Украинско-белорусская многодетная семья –  мама Лера, папа Женя и четверо детей от 4-х до 14-ти лет -  уже пять лет живет в Турции. И вот уже третье лето подряд принимает у себя в гостях бесплатно подростков из Украины и Беларуси.

Сейчас в семье Леры и Жени гостят еще восемь детей (помимо своих четверых). Как живет домашний подростковый лагерь, какие правила действуют в коллективе, так ли сложно прокормить 12 детей (а на такую компанию только фруктов-овощей нужно 120 кг в неделю!), как найти общий язык с чужими детьми в самом сложном возрасте? И главное – зачем это делают родители, которые на этом не только не зарабатывают, но и уходят в минус? На все эти вопросы честно и открыто порталу Materinstvo.ru ответила Валерия Безлепкина, организатор домашнего подросткового лагеря (хотя сама она не любит это слово и говорит, что дети просто живут в гостях).

Сейчас вместе с нашими четырьмя детьми у нас живет 11-12 детей. Кто-то приехал на все лето, кто-то на 3-4 недели, одни улетают, другие прилетают. Я бы не называла это мероприятие лагерем. Скорее, это просто жизнь в нашей семье у моря.

- Как все началось?

Началось все с того, что у нас гостила моя крестница, потом дочка друзей, потом еще одна, потом крестник. У себя в Фейсбуке я написала о гостящих у нас детях, и некоторые читатели стали мне писать и спрашивать, как можно приехать, сформировалась очередь. Вот как-то так спонтанно все и получилось. И мне, и мужу, и нашим детям было интересно с нашими гостями, поэтому спонтанная идея получила развитие.

- Как вы отбираете детей, которых готовы принять у себя? Есть какие-то критерии, собеседование предварительное? Абсолютно любой ребенок может приехать к вам в гости?

Я общаюсь только с родителеми, расспрашиваю, чем живет ребенок, как проводит свободное время, каким спортом увлекается. По ответам делаю первоначальные выводы, впишется ли у нас ребенок, будет ли ему интересно, что он сможет дать нашим детям. Желающих приехать к нам с каждым годом все больше, а место ограничено (у нас все же квартира, хоть и большая). Все, кто у нас уже гостил, хотят приехать еще раз, появляются новые желающие. Поэтому на будущий год я уже составила анкету для детей и родителей, будем использовать ее.

Что касается вопроса, любой ли ребенок может приехать — нет, не любой. Мы ждем в гости детей определенного возраста  - 12-17 лет. Детей самостоятельных и дружелюбных, ведущих активный образ жизни, способных проводить досуг без гаджетов. Пока мне удавалось интуитивно ощутить, кто действительно сможет «встроиться», со всеми гостями удалось найти общий язык и подружиться. С самими детьми я заранее не общаюсь, так как мой опыт показывает, что ребенку нужно минимум 3-4 дня, а лучше неделя на адаптацию. И только после этого периода мы можем увидеть, кто же на самом деле к нам приехал. Дети расслабляются, раскрываются, и это очень интересно.

Когда мы приглашаем новых детей, то отдаем предпочтение тем семьям, для которых наш «лагерь» — единственная возможность отправить ребенка к морю. Приглашаем тех, кто не может отправить ребенка в дорогие заграничные лагеря или поехать всей семьей к морю. Не хочется тут делать акцент, но я хочу объяснить, почему мы этим занимаемся. Наша задача — помочь отдохнуть тем детям, которые без нас не поехали бы на море.

- А почему именно подростки?

Вначале мы ориентировались на возраст наших старших детей (им 12 и 14 лет), а потом стало понятно, что с детьми такого возраста нам самим интереснее всего. Это уже личности.

- На каких условиях у вас гостят дети?  

Родители покупают детям билеты туда и обратно, оплачивают медстраховку, передают 200 долларов в месяц на еду и карманные деньги на лунапарки, музеи, конфеты-мороженое.  Если гости желают присоединиться к тренировкам наших детей, например, по плаванию, это тоже оплачивают родители.

Пока с таким бюджетом мы, как организаторы, не то что не имеем прибыли, мы остаемся в минусе. Но в минусе ожидаемом. К этому мероприятию мы относимся как к интересному платному хобби.

Не исключаю, что сумма в следующем году увеличится, но в любом случае в нее не будет включатся какая-либо прибыль для нас. В конце сезона мы с мужем подсчитаем расходы и поймем, как верно формировать оплату питания и другие расходы.

- Много вопросов про быт, потому что это самое пугающее. Где и как дети спят? Пришлось ли вам специально покупать кровати, посуду, матрасы, дополнительные комплекты постельного белья и полотенец для приезда ваших гостей? Кто и что готовит и сложно ли прокормить такое количество подростков, знаменитых своим аппетитом? Кто убирается в доме, есть ли у вас помощница по хозяйству? Помогают ли гости в готовке-уборке?

Быт – самое простое во всем этом процессе. Я даже удивлена, что многих быт интересует больше всего! Это же подростки, самое сложное – это вести детей так, чтоб замечать все их особенности и помогать им действительно отдыхать, развиваться, расслабляться. А быт — это мелочи. Но, конечно, я обо всем расскажу.

1. Дети спят на наших террасах под открытым небом на матрасах, которые мы, конечно, купили. Девочки на одной террасе, мальчики – на другой. Да, мы купили постели, полотенца, немного посуды и даже сделали кладовку для хранения всего этого в межсезонье.

2. Готовят взрослые, кто же еще. Я, муж, моя подруга, которая гостит у нас один месяц. Нет, прокормить столько подростков совсем не сложно, но дорого. На еду мы тратим больше тех 200 долларов, что передают родители. Фрукты и овощи закупаем раз в неделю, потому что так устроены закупки в Турции,  рынок в нашем районе работает по вторникам. Закупаем 100-120 кг фруктов и овощей, рыбу на несколько ужинов, сыры. Остальное покупаем в магазине каждый день. В магазин ходим сами или отправляем детей. Едим довольно простую здоровую еду: мясо или рыба, гарнир (рис, булгур, гречка, макароны), овощи. Иногда на обед варим супы. Завтраки — каши, омлет, вареные яйца, гранола с молоком (я делаю ее сама, сразу много), натуральный йогурт с кунжутной халвой, орехами, ягодами. В свободном доступе всегда есть разные фрукты, тосты, которые дети могут сами себе поджарить и намазать натуральными ореховыми пастами или сырами. Как видите, ничего сложного. Также я заказываю у одной мастерицы десятки килограммов котлет, сырников, голубцов, что спасает нас, когда готовить времени нет.

Посуду мою я сразу во время обеда, это занимает не более 10 минут. Вечером посуду моет посудомойка. У нас есть дежурства. Кто-то из детей дежурит на кухне (расставить стулья, подмести, собрать мусор), кто-то в комнатах (пропылесосить и проследить, чтобы ничего не валялось).

У нас нет помощников по хозяйству, справляемся сами. Просто объясняем детям, что кроме нас убирать некому. Поэтому они следят по возможности за своими комнатами, санузлом. По воскресеньям у нас генеральная уборка на 1,5 часа, в которой участвуют все. Строго закрепленных обязанностей нет, каждый делает, что может.

- Какие правила действуют в вашем «лагере»? Отбой, телефоны, планшеты, курение, мат, ссоры, самостоятельные прогулки – эти аспекты отражены в правилах?  

Подъем около 8 утра, в 22 часа все дети уже на террасах, в 23 — отбой. Если кто-то хочет тихонько почитать после 23 — пожалуйста. Главное – не мешать другим и встать утром. Что касается гаджетов, каждому на телефон мы устанавливаем программу, которая контролирует экранное время пользователя. Я прошу детей не залипать в телефонах. Час-полтора в сутки – вполне достаточно, чтоб пообщаться с родителями или друзьями, запостить фотографии или почитать новости. Нарушителям технически ограничиваю интернет до часу в день. Если ребенок предпочтет все же оставаться в телефоне, то предложу родителям купить обратный билет. Но такого у нас еще не случалось. Если ребенок прилетел на море, но проводит все время дома в телефоне — то зачем он здесь?

Курение? Нет, у нас никто не курит, конечно. Так как мы сами не курим, то запах я бы почувствовала сразу. Если бы такое произошло, обсудила бы с родителями курильщика, что лучше сделать. Не считаю, что я могу кого-то воспитывать, но запретить что-то делать у меня дома — могу.  Конечно же, я прошу детей не сквернословить. У нас случались казусы в этом смысле. Но, в целом, дети очень стараются сдерживаться. Сама атмосфера нашего дома мат не предполагает, это выглядит чужеродно, странно. Запретить ссоры я не могу, конечно, но стараюсь следить за всеми течениями-настроениями в коллективе и превентивно корректировать, отвлекать, переключать внимание. Пока все получается, серьезных ссор не бывало. Самостоятельные прогулки разрешаю в магазины неподалеку, на спортплощадку возле дома, то есть куда-то недалеко и недолго. К морю — только со взрослыми, без исключений. Когда дети в море или в бассейне, не спускаю с них глаз.

Если какие-то правила нарушаются, то беседую, беседую, беседую. Большая часть сложностей таким способом и решается, дети все адекватны. Мне кажется, в нашей компании всем важно не утратить весь этот общий настрой, когда полно смеха, активности, шуток и движения.

Важно то, что дети прилетают без обратных билетов. Потому если что-то пойдет совсем не так, в любой момент можно улететь домой, либо по своему, либо по нашему желанию.

- Нравится у вас вашим гостям?

Мне кажется, что нравится. Почти все, кто был в прошлом году, приехали снова. Новички уже обсуждают с родителями приезд в следующем году. Думаю, это – лучший показатель. Домой  начинают проситься через месяц, и обычно это связано с какими-то запланированными дома делами. Тех, кто вообще никак не вписался в нашу жизнь, еще не было. Некоторые гости иногда предпочитали отдельный досуг в нашем доме, это нормально.

- А вашим детям нравится этот импровизированный лагерь? Не устают они от такого количества людей и шума, не скучают по тем временам, когда были только они и мама с папой?

Конечно, нашим детям все это мероприятие нравится, иначе его бы и не было. Они ждут лета, радуются и старым друзьям, и новичкам. Они очень коммуникабельны и любят общение. Ну и партнеров по играм много не бывает.

- Материальной выгоды вы от этого не получаете. Тогда почему вы это делаете?

Это ресурс, огромное количество пищи для размышлений, возможности, знания, опыт. А еще мне очень нравится знать, что благодаря нашим усилиям многие дети отлично проводят лето, становятся здоровее, может быть увереннее в себе, сильнее и чуточку мудрее. А мой муж мужественно поддерживает меня в моем хобби.

- Как удается найти общий язык с чужими детьми в самом сложном возрасте — подростковом?

Я стараюсь с ними разговаривать, слушать, слышать, наблюдать и делать выводы. Помогать делать выводы им самим. Помню себя в их возрасте, провожу параллели, думаю о том, какого отношения к себе я хотела, когда была подростком. И не допускаю анархии, конечно. Главный наш помощник в этом деле — чувство юмора, без него далеко с подростками не уедешь. Уметь посмеяться над любой трудностью, над собой, над близким (и при этом его не обидеть) — это наш конек.

- Чем вы занимаетесь с детьми, кроме походов на море? Есть  какая-то программа?

Программы нет. Делаем то, что можем.  Важно помнить, что и я, и муж — работаем, летом у нас нет отпуска. Я работаю за ноутбуком (фриланс),   стараюсь делать большую часть рано утром или после отбоя. Муж работает гидом, часто уезжает, и я с детьми остаюсь одна. Стараемся ходить на море не меньше 5 раз в неделю, с 9 до 12 утра. Если нет моря — бассейн. С 12 до 16 — обед, общение, кино, настольные игры дома. После 16.00, когда спадает жара — бассейн, длительные пешие прогулки, спортивные мероприятия (футбол, баскетбол, занятия на турниках), общение и игры. На закате я занимаюсь бегом, дети по желанию составляют мне компанию. Когда есть возможность, выезжаем с детьми в музеи, парки, к историческим или природным достопримечательностям. Мы рассказываем историю города, показываем его красоты. Иногда делаем выезды за город, в лунапарк, аквапарк, зоопарк, отмечаем праздники, ходим в кафе, ездим на шопинг.

- Тебя не страшит ответственность за чужих детей?  

Я привыкла отвечать за детей, ведь у меня и без лагеря их немало, такая ответственность меня не страшит. Если случится какое-то ЧП, разумеется, я буду решать возникшие проблемы, но все же лучше быть внимательной и стараться ЧП не допускать.

- В следующем году будет у вас лагерь? 

Надеюсь на это!