«Они ничего не читают», - этим уже никого не удивишь. «Если родители не читают, чего же вы хотите от детей?» - это тоже уже общее место. Кто виноват – знают все – интернет. Что делать? – не знает никто. Не буду интриговать – я тоже не знаю. Просто расскажу про свой опыт.

Старшая дочка относится ещё к поколению Y – она родилась перед миллениумом, в 1999. В полтора года она приносила мне стопку книжек со словами: «Тюнити тютять будем!» И приходилось «тютять». Я читала ей много, и когда родилась вторая дочь, чаще всего ей приходилось слушать тексты, которые она ещё не могла понять в силу возраста. А мне было неинтересно перечитывать уже читанное ранее, я больше ориентировалась в выборе книг на старшую. А младшей доставалось по остаточному принципу.

Летом после окончания второго класса старшая дочь прочитала первую свою большую книгу – все части «Хроник Нарнии» Льюиса. Читала взахлёб, и как раз после этого я обнаружила у неё падение зрения. Но возможно, это просто совпадение, ведь и школьная нагрузка работала в том же направлении.

Так или иначе, старшая дочь читала много. Некоторые книги любила настолько, что перечитывала без конца, так что мне приходилось их прятать. Читала Лидию Чарскую, Юлию Вознесенскую, Эдуарда Успенского, Кира Булычева, Майкла Бонда, Анне-Кат Ветсли, Памелу Трэверс, Эно Рауда и многое другое.

Но, несмотря на большую любовь к чтению в средней школе, к ЕГЭ дочь подошла со сложностями в выборе аргументов для сочинения по русскому. Оказалось, что из всего читанного она помнит немногое, а подходящего  к экзаменационным задачам и того меньше.

Вторая дочь, принадлежащая уже к поколению Z, да к тому же получившая несколько специфический опыт чтения в раннем детстве, выработала в отношении чтения своеобразную позицию. Во-первых, она категорически не хотела читать то, что уже прочла сестра. Во-вторых, она выбирала книги сложные и явно не по возрасту. Так, в 8 лет она вдруг взяла да и прочла «Ромео и Джульетту». В 13 лет ее заинтересовала «Психология лжи» Пола Экмана. А в 15 она прочитала полностью, от корки до корки «Войну и мир». Лично я в своё время не осилила.

Но в общем она читала не очень много и не «запоем», а лишь под настроение. С написанием сочинения в период подготовки к ЕГЭ ей тоже пришлось непросто.

К тому времени, когда настало время читать сказки сыну, дочки уже читали самостоятельно. Хотя, кажется, был период, когда я читала на ночь сначала ему, а потом немного и дочерям, но длилось это недолго.

Я покупала ему разнообразные интересные книжки, мне самой было приятно их читать – выбор литературы в это время стал гораздо обширнее, чем в ранних нулевых годах. Мы читали много и с удовольствием. Но сам он испытывал трудности с чтением, и самостоятельное чтение оставалось проблемой даже в 3-4 классе. Зато я «отрывалась»  - перечитала книги своего детства и некоторые из тех, что прошли мимо меня со старшими детьми. Так, «Маму, папу, бабушку, 8 детей и грузовик» старшие читали сами, а сыну читала я, заодно и сама ознакомилась. Аналогичная история произошла с «Хрониками Нарнии» и другими книгами. А «Путешествиями Гулливера» я так увлеклась, что продолжала читать про себя, когда сын засыпал. Книга оказалась глубокой и вовсе не детской. С удовольствием прочла с сыном «Остров сокровищ» и «Двух капитанов», которых мои девочки и в руки не брали.

Осенью сын читал третью часть «Гарри Поттера», взятую в библиотеке. Когда старшая приносила из библиотеки эту книгу, я возмущалась низкопробностью ее выбора. Времена изменились, и теперь я радуюсь, что ребенок читает хоть что-то.

Как видите, моя родительская планка понизилась, но это не «двойные стандарты», а снижение ожиданий и приспособление к реальности.

Единственный способ сделать так, чтобы ребенок читал – убрать все гаджеты. О безнадежности борьбы с гаджетами я уже писала, и остаюсь при прежнем мнении. Но когда удается их убрать из зоны досягаемости, то оказывается, что ребенок по собственной инициативе берет книгу в руки.

Сейчас в школе у сына карантин, и ему не надо никуда идти по утрам. Вчера, проснувшись, я застала его с телефоном в руках (с вечера телефон был убран, но не очень далеко). На следующую ночь я спрятала телефон в более надежное место, и утром с полным удовольствием обнаружила сына в кровати с книгой. Более того, он так увлекся, что читал почти три часа подряд.

Но сейчас ему всего лишь 12 лет, и скоро придет время, когда телефон уже не отберешь.

Я прекрасно отдаю себе отчёт, что сын читать вряд ли будет – если говорить о чтении для себя, для души. Такова реальность – посмотреть фильм легче и быстрее, чем прочитать книгу. И с этим ничего не поделаешь.

Фото - фотобанк Лори