Массовые ошибки в употреблении мягкого знака в глаголах – бич нашего времени. Даже в статьях на уважаемых сайтах периодически допускают неправильное употребление ТСЯ-ТЬСЯ, что уж говорить об интернет-форумах и соцсетях. Мне, как редактору, это очень режет глаз. Поэтому, заметив, что мой сын тоже делает ошибки в возвратных глаголах, решила составить для него небольшой тренажер для понимания разницы и отработки навыка.

Конечно, я не методист и не учитель, но зато я знаю своего сына, его интересы и чувство юмора, поэтому постаралась сделать задание не очень скучным. Основной идеей было поставить в соседних предложениях, связанных по смыслу, пару почти одинаковых глаголов. Почти, да не совсем.

Сначала – правило.

Мягкий знак в глаголах ставится:

В неопределённой форме глагола (инфинитиве)

умывать(ся), беречь(ся)

В окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени

умываешь(ся), бережёшь(ся)

После согласных (кроме "й" и "г" – ляг(те)) в формах повелительного наклонения

исправь(те)

В возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука

вернусь, вернитесь, вернулись, вернувшись

В остальных случаях в глагольных окончаниях мягкий знак не ставится

Нас в первую очередь интересуют первые два случая, которые как раз и вызывают больше всего ошибок. Ребенку их легче всего объяснить так: если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он есть (что делать? что сделать?). Если в вопросе нет мягкого знака, то и в глаголе его не будет (что делает? что сделает?).

Ниже – задания для отработки. Их можно распечатать и предложить ребенку вставить пропущенный мягкий знак, где это необходимо. Будьте внимательны, встречаются «подводные камни», чтобы ученик не расслаблялся.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Задания для отработки

Образец: Он пошел (что делать?) умываться. Он (что делает?) умывается.

  1. Вениамин болеет и не лечит…ся. Потом ему придется дольше лечит…ся.
  2. К экзамену надо серьезно готовит…ся, а Панкратий готовит…ся мало.
  3. В кастрюле варит…ся гороховый суп. Ему надо ещё полчаса варит…ся.
  4. Если лыжники оглянут…ся, то увидят, что мы им машем. Но они смотрят вперед, им некогда оглянут…ся.
  5. Погода нелётная, ожидание может затянут…ся. А школьники не против, если каникулы затянут…ся.
  6. Костер никак не хочет разгорат…ся. А, вот, кажется, разгорает…ся.
  7. Я хочу записат…ся в библиотеку. Завтра пойду записыват…ся.
  8. Филимон взбирает…ся в гору. Тяжело взбират…ся с таким большим рюкзаком.
  9. Эй, перестань толкат…ся! Мама, Парамон толкает…ся!
  10.  Наш пёс хочет прогулят…ся. Кто с ним прогуляет…ся?
  11.  Алевтина кривляет…ся. Алевтина, перестань кривлят…ся!
  12.  Исидор кидает…ся снежками. Я тоже буду кидат…ся снежками в Исидора.
  13. Феоктист не хочет занимат…ся шахматами. Он успешно занимает…ся борьбой.
  14. Как наш сын мог не явит…ся домой к девяти часам вечера?! Вот будет ему взбучка, когда явит…ся!
  15.  Человеку свойственно ошибат…ся. Я думаю, автор учебника ошибает…ся.
  16.  Винни-пух не смог протиснут…ся в дверь. Вдвоем с Пятачком они точно не протиснут…ся.
  17. Демьян опять на уроке отвлекает…ся. Сколько можно отвлекат…ся?
  18. Шерлок всегда догадывает…ся, кто убийца. В этот раз тоже догадает…ся.
  19. Цыплятам пора уже вылупит…ся. Может быть, завтра вылупит…ся первый.
  20.  Не так уж сложно научит…ся, где ставить мягкий знак, а где нет. Любой научит…ся, если захочет.