В наше время тема здорового питания приобрела большую популярность. И каждый вкладывает в это понятие что-то свое, часто весьма категоричное. Но не всегда под здоровой едой стоит рассматривать только качество продуктов, которые мы потребляем. Не менее важна и психологическая составляющая этого процесса. Подробнее об этом рассказала специалист Московской службы психологической помощи населению Наталья Демидова.

Многие замечали, что количество и выбор пищи зависит не только от наличия чего-то в холодильнике или в меню, но и от настроения. Насколько по-разному люди реагируют на схожие жизненные ситуации, настолько и разнообразны их пищевые привычки. Так, кто-то во время стресса совсем теряет аппетит, а кто-то начинает закидывать в себя все подряд в огромных количествах. Почти каждый хоть иногда, да покупает что-нибудь сладенькое – как вознаграждение за сложный рабочий день или чтобы подбодрить себя.

Photo by Jarritos Mexican Soda on Unsplash

Действительно, наше эмоциональное состояние очень влияет на то, как мы питаемся в тот или иной момент жизни. Формируется индивидуальное пищевое поведение. И если вдруг психика дает сбой, то у человека может возникнуть расстройство пищевого поведения. Наиболее распространенные из них – анорексия и булимия. Компульсивные переедания знакомы каждому: человек начинает жадно поглощать большое количество пищи, не чувствуя насыщения.

Есть, чтобы жить

В первую очередь это поддержание жизни. Нам необходимо есть, чтобы жить. Также еда помогает нам устанавливать отношения с собой – в процессе приема пищи я ощущаю свое тело, чувствую, как оно изнутри наполняется. Это помогает установить наивысшую близость с собой, что-то взять внутрь себя. Тем самым проявляется активная забота о себе. «Если у человека нет хороших отношений с собой или есть недостаток в отношениях, то еда может стать единственным таким средством, заменой близости. И, как следствие, могут развиваться расстройства пищевого поведения», – отмечает специалист.

Когда по какой-то причине у человека снижается чувствительность к себе, то он пропускает момент насыщения и может съесть больше, чем необходимо. Он наполнен пищей, но чувствует себя голодным. Или наоборот – не чувствует, что пора поесть. По этой же причине можно путать чувства голода и жажды. Это плохо сказывается не только на весе, но и на здоровье.

Пища призвана поддерживать нашу жизнь. Но парадоксальным образом она также может причинять нам вред – например, при неконтролируемом переедании, когда вместо удовлетворения истинной потребности, например, в сочувствии и поддержке мы начинаем себя усиленно кормить. Прием пищи в таком случае можно рассматривать как агрессию, направленную против себя. Чаще всего мы не замечаем этот подтекст, но он играет свою большую и очень коварную роль. «Съешь еще кусочек, тебе же так плохо… и пусть будет еще хуже, ведь после этого ты обязательно потолстеешь. Так тебе и надо, раз ты такая неумеха!»

Через еду мы также устанавливаем отношения с другими: известно, что совместная трапеза сближает. Еда выступает как посредник в отношениях, особенно тогда, когда хочется стать ближе к кому-то. «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Если я иду с кем-то вместе поесть, я признаю с ним какие-то отношения. Если я позволяю заплатить за еду, то я приглашаю к более близким отношениям. Поэтому отказ от еды зачастую воспринимается как отвержение того, кто ее приготовил: ты оказываешься от моего внимания к тебе, тем самым отвергаешь меня. Нередко это становится способом манипуляции и установления власти над отношениями. Мамы и бабушки этим активно пользуются, не осознавая, что тем самым вредят своим детям: став взрослыми, те будут воспринимать еду как насилие. Очень часто едой мы пытаемся заглушить эмоциональный голод, но это невозможно. На короткий срок можно почувствовать облегчение, но вскоре оно исчезает. И рука снова тянется к холодильнику.

Непрожитые и неосознаваемые негативные чувства, вызванные стрессом, ведут к проблемам с питанием. Есть выражение «заедать стресс». Так происходит, когда вместо того, чтобы разрешить себе позлиться, погрустить, поныть, мы подавляем это желание или не распознаем его. Пищевой атаке предшествует появление напряжения, чувство дискомфорта, чаще всего из-за отсутствия близких отношений, неудачи, скуки, ощущения пустоты. Еда в такой ситуации используется для снятия напряжения. А через какое-то время мы вдруг начинаем есть в большом количестве, зачастую без удовольствия, но насыщения не наступает даже тогда, когда еда уже не лезет.

Привычки из детства тоже могут негативно влиять на наши отношения с едой. Так, например, если в детстве, как только вы заплачете или пожалуетесь маме на одноклассника, она сразу дает вам что-то вкусненькое, то с большой вероятностью во взрослом возрасте вы будете так же себя баловать едой, даже не успев подумать, хотите ли вы этого на самом деле. Или в детстве бабушка пекла вкусные пирожки. И сейчас они вызывают у вас в памяти чувство уюта и защищенности, как в детстве. Мозг в первую очередь выдает нам привычный сценарий, и рука тянется к пирожку, даже если есть не хочется.

Самый простой и самый быстрый способ получения удовольствия

Увы, не всегда полезный. Через отношения с едой становится видно, как человек относится к самому себе. Сначала кажется, что покормить себя – это позаботиться о себе. Но затем я съедаю так много и быстро или вредные продукты, что это приводит к чувству агрессии по отношению к себе, отвержению. Так проявляется наше внутреннее состояние – отвержение под видом заботы. Обычно этот способ обхождения с собой перенимается из отношений со стороны других людей. Например, когда родители уделяли ребенку формальное внимание: «Как дела в школе? Ладно, потом расскажешь, мне сейчас некогда». Или в семье создается видимость благополучия, но отношения в ней только функциональные, ребенка не воспринимают по-настоящему. И тогда у него формируется установка: я не имею права на собственные чувства, я не должен воспринимать их всерьез.

На консультацию пришла молодая женщина с трудностями во взаимоотношениях с противоположным полом. Основной причиной этого считает лишний вес. Она недоумевала, откуда берутся лишние килограммы: «Я ем не так много, но поправляюсь». В ходе работы прояснилось, что у нее нет близких отношений с мамой, а ей с самого детства этого очень хотелось. Более того, маме свойственно обесценивать все, о чем дочь ей рассказывает. Со временем клиентка перестала с ней делиться своими переживаниями. Вместо этого каждый раз, когда появлялось желание рассказать что-то важное маме, она, сама того не замечая, съедала несколько конфет или печенье.

Еда в таких случаях становится инструментом, который помогает скомпенсировать недостаток ощущения жизни и может вызвать зависимость из-за процесса научения: возникают неприятные чувства, рука тянется к эклеру. Съел – и стало хорошо, напряжение снимается. В этот момент жить становится хорошо – переживается радость жизни. Жить было плохо, а теперь очень хорошо. Возникают приятные чувства, на смену которым вскоре приходит чувство вины или стыда. Ведь я пообещала себе (или врачу) не есть столько сладкого и в таком количестве.

Поэтому очень важно знать, что еще, помимо еды, доставляет вам радость, помогает чувствовать полноту жизни. Можно составить список своих ресурсов и сверяться с ним при каждом желании что-нибудь съесть.

  • Что дает вам чувство жизни?
  • Что нравится делать?
  • Как часто вы это делаете?
  • Старайтесь больше отдыхать, чтобы не копить напряжение.
  • Найдите какое-то занятие, которое приносит вам ощущение жизни и при этом не наносит вред.
  • Каждый день уделяйте себе время для того, чтобы делать то, чего больше всего хочется именно сейчас.

Будьте внимательны к своему внутреннему миру, осознавайте свои истинные потребности, желания. Задавайте себе вопрос: чего на самом деле я сейчас хочу? Это действительно чипсы с мороженым или желание пообщаться с близким человеком? А может, мне просто нужно побыть наедине с собой или заняться любимым делом?