позитивныхметодов воспитания детей родителями (далее – позитивное воспитание), принятой в 2006 году, подчеркивается жизненно важная рольгосударственных органов власти в распространении позитивного воспитания детей и в деле внедрения в общественное сознание мысли оважности соблюдения прав ребенка. Она содержит основные направления для содействия государствам-членам в сфере разработки политики по оказанию помощи родителям в этом вопросе.

Современная семья может сильно отличаться от традиционной «одноклеточной» семьи в том виде, в котором мы привыкли ее восприниматьв прошлом. Сегодняшний образ жизни людей столь многообразен, чтоэто породило новое видение процесса формирования партнерскихотношений и новый взгляд на семью с детьми. Семейная ячейка, внезависимости от ее состава, ныне подвергается новым видам воздействий, вызванных быстрыми и глубинными изменениями в обществе, ккоторым необходимо приспосабливаться. Зачастую экономические исоциальные факторы стоят у истоков стрессового состояния родителей и могут подорвать их усилия по воспитанию детей, а также поставить под угрозу их собственный личностный рост.

Восприятие ребенка также претерпело изменения. Еще недавно детирассматривались главным образом как «будущие взрослые членыобщества». В настоящее время признается, что потенциал детей даетим возможность быть активными и полезными членами как семьи,так и общества в целом. Ребенок наделен всеми правами; его мнение,с учетом возраста, должно приниматься во внимание в вопросах,напрямую касающихся его. Кроме того, ребенок должен иметь полный доступ к необходимой для него информации. И именно родителидолжны помочь ребенку реализовать свои способности.

Никому бы не хотелось думать о себе как о плохом («негативном»)родителе. Но что же значит – быть хорошим («позитивным») родителем? Позитивное воспитание предполагает, что на главном месте уродителей стоят высшие интересы ребенка, реализуемые через воспитание, развитие самостоятельности, признание его человеческойценности и помощь в самоопределении при одновременном установлении рамок, за которые нельзя переходить, – и все это для того,чтобы способствовать гармоничному развитию ребенка. Позитивныйподход к родительским обязанностям основывается на уважении правчеловека применительно к ребенку и, соответственно, на созданииненасильственной обстановки, в которой родители не прибегают ктелесным и унижающим человеческое достоинство наказаниям дляразрешения конфликтных ситуаций или для обучения дисциплинеи уважению к окружающим. Такой подход является альтернативойнасилию. Естественно, применять его надо в зависимости от степенизрелости ребенка и конкретной ситуации: совсем маленького ребенкаможно успокоить шуткой, от более взрослого потребовать, чтобы онисправил свой проступок и возместил причиненный вред. Если накалстрастей слишком велик, родители должны найти в себе силы выйтииз ситуации, прервать разговор и вернуться к нему позже. По большейчасти, к телесным наказаниям прибегают переутомившиеся, измотанные родители, просто потерявшие над собой контроль.

Оглавление:
Искоренение телесных наказаний детей
Телесные наказания в свете европейских норм в области прав человека
Как искоренить телесные наказания?
Позитивное воспитание
Запрет наказаний: вопросы, ответы и ложные истины