Ежегодно в России совершают более 600 000 абортов.  Перед тем, как принять решение о прерывании, женщина находится в «ситуации репродуктивного выбора», как говорят психологи. На этом этапе женщина может неосознанно искать поддержки извне. Здесь на помощь приходят родственники, психологи женских консультаций или фондов, соцсети или горячая линия поддержки. О том, как работают с женщинами в ситуации репродуктивного выбора по телефону, мы поговорили с Натальей Москвитиной, учредителем и директором Фонда поддержки семьи, материнства и детства «Женщины за жизнь», мамой четверых детей.

Наталья, в этом месяце исполнился год одному из ваших проектов – Всероссийской горячей линии поддержки беременных. Что это за проект? Кто к вам обращается?

К нам обращаются беременные женщины со всей России. Они видят номер нашей линии в женской консультации, по телевизору или в интернете. Еще нам часто звонят знакомые, родственники беременных женщин и спрашивают, что нужно сказать, чтобы их знакомая или родственница не рубила с плеча и еще раз подумала о прерывании беременности. Все звонки бесплатны и анонимны.

То есть звонят не сами женщины, а еще и их родные и друзья?

Да. Изначально мы задумывали линию как  проект адресной помощи для беременных женщин. Но наша целевая аудитория оказалась шире: поступали и продолжают поступать звонки от родителей этих женщин, коллег и даже мужей. Будущие отцы не понимали и не понимают: как защитить свой статус отцовства и помочь своей женщине принять статус матери?

Выходит, эта линия – по переубеждению женщин в принятии своего статуса матери?

Нет. Важно понимать: если женщина звонит нам сама, то подсознательно она хочет, чтобы ей помогли принять решение в пользу сохранения беременности. А если звонит ее муж или другой близкий человек, значит, у нее уже есть поддержка. У нее, и у ребенка, за которого мы боремся.

Это действительно «борьба»? Или все-таки вмешательство в чужую жизнь?

Бороться за жизни нерожденных детей – это значит, всегда быть под особым прицелом общественности. Нас пытаются упрекнуть в том, что мы лезем в чужой огород. Но я хочу донести одну простую вещь: мы не ходим по грани, мы предлагаем помощь, а не вмешиваемся в личную жизнь. Это юридическая, материальная, психологическая, продуктовая или вещевая поддержка, а также помощь волонтеров.

А нужно ли предлагать помощь тем, кто ее не просит?

Женщина может осознать то, что должна была просить помощи, много позже. Через год или пять лет. Нам приходят десятки писем с подобным содержанием: «если бы я знала о вас», «если бы была ваша горячая линия», «если бы…», то я бы не прерывала беременность. Наша линия – своего рода профилактика этих «если бы», за которыми стоит настоящее женское горе.

Как вы отвечаете на такие письма?

Мы обязательно публикуем эти письма в рамках другого нашего проекта – «Почта ЖзЖ». Анонимно, конечно. Это личные истории женщин, и главный читаемый посыл в них – помочь другой женщине, стоящей перед выбором, который ей довелось пройти вчера, год назад или десять лет. Мы бы хотели получать меньше таких писем, поскольку читать их больно и трудно. Но их так много, что мы даже решили сделать их них книгу. Это наш следующий этап и следующий проект, совместный с издательством «Никея».  

Но вы не зачитываете их женщинам на линии?

Нет. Это относится уже к разделу «агрессивного пролайфа». Мы про другое. Мы про то, что зачастую женщины нужно просто помочь найти в себе ресурсы, которые мешают ей принять материнство. Иногда бывает и по-другому, женщина очень хочет сохранить беременность, но у нее есть проблемы, которые, как ей кажется, никак не позволяют это сделать. 

И с какими проблемами обращаются женщины на линию?  

Как правило, на чаше весов будущий ребенок и нерешенные проблемы с мужем, жильем или даже одеждой. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы ценность ребенка оказалась сильнее. Для этого оказываем адресную помощь. Но конечное решение, конечно, всегда за самой женщиной.  За год нам удалось поддержать более 1000 женщин. Для некоторых мы открывали сборы, многим отсылали посылки с вещами, другим оказывали юридическую поддержку.

В чем женщины, думающие о прерывании беременности, нуждаются больше всего?

В том, чтобы их выслушали и поддержали. Часто ответ на их вопрос – уже в них самих. В каждом отдельном случае разбираются перинатальные психологи. Меня трижды направляли на прерывание беременности, и в какой-то момент я поняла, что поддержки мне найти не у кого. Таких женщин, как я, тысячи, по всей стране. Им нужна обыкновенная поддержка. И это здорово, что наша линия стала таковой.

Фонд «Женщины за жизнь» с 2016-ого года оказывает всестороннюю помощь женщинам в ситуации репродуктивного выбора. Силами психологов и волонтеров Фонда более 800 женщин приняли решение сохранить беременность. Фонд не поддерживает идеи агрессивного пролайфа, а оказывает реальную помощь женщинам в трудной ситуации, реализует проекты адресной помощи и медийно-информационные проекты в поддержку сохранения беременности.

Ежегодно в России совершается более 600 000 абортов. В целях профилактики прерывания беременностей в стране ввели «неделю тишины», в течение которой женщина должна подумать о том, делать ли аборт или все-таки сохранить беременность.