Каждый год в ЕГЭ что-то меняется. Иногда происходят крупные метаморфозы: появляются новые экзамены, меняется формат ответов, добавляется устная часть. Чаще изменения бывают мелкими: чуть-чуть видоизменяется тип задачи, а следовательно, стратегия решения. Где выпускников подстерегают наиболее коварные подводные камни? Об этом рассказали эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), проанализировав работы участников ЕГЭ за 2018 год.

Типичные ошибки выпускников на ЕГЭ. Фото - фотобанк Лори

Русский язык

ЕГЭ по русскому языку – самый массовый экзамен, его сдают все российские выпускники. Он также и самый легкий – здесь самый высокий средний балл и самый большой процент высокобалльников (каждый четвертый набирает 81 балл и выше).

Однако есть и проблемные задания. Больше всего сложностей вызывают задания, решение которых требует привлечения теоретических сведений: например, правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Эксперты ЕГЭ по русскому языку предупреждают: «Неверное определение части речи ведет к ошибке в использовании правила и неверное написание слова. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить структуру слова. Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения».

Самые «опасные» задания в тестовой части ЕГЭ по русскому языку:

  • правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
  • задания на пунктуацию

Самые сложные моменты в части ЕГЭ с развернутым ответом (сочинение по прочитанному тексту):

  • выявление в тексте проблематики
  • определение позиции автора
  • осознание текстов, содержащих иронию, сарказм

Эксперты ЕГЭ по русскому языку также отмечают отсутствие работы с черновиком у каждого пятого экзаменуемого – отсюда неумение анализировать и редактировать собственную письменную работу.

В качестве аргументации большинство участников ЕГЭ привлекает примеры из произведений, изучавшихся в 11 классе. Самый низкий процент выбора примеров для аргументации – из произведений современной российской литературы, этот выбор не превышает 1%.

Математика

ЕГЭ по математике проводился в 2018 году на двух уровнях: базовом и профильном. Наиболее сложными для экзаменуемых на обоих уровнях стали задания по программе средней школы. Задания по планиметрии и стереометрии смогли решить только наиболее подготовленные выпускники.

«Графические представления тесно связаны с понятийной стороной вопроса о поведении функции и ее производной», - отмечают эксперты ЕГЭ. – «Надо понимать, что представление о производной и ее применении к исследованию функций можно получить, основываясь преимущественно на наглядных представлениях о скорости, об изменении величины и о касательной к гладкой линии. Именно поэтому нужно формировать общее понимание понятия производной функции и при переходе к алгоритмам не забывать о содержательной стороне, тем более что задачи такого рода ежегодно включаются в КИМ ЕГЭ по математике».

Задания в ЕГЭ по математике, которые вызывают больше всего проблем у участников экзамена:

  • планиметрия и стереометрия
  • нахождение экстремума по графику производной (профильный экзамен, задание 7) – не справляется каждый второй
  • характеристика производной по графику функции (базовый экзамен, задание 14) – не справляется каждый второй
  • исследование функции с помощью производной (профиль, задание 12)
  • экономическая задача при изменении ее условий (профиль, задание 17)

«Причиной снижения доли участников, набравших полный балл за задание 17 профильного экзамена (экономическая задача), стало «натаскивание» на типовые задания прошлых лет вместо систематического изучения курса и грамотного итогового повторения. Многие участники не прочитали полностью и внимательно условие задачи и допустили существенные ошибки, следуя заученному «типовому» алгоритму», - считают эксперты.

На экзамен по профильной математике приходит доля участников, которым больше бы подошел базовый уровень. В то же время группа выпускников, наиболее успешных на ЕГЭ базового уровня, вполне справилась бы с профильным, и смогла бы поступить в технические ВУЗы.

«В каждом конкретном случае, когда выпускник отказывается от профильного ЕГЭ по математике, учитель и родители должны убедиться, что отказ сделан им осознанно и обоснованно», - подчеркивают эксперты.

Обществознание

Обществознание – четвертый по массовости экзамен, после русского языка, профильной и базовой математики. Его выбирает каждый второй выпускник, но по разным причинам.

Среди участников ЕГЭ по обществознанию выделяются две противоположные группы: одна включает наиболее подготовленных выпускников, потративших немало времени и сил на освоение предмета, другая – выпускников с плохой подготовкой, ошибочно считающих обществознание легким экзаменом, который они без труда смогут сдать. Последние, как правило, не преодолевают минимальный балл или балансируют на грани минимального порога. Так, в 2018 году 16% экзаменуемых не смогли преодолеть минимальный порог в 42 балла.

На самом деле ЕГЭ по обществознанию – сложный экзамен, в него включены задания по философской, социологической, экономической, политологической и правоведческой тематике. Значительное место отводится заданиям с развернутым ответом: их в ЕГЭ по обществознанию девять – больше, чем в ЕГЭ по другим учебным предметам.

Наибольшие проблемы у сдающих ЕГЭ по обществознанию вызывают:

  • основы конституционного строя нашего государства
  • права и свободы человека и гражданина России
  • конституционные обязанности гражданина России
  • названия высших государственных органов России
  • функции ветвей власти и органов власти, должностных лиц
  • функции институтов банковской системы
  • суть экономических процессов (безработица, инфляция)
  • система налогов в РФ
  • понятия «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность» и др.

Помимо пробелов в знаниях, у выпускников часто возникают проблемы в процессе самого экзамена:

  • понимание текста заданий и инструкций по их выполнению
  • формулирование своих мыслей, рассуждений, построение аргументации

История

Участники ЕГЭ 2018 года по истории сравнительно хорошо выполнили задания на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми историческими источниками.

Затруднения вызвали задачи, в которых требуется:

  • сгруппировать факты по определенному признаку
  • указать названия битв, мирных договоров
  • соотнести факты из истории России XX века (относящиеся к периодам, насыщенным важными событиями - например, 1917 год, Гражданская война, период индустриализации в СССР, Великая Отечественная война и др.)
  • проанализировать два документа, относящиеся к разным историческим периодам (задание 6).
Выпускники 2018 года плохо знают исторических деятелей (задание 9), слабо ориентируются в истории культуры (задание 17).

Много ошибок допустили участники ЕГЭ при работе с исторической картой (схемой) и иллюстративным материалом. Большинство из них связано с незнанием фактов, необходимых для работы с картой и анализа иллюстративного материала. Например, экзаменуемые неправильно указывали время начала военных операций, обозначенных на карте, фамилии исторических деятелей, связанных с событиями, названия городов в тот период и другое. Многие выпускники не узнали представленные на изображении памятники архитектуры, скульптуры, произведения живописи и т.п.

Избежать этих ошибок позволит систематическая работа на уроках с исторической картой и иллюстрациями в учебнике.

Самым сложным в экзаменационной работе стало задание с развернутым ответом на аргументацию предложенной точки зрения, оценки события, явления, процесса или деятельности исторической личности (задание 24). Большинство выпускников не смогли построить аргументы на основе исторических фактов. Некоторые приводили конкретные факты, но не показали их связь с защищаемой точкой зрения.

Историческое сочинение (задание 25) носит творческий характер и требует от выпускников самостоятельного отбора фактов, рассуждений, установления связей событий, явлений, процессов, корректного оформления своих мыслей с учетом требований задания. От того, насколько хорошо выпускник владеет учебным материалом, во многом зависит успех при написании исторического сочинения.

Разработчики экзаменационных заданий ЕГЭ рекомендуют одиннадцатиклассникам, планирующим сдачу ЕГЭ по истории, обратить внимание на повторение информации о выдающихся исторических деятелях нашей страны и участии этих деятелей в конкретных событиях; потренироваться в характеристике значения важнейших событий российской истории, повторить относящуюся к ним фактическую информацию.

Биология

Биология традиционно является одним из наиболее востребованных экзаменов по выбору, ежегодно этот предмет сдают более 20% от общего числа участников ЕГЭ.

Участники ЕГЭ 2018 по биологии успешно выполнили задания базового уровня, показали умение решать простейшие задачи по генетике и цитологии, заполнять пропуски в схеме, анализировать биологический текст и выделять нужную информацию, анализировать результаты экспериментов, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Традиционно низкие результаты участники показали по темам:

  • «Деление клетки, митоз, мейоз»
  • «Обмен веществ и энергии в клетке»
  • «Формы естественного отбора»
  • «Видообразование»
  • «Нервная система человека»
  • «Нейрогуморальная регуляция»,
  • «Экосистемы и присущие им закономерности»
  • установление по рисунку и соотнесение характеристик и признаков органов растений, животных и человека
  • анализ геохронологической таблицы по теме «Развитие органического мира на Земле»
  • объяснение результатов скрещивания в задачах по генетике

При решении второй части экзаменационной работы (с развернутыми ответами высокого уровня сложности) участники показали плохое знание методов биологических исследований.

Иностранные языки

В 2018 году выпускники могли сдать ЕГЭ по четырем иностранным языкам: английскому, немецкому, французскому и испанскому. В 2019 году появится новый экзамен – по китайскому языку.

Во всех иностранных языках участники легко справляются с заданиями по чтению и аудированию, и с заданием 39 в разделе «Письмо» (личное письмо, базовый уровень сложности).

А вот при выполнении творческого задания 40 высокого уровня сложности (письменное высказывание с элементами рассуждения) экзаменуемые не всегда справляются с содержательной стороной.

«Главным препятствием для его успешного выполнения является непонимание сути задачи», - комментируют эксперты ФИПИ. – «Часть выпускников и, по-видимому, часть учителей понимают это задание как «сочинение на вольную тему», а в качестве темы выхватывается только одно слово из утверждения, предложенного для обсуждения. Происходит подмена предложенной темы совсем другой, более простой, которую сам для себя сформулировал участник экзамена.

Также заметна тенденция подменять собственные мысли и рассуждения заезженными штампами, фрагментами из заимствованных источников, что является результатом использования учителями иностранного языка устаревшего грамматико-переводного метода: прочитай – переведи – выучи наизусть/перескажи. Вследствие этого участники ЕГЭ не могут показать дискуссионный характер предложенных тем, да и полностью их раскрыть. Для успешного выполнения задания 40 требуются как хорошее владение иностранным языком, так и аналитические умения, такие как способность формулировать свою и чужую точку зрения, давать аргументы в поддержку своей точки зрения, высказывать контраргументы, делать выводы и так далее».

Раздел «Устная речь» выполняется участниками достаточно хорошо. Однако здесь наблюдаются, как и в разделе «Письмо», попытки воспроизведения заученных кусков текста вместо спонтанной речи. Особенно часто это проявлялось в длинных вступлениях, заключениях в монологах. Нередки случаи несоответствия содержания монолога задаче, которая ставилась в задании. Участники ЕГЭ допускают большое количество лексико-грамматических ошибок в спонтанной речи.

Все это говорит о том, что во многих школах недостаточно занимаются спонтанной речью и не уделяют должного внимания содержательной стороне высказывания.

К типичным недостаткам в образовательной подготовке участников ЕГЭ относятся недостаточное внимание к разбору стратегий работы с текстами разных жанров и характера, отсутствие повторения учебного материала (особенно грамматических явлений) начальной и основной школы.

Информатика

В 2018 году зафиксирован рекордный прирост количества участников единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Этот экзамен выбрали 10,3% участников ЕГЭ, в то время как в 2017 году таких было лишь 8,6%. Эксперты связывают это с трендом на цифровое преобразование экономики страны.

Наиболее простые темы для участников экзамена:

  • данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы),
  • чтение фрагмента программы на языке программирования и исправление допущенных ошибок
  • позиционные системы счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера
  • технологии обработки информации в электронных таблицах
  • конструкции языка программирования
  • понятия переменной, оператора присваивания

Затруднения у участников ЕГЭ-2018 по информатике вызвали:

  • определение объема памяти, необходимого для хранения графической информации
  • анализ алгоритмов и программ
  • построение и преобразование логических выражений

Стоит отметить, что ошибки многих участников экзамена нередко связаны не с пробелами в знаниях по предмету, а с недостаточной внимательностью, неспособностью прочитать и адекватно понять текст задания, проанализировать свое решение и, при нахождении, исправить допущенные ошибки.

Для получения высокого результата на экзамене выпускникам необходимо обратить внимание на тренировку в написании программ для решения задач средней сложности.

Литература

ЕГЭ по литературе является экзаменом по выбору, результаты которого необходимы для поступления в вузы по таким специальностям, как филология, лингвистика, музыкально-театральное искусство, журналистика, телевидение, живопись, дизайн, музыковедение и другие. В 2018 году ЕГЭ по литературе выбрали 8,5% выпускников.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Первая часть содержит задания по анализу литературных произведений, во второй части необходимо выбрать одну из четырех предложенных тем и написать сочинение объемом не менее 200 слов.

Задания ЕГЭ по литературе проверяют как уровень владения теоретико-литературными понятиями, так и знание истории отечественной литературы (от «Слова о полку Игореве» до произведений литературы конца ХХ – начала ХХI вв.). Содержание экзамена в основном базируется на программе 9–11 классов, представляющей школьный историко-литературный курс.

В целом выпускники успешно справляются с заданиями, требующими краткого ответа.

Затруднения на ЕГЭ по литературе вызывают задания:

  • №4 (установление соответствия) на знание художественного текста (персонажи, связанные с ними цитаты и тому подобное)
  • № 13 (множественный выбор из предложенного списка) на умение распознавать в лирическом тексте различные средства художественной выразительности
  • № 9 и № 16, в которых экзаменуемый рассматривает исходно предложенное ему произведение в литературном контексте, демонстрируя умение сопоставлять литературные явления и факты. Главное в выполнении этих заданий – правильный и уместный выбор контекста, преодоление соблазна сравнивать «все со всем».
Задания данного типа требуют хорошего знания литературного материала, способности вскрывать его внутренние взаимосвязи на основе сходства и различия.

Наконец, сочинение на литературную тему, «замыкающее» структуру экзаменационной работы, требует тщательной подготовки, в том числе на уровне знания текста программных произведений. Без навыков анализа художественного текста, выстраивания письменного рассуждения в заданном направлении сочинение вряд ли сможет претендовать на высокий балл.

Химия

Число высокобалльников среди участников ЕГЭ по химии растет. Общее число участников, выбравших этот экзамен, в 2018 году выросло на 11 тысяч человек.

Существенные затруднения вызывают:

  • способы получения и области применения веществ (задание 26) 
  • качественные реакции на неорганические и органические вещества (задание 25)

Материал распределен по всем темам курса химии, поэтому необходимо обобщение и систематизация, например, в виде таблиц.

Наиболее сложной на протяжении многих лет остаётся задача 34, сочетающая несколько видов расчётов по формулам и уравнениям химических реакций.

Важно уметь вычленять в условии задания нужную для решения информацию, анализировать её, выстраивать последовательность действий и фиксировать этапы решения.

Физика

Задания по астрофизике, впервые включенные в ЕГЭ, не вызвали трудностей у выпускников. Проблемы значительное число участников испытывает с объяснением результатов экспериментов и решением сложных задач с развернутым ответом.
Выпускники 2018 года продемонстрировали более глубокое освоение вопросов механики по сравнению с электродинамикой и квантовой физикой.

  • Участники ЕГЭ-2018, которые набрали результат ниже минимального балла, справились лишь с заданиями на проверку знания законов и формул, которые изучаются преимущественно в основной школе.
  • Большая группа выпускников с итоговым баллом ниже 60 не смогли объяснить результаты экспериментов, представленные в виде графиков и таблиц.
  • Почти для всех участников, кроме высокобалльников, самой сложной остается качественная задача, при решении которой нужно выстроить логически связное объяснение физических процессов, опираясь на различные законы и формулы.
  • Сложные задачи с развернутым ответом пока по силам лишь высокобалльникам, получившим на ЕГЭ 81-100 баллов.

В 2018 году увеличилось и число участников, которые получили 0 баллов за выполнение всей экзаменационной работы. 

Ряд ошибок участников ЕГЭ при выполнении заданий с кратким ответом был связан с использованием ими при подготовке к экзамену готовых домашних заданий и ответов на «типовые» задания ЕГЭ.

В 2018 году в экзаменационную работу была включена новая линия заданий на проверку базовых элементов астрофизики. Все задания в этой линии носили контекстный характер и предполагали использование данных из предложенных таблиц или диаграмм.

Статистический анализ показал достаточно высокие результаты выполнения этих заданий и освоение большинством выпускников основных сведений об объектах Солнечной системы, о различных классах звезд, их основных характеристиках, а также современных представлений о происхождении и эволюции звезд.

География

Выпускники 2018 года успешно освоили умения:

  • определять по картам географические координаты и расстояния
  • читать географические карты и составлять профиль рельефа местности по топографической карте
  • анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм
  • использовать карты часовых зон для определения разницы во времени

Выпускники не в полной мере владеют физико-географическими понятиями и терминами: «континентальность климата», «циклон» и «антициклон», «исток», «устье», «межень», «русло», «платформа», «щит», не знают признаков природных зон, взаимосвязь компонентов в природных комплексах, проявление общих географических закономерностей на конкретных территориях.

Большинство выпускников демонстрирует знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Вместе с тем, при повторении данного раздела необходимо обратить внимание на конкретные примеры рационального и нерационального природопользования, основные источники загрязнения водного и воздушного бассейнов.

Участники ЕГЭ по географии продемонстрировали хороший уровень знаний по географии России, особенностей ее природы и размещения населения, знание и понимание особенностей природно-хозяйственных зон и районов, основных отраслей хозяйства страны.

Особое внимание при подготовке по данному разделу следует обратить на знание состава крупных географических районов России. Так, например, 20% выпускников считают Дальний Восток самым маленьким по площади территории географическим районом страны.

Анализ результатов ЕГЭ по географии показывает, что участники экзамена знают столицы государств, но путают страны при соотнесении «страна – столица»:

  • Испания и Португалия,
  • Иран и Пакистан,
  • Саудовская Аравия и Турция,
  • Марокко и Афганистан.

Затруднение у участников экзамена вызвало определение по краткому описанию таких стран как Мексика, Норвегия, Бангладеш, Вьетнам, Швейцария. Учителям необходимо обратить внимание на разбор типичных ошибок, связанных с незнанием особенностей географического положения стран, формы правления, численности населения крупных стран и их столиц.

В целом у участников экзамена сформировано верное представление о различии в структуре ВВП и занятости населения между развитыми и развивающимися странами. Вместе с тем, стоит обратить внимание на умение выделять существенные признаки таких экономико-географических понятий как:

  • международная экономическая интеграция
  • отрасль международной специализации
  • особенности размещения основных отраслей промышленности, сельского хозяйства мира, крупнейших производителей и экспортеров основных видов продукции.

По материалам сайта Рособрнадзора