О феномене финского образования активно заговорили после того, как Финляндия заняла первые места в престижном международном исследовании PISA. И хотя после 2006 года позиции страны несколько снизились, интерес к финскому образованию не ослабевает. Тем более что в этой соседней стране живет немало наших бывших соотечественников, которые щедро делятся впечатлениями в блогах.

Повсюду можно прочитать хвалебные отзывы о финских школах. Но мы с вами в статье «Мифы и правда о финских школах» уже выяснили, что минусов у финской образовательной системы тоже немало. Она далеко не так идеальна, как может показаться на фоне потока восторженных публикаций.

Остается вопрос: каким же образом Финляндия занимает первые места в PISA?

Чтобы это понять, надо выяснить, что именно исследует PISA и каким образом.

PISA (Programme for International Student Assessment, в переводе - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) оценивает знания молодых людей в возрасте 15 лет. Школы-участники выбираются случайным образом на добровольной основе, то есть школа имеет право отказаться. Из каждого учебного заведения в исследовании участвуют 42 ученика.

Мониторинг качества образования PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математика и естественные науки. Результаты исследования подводятся раз в три года.

Важно понять, что PISA не исследует глубину и академичность знаний. Ее основная цель – узнать, способны ли подростки применять свои знания на практике.

Задания составлены по следующей схеме:

  1. Используя текст задания или компьютерную модель, подросток должен собрать и изучить информацию, относящуюся к реальной жизни.
  2. На основе полученных данных он должен сделать выводы, которые и будут решением задачи.

Вот пример задания на грамотность чтения. Дан текст объявления в супермаркете. Подросток должен прочитать, понять и проанализировать его, а затем принять решение о своих действиях, основываясь на полученной информации.

Пример задания из исследования PISA

То есть первое место страны по грамотности чтения в PISA вовсе не означает, что подростки в этой стране не выпускают из рук книгу и перечитали все шедевры мировой литературы. Оно означает другое: способность прочесть тест (вовсе не обязательно художественный), понять его и сделать правильные выводы.

А вот пример задания по математике. Здесь для ответа на вопрос требуется умение читать столбчатую диаграмму и интерпретировать полученную информацию. Подобного типа задания есть в ЕГЭ профильного уровня. Возможно поэтому российские школьники показали в нем высокий результат.

Задание по математике

Во втором задании дана реальная ситуация, которую требуется интерпретировать в геометрическую модель, а затем произвести вычисления на основе знаний по геометрии. Это задание вызывает значительные затруднения не только у российских школьников, но и у подростков из других стран.

Задание на применение геометрии в жизни

Задания по естественнонаучной грамотности в 2015 году усложнили. Теперь участники должны поработать с компьютерной симуляцией, чтобы собрать необходимые данные. Затем надо эти данные интерпретировать и дать ответ на поставленный вопрос. Свой ответ нужно обосновать данными из таблицы, что исключает возможность случайного выбора правильного ответа, либо ответа на основании жизненного опыта.

Задание на применение знаний в жизни

Во втором примере задание дополнительно усложняется необходимостью дать развернутый и обоснованный письменный ответ.

Задание с элементами исследования

Последнее задание относится к максимальному (шестому) уровню сложности. Чтобы дать правильный ответ, подросток должен прочитать достаточно сложный текст, вникнуть в него, понять смысл и использовать все его элементы при ответе на задание. Средний международный результат по этому заданию очень низкий.

Сложное задание со схемой и системой данных

По словам представителя Управления образования Хельсинки Ханны Бьёркман, успехи Финляндии в PISA главным образом базируются на вариативности методов, применяемых учителями. Учителя пользуются полной свободой в выборе методов обучения и составлении программ.

Финская школа славится вариативностью учебного процесса: вместо фронтальной работы на класс применяются различные интерактивные методы, индивидуальная работа и работа в мини-группах.

Заместитель директора школы на окраине Хельсинки: «Каждый урок должен быть для детей приключением»

На самом деле объяснение материала перед классом у доски тоже присутствует. Правда, мелом уже никто не пользуется, пишут маркерами – это ярче и чище.

Работа в мини-группах по своей задумке призвана выравнивать уровень знаний, подтягивать слабых учеников в совместной работе с более сильными. На самом деле, как нетрудно догадаться, вся группа «выезжает» на сильных учениках. Финские учителя сами признают, что в мини-группах есть свои минусы. Сильные ученики должны объяснить слабым то, что у них не получается, но это неправильно – перекладывать на детей функции учителя. На практике работают 1-2 человека из группы. И тем не менее, работа в мини-группах учит детей работать в команде, совещаться, взаимодействовать ради получения общего результата.

Помимо вариативности, слагаемым успеха Финляндии в PISA является один из постулатов финского образования – практичность.

«Мы не учим тому, что не пригодится в жизни», - сказала нам старший воспитатель в финско-русском детском саду.

В школе дети периодически работают над «феноменами», то есть глобальными темами, которые прорабатывают с разных сторон. Вся школа может работать над одним феноменом, или у каждого класса будет свой. Изучение феномена – коллективная работа. В качестве феномена может быть выбрано любое достаточно обширное понятие. Например, экология, эмиграция или Евросоюз. Участвовать в разработке феномена могут дети любого возраста, с первого по 9 класс, но в старших классах для этого трудно найти время. Эта работа метапредметная, она может вестись на любом уроке, от математики (изучение, например, валют разных стран) до домоводства (изучение кухни разных народов). Не говоря уже про биологию, географию и литературу.

Очень приветствуется преподавание нескольких предметов одним педагогом. Часто бывают совмещенные уроки: совмещенный урок финского и математики, рисовальная математика, рисовальная история.

Учительница русского языка, переехавшая из России, рассказывала нам, что она вела в финской школе четыре предмета, помимо русского: историю, географию, биологию и обществознание. Эти уроки она преподавала русскоговорящим детям, но потом администрация школы пришла к выводу, что тем самым ущемляются права учеников, поскольку они не получают соответствующую лексику на финском. Поэтому ее сделали вспомогательным учителем, и теперь она присутствует на уроках, чтобы помочь детям перевести непонятные термины.

Сейчас идут разговоры о том, чтобы вообще отменить деление на предметы в финских школах. Но это пока лишь прожекты.

Неудивительно поэтому, что для финских школьников задания, выходящие за рамки одного предмета – дело привычное. Они на школьных уроках сталкиваются с задачами, привязанными к реальным жизненным ситуациям, и поэтому легко справляются с ними, участвуя в исследовании PISA.

А вот в российских школах задачи из жизни решают только в начальных классах. Да и то эти задачи из серии «В магазин привезли 36 метров ситца и 42 метра драпа» современным детям кажутся скучными. Свежую струю в это наследие советского прошлого вносит шуточный задачник Григория Остера, но его не используют на уроках. Хороших современных задачек в школьных учебниках крайне мало.

В старших классах ученики с головой погружаются в абстрактные математические понятия. В других школьных предметах ситуация не лучше: они преподаются насыщенными информационными блоками, очень слабо связанными с повседневной жизнью.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России: «Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они её решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ».

В 2012 году в исследовании PISA впервые приняли участие азиатские страны, потеснившие Финляндию с лидирующих позиций. В первой десятке появились Сингапур, Гонконг, Япония, Макао, Китай, Южная Корея, Тайвань и Вьетнам. Еще болезненнее финны восприняли результаты 2015 года, когда Эстония обошла Финляндию по естественным наукам, а Канада – по грамотности чтения. В первую десятку по одной из дисциплин попали также Канада, Ирландия, Швейцария, Норвегия и Новая Зеландия. А вышеперечисленные азиатские страны заняли все остальные позиции, причем первую строчку по грамотности чтения, математике и естественным наукам занял Сингапур.

Финляндия сильнее всего «съехала» по математике, оказавшись на 13 месте. По грамотности чтения у Финляндии было 4 место, а по естественным наукам – пятое.

Россия по всем показателям занимает места в середине списка, что говорит о серьезном разрыве между нашим школьным образованием и конкретными жизненными задачами. И это при том, что российские школьники учатся по гораздо более углубленной программе и выполняют большие объемы домашних заданий.

Домашнее задание в финских школах задают. Но мало. Считается, что оно не должно занимать больше 1 часа в день, даже в старших классах.

Директор школы в Хельсинки: «Дети не должны работать больше, чем взрослые!»

Как же достигается столь высокая эффективность уроков, что не требуются даже домашние задания?

«Мы фокусируемся на навыках, а не на запоминании. Главное – сам процесс обучения, а не полученная информация», - говорит директор финской школы.

Вот где кроется секрет успеха в PISA! Вместо того чтобы пытаться впихнуть в учеников тонны информации, которую трудно удержать в голове, финская школа учит ее добывать. И этот навык гораздо более востребован в современном мире, где у каждого в руке есть смартфон. Добыть информацию сейчас не проблема, куда важнее суметь ее понять, проанализировать и правильно отреагировать. Именно эти навыки и проверяет PISA.

«Новое направление в PISA — коллективное решение проблем», - рассказывает завкафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации работников образования Александр Пентин. – «Там вам предлагают в общении с какими-то виртуальными партнерами совместно обсудить и решить практическую проблему: организовать, например, производство маек или создание школьной газеты и т.д. То есть, там решается довольно сложная методическая и технологическая задача: смоделировать процесс взаимодействия между людьми и оценить, насколько продуктивно ученик умеет взаимодействовать».

Вспоминаете мини-группы финских школ? Для российской школы это, увы, пока что-то отвлеченное. В наших школах «каждый сам за себя», задания индивидуальные, а попытка помочь расценивается как подсказка и влечет «двойку». Взаимодействовать, решать задачи совместно у нас учат в лучшем случае в рамках редких творческих заданий на дом.

В конце нынешнего, 2018 года мы узнаем результаты очередного исследования PISA. Можно не сомневаться, что в топе опять окажется много азиатских стран. А вот каковы будут позиции Финляндии и России?