Каждому Бог дает тот крест, который он в состоянии вынести


Как и любая мама, Наталья мечтала о том, что ее единственный сын станет самым лучшим. Муж – доктор наук, сама окончила геологический факультет МГУ. Какой же еще ребенок может вырасти у таких образованных людей? Тогда счастливым родителям казалось, что они все могут предусмотреть…

Еще в трехлетнем возрасте Паша радовал маму с папой своими талантами и не переставал восхищать окружающих симпатичной внешностью. "Какой чудесный малыш!" - твердили все вокруг.

Когда Павлик пошел в садик – все изменилось… У ребенка начала отниматься речь, он перестал общаться и замкнулся в себе. Все средства, имевшиеся в доме, были направлены на то, чтобы сделать Пашу прежним открытым жизнерадостным ребенком. Бесконечные приемы лекарств, посещение врачей, не видящих смысла в лечении, превратили малыша в безжизненное существо. А родители все цеплялись за каждую надежду, им казалось, что еще немножко и он все-таки станет как все, еще немножко - и он пойдет в школу, а ему становилось все хуже и хуже. Тогда Наталья еще не понимала, что чем больше она пытается исправить сына, тем больше он уходит в себя, лишая близких ему людей найти хоть какую-либо точку соприкосновения с его миром…

Первый самый важный вопрос, который Наталья задала специалистам – сможет ли ее ребенок получить высшее образование. Теперь она была бы рада, если бы Пашка смог стать хотя бы дворником.

Самые лучшие психиатры Москвы уговаривали молодую пару оставить ребенка в интернате для душевнобольных, но Наталья верит, что каждому Бог дает тот крест, который он в состоянии вынести. Она не бросила больного сына, но и не стала осуждать тех людей, которые пошли по другому пути.

К Наталье слишком поздно пришло осознание того, что надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть. Ведь только любящее сердце способно совершить чудо. Постепенно, шаг за шагом, они все-таки смогли обрести счастье.

Поэтому Наташа приняла твердое решение научить других родителей, столкнувшихся с этой болезнью, гордиться своими чадами и быть счастливыми.

Важно научить детей мыслить не шаблонами

Наталья начала искать организации, которые помогают умственно отсталым детям, но ни ее, ни сына, которому к тому времени исполнилось 18 лет, никуда не принимали, ведь люди считали Пашу опасным для общества – ребенок весом 320 кг и ростом более 2 метров.

Как-то, работая в летнем детском лагере, она играла роль в небольшом спектакле, зрителями которого были такие же дети, как и ее сын. И вдруг она поняла, что ребятам неинтересно смотреть на то, что делают другие, они хотят участвовать сами. Не имея никакого специального образования и навыков, Наталья начала делать небольшие спектакли. У нее было 10 дней, чтобы сделать постановку с самыми тяжелыми детьми. Первый спектакль был про водяного, история которого отчасти напоминала судьбу ее сына – все его не любили и боялись, но он был добрым в душе. Было безумно трудно, но ей удалось создать уникальное, неповторимое зрелище.

Сейчас Наталья работает в бесплатном реабилитационном центре для умственно отсталых детей с группой из 18 человек. За это время она уже сочинила и поставила более 20 сказок, каждая из которых выполняется только один раз. Перед ней всегда встает очень важная задача – создать атмосферу игры и связать все маленькие непродуманные сцены воедино, ведь все происходящее действие – сплошная импровизация. Каждый раз – разный сценарий, разный сюжет, разные артисты.

"В зависимости от того, какие в этот день участвуют дети, каждый из них находит какое-то свое место в спектакле, чтобы себя проявить и реализовать свою индивидуальность. Как бы ни был устроен человек, какие бы ни были у него умственные способности, ему важно, чтобы его оценили, чтобы ему похлопали. Когда он выходит на сцену и видит, что он интересен, что он что-то сделал такое, за что ему аплодирует публика – происходят маленькие чудеса", - рассказывает Наталья.

Наталья старается всех задействовать в своем спектакле – кто-то может произнести большой монолог, а кто-то просто выйти и поклониться. Даже те дети, которые не могут говорить, начинают произносить свои самые первые сложные фразы.

Она считает, что очень важно научить детей, даже нормальных, мыслить не шаблонами, ведь творчество существует для того, чтобы каждый человек выходил за грани и по-своему смотрел на окружающий мир.

Даже когда спектакли смотрят люди, у которых нет проблем, они поражаются тому, как гармонично смотрятся там дети. Очень часто зрители, пришедшие на постановку, плачут потому, что не могут поверить в происходящее на сцене, ведь безнадежно больные дети буквально расцветают на глазах.

Каждая роль в спектакле – это воплощенная мечта ребенка. Пожелание детей сыграть какого-либо героя помогает Наталье придумывать новые сказки. Например, ее Баба–Яга – это не страшная старуха, а красивая многодетная мама.

Дети на занятиях могут шуметь и баловаться, но когда начинается подготовка к спектаклю, все они стараются мобилизоваться и выполнить то, что им поручено.

К сожалению, когда в центре проходят спектакли, Наталья оставляет Пашу дома с мужем, потому что она не может отвлекаться от происходящего, ведь никто не должен чувствовать себя на празднике лишним.

Дети приходят в мир, чтобы сделать нас лучше

Одну из основных задач в своей работе с детьми Наталья видит в том, чтобы сплотить коллектив. Конечно, случаются конфликты, но она всегда старается помирить детей, показать, что надо бережно относиться друг к другу.

Все остальные реабилитационные центры, исходя из состояния "непохожести" ребенка, пытаются подтянуть его под какие-то педагогически условные формы, забывая о том, что главное в работе с такими детьми любовь и приятие. Именно на этом фоне Наталья выстраивает свои занятия и спектакли.

У детей с синдромом аутизма удивительное мировосприятие, именно поэтому у них можно развить многие способности – одни рисуют потрясающие абстракционистские картины, другие обладают безупречным слухом и голосом. Каждый человек по-своему талантлив, родителям важно увидеть это и помочь больному ребенку самореализоваться.

Для Натальи ее дети – настоящие ангелы, каждый из них – индивидуальная личность. Всякий раз, общаясь с другими родителями, она старается убедить их не пытаться сделать ребенка такими же, как все.

Они приходят в этот мир не такими как мы, они не хуже и не лучше нас, они просто такие, какие есть.

Наталья верит в то, что даже если бы ее ребенок был здоров, она все равно не стала бы счастливой – увлеклась бы карьерой, какими-то внешними сторонами жизни и никогда бы не познала, что такое внутренний мир человека, что такие счастье и гармония в душе. А теперь все это у нее есть, благодаря детям, которые ее окружают.