Моя младшая дочь, которой 2,5 года, очень мало говорит. Словарный запас (включая междометия и звукоподражания, которыми она заменяет нормальные слова, вроде "АМ"), составляет около 50 слов.

При этом она ухитряется строить фразы из этого скромного набора, но понятно, что тематика их существенно ограничена.

Пассивный словарный запас у нее большой, то есть понимает она очень много. Не могу сказать, что мы мало общаемся, разговариваем с ней. Мелкая моторика развита неплохо, собирает паззлы из 6-12 штук, мозаику, узоры из кубиков Никитина.

Изначально, как мне кажется, отставание пошло из-за проблем во взаимоотношениях с сестрой. В какой-то момент (после года) сестра (разница у них год и 10 мес.) начала активно подавлять ее личность. Я старалась бороться с этим, и сейчас отношения у них хорошие, конфликты возникают редко. Девочки прекрасно играют вместе, затевают ролевые игры (старшая - мама, младшая -папа, я - дочка), и т.п. Надо сказать, что старшая очень развитая девочка, рано начала говорить, хорошо рисует, в 2,5 года знала уже не 4 основных, а не меньше 10 цветов, и т.п.

Обе они посещали группу эстетического развития при детском садике (2 раза в неделю), младшая начала туда ходить с года и 10 месяцев.

Цвета она пока знает не твердо, путается. Но более всего меня тревожит речь.
Новые слова у нее появляются редко, примерно раз в 2 недели. Она не стремится повторять произносимые мной слова - это, по-моему, главным образом тормозит движение. Я стараюсь не настаивать, не прошу специально: "Скажи - мячик". Если иногда пытаюсь так делать, то это вызывает замкнутость и смущение.

Мне кажется, у ребенка нет веры в свои силы, хотя я всегда хвалю ее за удачи, и мы все искренне радуемся, если она осваивает новое слово. За неудачи ее никто не ругает, и все же уверенности в себе нет.

Это проявляется и в том, что она смущается при посторонних, в то время как сестра легко контактирует с новыми знакомыми.

Иногда мне кажется, что надо проверить речевой аппарат, может быть уздечку языка.
Я даже не знаю, кто нам больше нужен, логопед или психолог. Больших денег нет (живем сейчас только на мою зарплату), но я чувствую, что проблему нельзя оставлять без внимания.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста!

Анна
03.07.2003

Сложно что-либо говорить заочно, но некоторые предположения выскажу.
Прежде всего подумайте и понаблюдайте, не создается ли для младшей девочки обстановки "негласного соревнования" с сестрой, в котором она, младшая, гарантированно проигрывает (хотя бы в силу своего возраста)? И возможно, в силу постоянного "проигрыша" девочка частично "уходит в себя". В таком случае было бы полезно (это лишь предположительно) на данный момент развести их со старшей сестренкой по разным детским коллективам - как минимум по разным "группам эстетического развития. Разница чуть ли не в два года для детей в этом возрасте очень существенна, и занятия по одной программе в одной группе могут младшую девочку тоже угнетать в плане успехов по сравнению со старшей. Тем более оба ребенка однополые.

Также предполагаю, что у девочки не сильно выражен стимул общаться вербально, по крайней мере некая вероятность этого есть. И поэтому в другой детской группе, где нет как минимум сестры, девочка будет быстрее учиться говорить, если вокруг будут еще и СВЕРСТНИКИ и к тому же ей будет необходимо, чтобы они ее понимали...

И еще стимул для ребенка "учиться говорить" - "непонимание" взрослыми его детского лепета. Если девочка просит какую-то еду, игрушку и т.п. - пусть она ее как может четко назовет, а не просто покажет пальчиком или скажет "хочу это". И пока не назовет - не давайте (особенно если просимое не относится с острым жизненным потребностям), делайте вид, что вы не понимаете. Конечно, стоит тут мягко стимулировать - "Скажи, как называется? Скажи, как можешь". И вот тут, как ни странно, важно, чтобы при таких попытках рядом по возможности не было старшей сестры - может быть, младшая боится говорить еще и потому, что старшая делает это лучше и может ее "засмеять", или просто среагировать "неодобрительно и насмешливо"?...

И конечно, такое "стимулирование" лучше проводить в какой-то игровой форме. Тогда для ребенка это будет увлекательно и тем больше полезно и эффективно.

Удачи и терпения вам; и конечно, далеко не все я смог учесть в заочном общении. Могу предложить вам непосредственную беседу по телефону, если необходимо, - но наверное, уже после отпуска (меня не будет в Москве с 10 по 31 июля).

С уважением - Нарицын Николай Николаевич,
врач-психотерапевт, психоаналитик

Я бы порекомендовала Вам получить консультацию специалиста по речевому развитию/логопеда (в одном лице). Психологические услуги обычно требуют нескольких встреч и потом каких-то коррекционных или поддерживающих мероприятий. Если все-таки возникает ощущение, что психолог необходим - обязательно приходите к нам в центр, но это процесс не одноразовый.

Консультант по детской речи и логопед у нас тоже есть. Консультация с выездом на дом (часовая) стоит 500 рублей.

Если какие вопросы - пишите.

С уважением,
Екатерина Каширская

Судя по тому, что вы описываете, особой задержки развития нет, поэтому трудности с речью действительно могут быть связаны с нарушениями речевого аппарата. Прямых рекомендаций я вам через письмо дать не могу, потому что велика вероятность ошибиться. Иногда в прямом контакте с ребенком всплывает что-то, что расставляет все на свои места. Поэтому рекомендую вам, действительно, попасть на консультацию сначала к логопеду, а затем, если понадобится, и к психологу.

Белова Юлия, психолог

Очень хорошо, что вы не оставляете без внимания данную проблему, безусловно, что в общении с маленьким ребенком, имеющим задержку в речевом развитии необходимо выбрать правильный путь,в последнее время по данному вопросу появилось множество литературы. Советую ознакомится с книгой Козыревой "Речевое развитие ребенка от 0 до 5-ти лет". В ней вы найдете практические упражнения и советы по развитию речи.

Ольга Николаевна
Logoped.org

Во-первых, надо заметить, что могут быть сильные индивидуальные различия в том, когда именно дети начинают активно разговаривать. Обычный разброс - с 2 до 4 лет. Я лично наблюдал мальчика, сына учительницы, который вообще ничего не говорил до 4 лет. После 4 лет он заговорил сразу и правильно. Слава Богу его мама проявила спокойствие и понимание. В школьном возрасте он проявил отличные способности и таланты. Таких случаев сколько угодно.

Таким образом, слабая внешняя речевая активность еще не говорит об отставании в развитии. Сравнение с сестрой неправомочно, так как у сестер могут быть различные психологические типы.

Напротив, если ребенок проявляет активность в играх, а ролевые игры, которые Вы описываете для ее возраста - это очень высокий уровень развития, то слабая внешняя речевая активность в этом возрасте часто ассоциируется у психологов с талантом - такие дети могут проявить в дальнейшем различные скрытые способности.

Во-вторых, различные задержки и блокировки в проявлении речевой активности в т.ч. такие как заикание, упорное молчание ребенка могут быть часто связаны со взрослыми.

Чтобы создать блокировку не требуется явно ругать ребенка. Есть талантливые и очень чувствительные дети (а Ваш ребенок похоже именно такой), которые сильно реагируют на малейшие негативные изменения эмоционального поля матери. Таким образом, матери необходимо особенно стараться поддерживать внутри себя постоянный добродушный, благожелательный эмоциональный фон и, скажем больше, независимое ни от чего чувство любви во время занятий с ребенком.

Высший приоритет для ребенка - любовь матери. Безусловно этот приоритет должен сохраняться внезависимости от проявлений его внешней вербальной активности. Представьте, что Ваш ребенок будет проявлять в жизни достаточно средние способности - Вы будете его любить по прежнему?

В-третьих, как Вы знаете, одно из базовых открытий психологии прошлого века - открытие бессознательного. Все что проявляется во вне, в том числе внешняя вербальная активность - лишь верхушка айсберга. Не следует попадать под гипноз и суеверие современной педагогики, в которой ошибочно выработался культ вербальных способностей. (Если ты не называешь цвета, это еще не значит, что ты не умеешь их различать!). Приоритет развития в этом возрасте - развитие чувств и эмоций. Вот, если бы Ваш ребенок ни на что не реагировал, не смущался, не боялся, не радовался, не любил...- вот, тогда бы мы с Вами согласились, что да, мол, имеется некоторая задержка.

То что некоторые мамы так "циклятся" на способностях ребенка, может говорить об их собственной недореализованности в жизни, неудовлетворенности судьбой. Они надеятся на то, что их дети станут их продожением, как бы дореализуют их (мам) собственное предназначение, так и недораскрытые таланты, способности. Таким образом через аффективное внимание к развитию своего ребенка такие мамы "грузят" детей своей судьбой. (Надеемся, что Вы не относитесь к их числу и являетесь редким исключением.)

Так что вообще-то непонятно о чем сыр-бор. Внешняя речевая активность формируется у ребенка по необходимости. В семье его язык прекрасно понимают. Для чего объясните ему напрягаться и что-то еще изобретать? Если, конечно, после трех лет начнется активная социальная жизнь и возникнет настоятельная необходимость с кем-то разбираться, кто не понимает его кода - вот тогда и возникнет потребность.

Вообще, на наш взгляд, та шкала по которой Вы оцениваете развитие детей, т.е. шкала развития вербального интеллекта - давно устарела.

Если даже Вас беспокоит социальное будущее детей, то Вы могли заметить, что для достижения успеха в социуме интеллект не является гарантией и панацеей. В современной жизни есть множество интеллектуалов, которые находятся на "социальном дне".

...

В 21 веке же предлагается принципиально другая шкала оценки развития личности: шкала "способности любить".

В заключение подчеркнем, что данная консультация является виртуальной, т.е. составлено на основании вербального пакета информации, который может быть также подан с искажениями и на основании общих статистических соображений, а также воспринят может быть тоже достаточно своеобразно и индивидуально. Таким образом, возможны всяческие накладки, ошибки и мы никоем образом не заменяем очную консультацию у специалиста, которая может выявить индивидуальные особенности Вашего случая.

Можем порекомендовать хорошего детского психолога.

С уважением
Игорь и Юля Душенко
http://radalada.ru