Серебряный павильон (Гинкакудзи) был построен почти столетие спустя после Золотого павильона, внуком того самого сёгуна, тоже сёгуном. Серебряный павильон поменьше Золотого, в нем только два этажа. В свое время павильон стал средоточием культуры Хигашияма. Если раньше культура была принадлежностью только аристократических кругов, то в конце XV века такие утонченные искусства, как чайная церемония, икебана, театр но, поэзия и архитектура становились более массовыми.

В действительности Серебряный павильон никогда не был покрыт серебром, а это название укрепилось за ним лишь через сто лет после постройки. Возможно, оно связано с тем, как отражался лунный свет в покрытых черным лаком стенах здания (такое покрытие стены имели в прошлом). Но скорее всего название было дано в противовес Золотому павильону.

В отличие от Золотого павильона, Серебряный уцелел в многочисленных пожарах и землетрясениях и дошел до нас в первозданном виде, если не считать необходимых для поддержания сохранности реставрационных работ.

Внутри павильона находится статуя буддийской богини Кэннон, но интерьер закрыт для публики. Сама по себе архитектура Серебряного павильона не была бы особо примечательна, если рассматривать ее в отрыве от окружающего сада.

Именно в саду Гинкакудзи я поняла (насколько это вообще возможно постичь туристу) смысл созерцательности, присущей культуре дзен. Архитектура идеально вписывается в пейзаж, дополняет и украшает его. В равной степени пейзаж обрамляет и дополняет архитектуру. С каждым шагом картина меняется, открывая все новые виды, от которых перехватывает дыхание. Даже современного человека, избалованного кинематографическими эффектами и 3D-технологиями, эти картины завораживают. Здесь не хочется никуда спешить. Здесь хочется находиться часами, медленно бродя по дорожкам, погрузившись в размышления, или вовсе ни о чем не думая. Можно себе представить, как действовали эти виды на людей, не загнанных бешеным ритмом жизни, привычных к спокойствию и основательности.

Когда гуляешь по саду, то не задумываешься, сколько труда требует его содержание. Все кажется абсолютно естественным и как бы случайным. Но на самом деле эти случайности тщательно продуманы и поддерживаются в идеальном порядке.

Даже грибы, выросшие во мху, являются частью продуманной до мелочей картины.

Узоры и горки из песка заботливо обновляются каждый день. Язык сухого сада - это еще одна, отдельная традиция, которую не расшифровать без объяснений. Но даже прочитав путеводитель, не всегда вполне понимаешь, "что хотел сказать автор".

В Гинкакудзи желательно приходить к самому открытию. Посетителей тут много, как и во всех достопримечательностях Киото. Мы пришли за полчаса до открытия и первыми пошли в ворота, но уже через 20-30 минут сад наполнился толпами туристов и японских школьников.

Цена билета 500 йен, открыто с 8:30 до 17:00.

По идеально выметенным дорожкам можно обойти сад, полюбоваться моховым ковром, укрывающим его сплошь, и добраться до видовой площадки на горе.