Ребенок – это и губка и антенна одновременно, так как все что происходит вокруг него, он мгновенно впитывает и принимает. Поэтому непоследовательные действия родителей могут завести малыша в тупик.

Все, что бы ни сделали родители, малыш схватит на лету и в один прекрасный миг продемонстрирует взрослым, будь то слова, действия, эмоции. У детей есть одна склонность, о которой взрослые часто забывают – малыши воспринимают все всерьез, и поэтому не стоит говорить им фразы из разряда: «Уши откручу», «нос откушу», «вот я сейчас тебя съем». Маленький ребенок не может понять шуток и иронии, и начинает беспокоиться, паниковать и бояться. А освободиться от этого страха малыш сможет не раньше, чем начнет понимать подобные шутки. Так же нет ничего хорошего в хитростях, когда папа делает вид, что бьет маму, только для того, чтобы проверить реакцию ребенка, якобы узнать жестокий малыш или нет. То же самое касается и притворных маминых слез, чтобы посмотреть будет ли ребенок ее успокаивать и как.

Так же родители должны искренне и открыто радоваться успехам детей, но не надо слишком сильно восхищаться умом, хитростью, смелостью, а подчас и дерзостью ребенка. Как минимум, это непедагогично, так как перехваленный ребенок перестает стараться делать что-то хорошо, он ведь и так самый лучший. Очень сложно сдерживать эмоции, когда рассказываешь знакомым об умениях малыша, но и тут не надо перегибать палку, и лучше рассказывать о достижениях, когда ребенка нет рядом.

И еще не стоит забывать, что дети копируют поведение взрослых, как хорошие действия, так и плохие. И если в семье скандалы и ссоры, и родители терроризируют друг друга, то дети будут принимать данную модель поведения и так же вести себя с сестрами, братьями и даже с другими детьми. Нельзя в конфликтах призывать ребенка на свою сторону – малыш вообще не должен знать о том, что между родителями может быть недопонимание.

В познании взрослого мира, ребенку помогает не только родительский пример, но и игрушки. Самым маленьким не рекомендуется давать мягкие игрушки, потому что они все пробуют на зубок – это первый этап знакомства – вкусовой. Оптимальные игрушки для младенца – пластиковые и легко моющиеся, без мелких, легко отрывающихся деталей и острых граней. Игрушка должна быть безопасной и подходить ребенку по возрасту. Но не стоит забывать, что в игрушку так же могут превратиться и повседневные вещи, такие как ложечка, пластиковая коробочка, деревянная пробка – главное, чтобы они были тщательно вымытыми, и ребенок не мог их проглотить. С помощью рук и рта малыш открывает для себя много нового, и не стоит его одергивать, запрещая брать тот или иной предмет. Запретных вещей не должно быть в зоне досягаемости малыша.

Ближе к двум-трем годам ребенку можно давать детские краски, специальный детский пластилин и безопасные ножницы. Полезными становятся дидактические игры, конструкторы и мозаики, кукольная посуда и куклы, паровозики и машинки. Не стоит ограничивать ребенка, ведь именно играя, он овладевает действиями с различными предметами, трансформирует их, создает новые, устанавливает определенные отношения с другими детьми. Ребенку нужна свобода в играх не только дома, но и на площадке, т.к именно там малыш приобретает первый социальный опыт: учится делиться и меняться игрушками, защищать свою собственность.

Очень важным моментом является то, что в процессе игровой деятельности малыш примеряет на себя другие роли: животных, мамы-папы, продавца, воспитателя и т.д. Ребенок учится разбираться в предметах и людях, отношениях между ними.
Еще одним важным моментом в развитии ребенка и знакомстве с окружающим миром является природа. Если малыш живет в городе, то как можно чаще стоит выезжать в лес, ходить в парки, где больше свежего воздуха и много интересного: деревья, цветы, животные. Только нужно научить ребенка соблюдать определенные правила гигиены и не быть жестоким, как по отношению к животным, так и к растениям.